ДАРЫ СВЯТЫЕ
Том XIV , С. 206
опубликовано: 25 марта 2010г.

ДАРЫ СВЯТЫЕ

[греч. τὰ ἅγια δῶρα], одно из наименований евхаристических Хлеба и Вина. Хотя слово «Дары» по отношению к Телу и Крови Христовым используется уже в раннехрист. памятниках (напр., Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 44. 4), словосочетание «Д. с.» для раннехрист. лит-ры оставалось нехарактерно и начало широко употребляться с V в. (один из самых ранних примеров содержится в 11-м деянии IV Вселенского Собора 451 г. - ACO. T. 2. Vol. 1. Part. 3. P. 18 [377]). Впосл. в правосл. традиции оно получило большое распространение, в т. ч. в богослужебных текстах (см., напр., диаконский диптих («выкличку») за архиерейским богослужением:          ) и в рубриках литургических книг (также см. приписываемое свт. Василию Великому «Наставление ко иереем» - Joannou P.-P. Discipline générale antique (IVe-IXe siècles). Grottaferrata; R., 1963. Vol. 2. P. 187-191). Хотя выражение «Д. с.» само по себе может быть отнесено только к уже освященным Дарам, в обиходе нередко оно применяется и к находящимся на дискосе и в чаше хлебу и вину уже во время предшествующей освящению части литургии.

В практике католич. и древних вост. Церквей вместо термина «Д. с.» обычно используются иные (Жертва, Таинство и др.).

См. ст. Евхаристия.

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГОСТИЯ распространенное в зап. традиции название евхаристических Даров
  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода