ДЕНХА I
Том XIV , С. 412-413
опубликовано: 19 марта 2012г.

ДЕНХА I

Де́нха I [сир.   - заря, (Бого)явление] (ок. 1225 - 24.02.1281, Багдад), несторианский католикос (1265-1281). Сохранилась стихотворная биография (мимра) Д., принадлежащая его ученику, мон. Юханнану, однако большая часть сведений о его жизни передана несторианскими и яковитскими хронографами.

Род. в Сев.-Вост. Месопотамии: cогласно биографии - в Бет-Багаше, а по словам историка Салибы ибн Юханны - в Рустаке. Д. подвизался в мон-ре Бет-Кока (Бакука) в Адиабене и в неполных 30 лет стал митрополитом Арбелы (ныне Эрбиль, Ирак) и Хаззы. Он был претендентом на католикосат уже после Савришо V (1226-1256), однако тогда кафедру занял епископ Нисибинский с именем Маккиха II (1257-1265). После его смерти Д. был наконец избран католикосом благодаря покровительству старшей жены монг. ильхана Хулагу (1256-1265), несторианки Догуз-хатун, от к-рой получил ярлык. После особо торжественного обряда рукоположения в мон-ре Мар-Мари (Селевкия-на-Тигре) еп. Илией Гундишапурским (15 нояб. 1265) делегация от сына Догуз-хатун, ильхана Абаги (1265-1282), в составе эмира Якуба, периодевта Брихи и 3 монг. нойонов вручила ему знаки достоинства формального главы христиан Ильханской державы (грамоту-фарман, золотую пластинку-пайцза и зонтик-чатр). Местопребыванием католикоса стал дворец бывш. халифского камергера (хаджиба) ат-Табарси в Багдаде, переданный Хулагу еще Маккихе II.

Д. прославился как строитель монастырей и покровитель школ и церковной учености. Его католикосат стал также временем укрепления контактов между 2 сир. Церквами - несторианской и монофизитской. В 1277 г. Д. принимал в Багдаде яковитского мафриана Востока Григория (Абу-ль-Фараджа, Бар Эвройо), с к-рым вел переписку: сохранилось послание Григория, написанное им в ответ на письмо католикоса (Chabot J.-B. Une lettre de Bar Hébréus au catholicos Denha Ier // J. Asiatique. P., 1898. Ser. 9. Vol. 11. P. 75-102 [текст], 102-128 [франц. пер.]). О благосклонности Д. к монофизитам может также свидетельствовать тот факт, что еще в 1262 г., будучи епископом, он позволил им, укрывавшимся в Арбеле после взятия монголами Мосула, построить церковь вопреки воле католикоса Маккихи II.

В 1268 г. Д. вызвал возмущение мусульм. населения Багдада распоряжением утопить в Тигре молодого христианина из Тагрита, принявшего ислам. Разъяренная толпа осадила, а затем подожгла его резиденцию. Д. был вынужден прибегнуть к покровительству наместника (вали) Ирака Арабского, Ала ад-Дина Ата Малика Джувайни, к-рый тайно предоставил ему убежище в своем доме. После подавления беспорядков монг. военной администрацией Д. отправился с жалобой в Ильханскую Орду. Неудовлетворенный ее решением, католикос перенес свое подворье в мон-рь, построенный им в цитадели Арбелы. В 1279 г. он вступил в конфликт с оппозиционной группировкой, возглавленной еп. Тусским (обл. Хорасан) Симеоном бар Калигом, к-рого только перед этим поставил митрополитом Китая, и неким Денхой, к-рого несторианский клир Китая признал католикосом. Борьба закончилась торжеством Д. и заточением Симеона бар Калига и его приверженцев сначала в мон-ре Мар-Бехнам, а затем, после попытки бегства, в собственной келье католикоса.

Примерно в это же время, при посещении г. Марага в Адорбайгане (Азербайджане), Д. встретил 2 монахов, раббан Сауму и Маркоса, направлявшихся в Иерусалим для поклонения св. местам. Он дал им охранную грамоту для посещения Багдада, а нек-рое время спустя поручил паломникам получить для него приказы от ильхана Абаги, утверждавшие его в правах католикоса. После удачного выполнения этого задания, в 1280 г., Д. назначил мон. Сауму всеобщим периодевтом, а мон. Маркоса рукоположил и поставил митрополитом Сев. Китая с именем Ябаллаха. Последний и стал преемником Д. после его смерти (Ябаллаха III).

Д. похоронен рядом с католикосом Маккихой II в доме ат-Табарси, откуда их прах в 1295 г. был под давлением мусульман перенесен в т. н. ц. Третьего рынка в Багдаде. Из произведений, написанных Д., сохранился церковный гимн на сир. языке, посвященный «празднику Креста» и встречающийся в рукописях др. несторианских гимнографов, в т. ч. Георгия Варды (Berolin. SB. 43. 60; 65. Fol. 231v0 - 233v0), а также небольшой трактат на араб. языке (каршуни) о несторианской вере (Vat. 204. Fol. 161v0 - 163r0).

Ист.: Assemani. BO. T. 2. P. 251-252, 455; T. 3/1. P. 564-566; BHO, N 252; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Col. 429-430, 439-440, 449-452; Абу-ль-Фарадж. Та'рих мухтасар ли-д-дувал. Бейрут, 1890. С. 450-451 (на араб. яз.); Éloge du patriarche Nestorien Mar Denha Ier par le moine Jean / Éd. et trad. J.-B. Chabot // J. Asiatique. P., 1895. Ser. 9. Vol. 5. P. 110-141; Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d'un prêtre et de deux laîques, nestoriens / Éd. P. Bedjan. P., 18952. Ch. 3-5 (рус. пер.: Пигулевская Н. В. История мар Ябалахи III и раббан Саумы: Перевод // Она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 685-690); Maris, Amri et Slibae de patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1896. T. 2. P. 119-120; BarHebraeus. The Chronography / Transl. E. A. W. Budge. Oxf., 1932. Amst., 1975r. P. XXIV-XXV.
Лит.: Assemanus J. A. De catholicis seu patriarchis Chaldaeorum et Nestorianorum commentarius historico-chronologicus. R., 1775. Farnborough, 1969r. P. 182-183; Райт. Очерк. С. 204, сн.*; 210, сн.**; Baumstark. Geschichte. S. 207; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 213; Roey Van A. Denha Ier // DHGE. Vol. 14. Col. 219-221.
Т. К. Кораев
Рубрики
Ключевые слова
См.также