ДИАВОЛ
Том XIV , С. 563-564
опубликовано: 9 апреля 2012г.

ДИАВОЛ

[греч. διάβολος], одно из наименований главы темных сил (см. статьи Демонология, Сатана).

Греч. слово διάβολος в библейских и святоотеческих текстах обозначает главного противника Бога. В Септуагинте оно обычно (но не всегда; см., напр.: 3 Цар 11. 14) используется для перевода евр. слова  ,   (сатана). С тем же значением оно употребляется и в НЗ (напр., Мф 4. 1). Однако в классическом греч. языке значение было неск. иным: διάβολος означало «клеветнический, порочащий». Так, Плутарх (Plut. Quaest. Conv. 727d) ставит «клеветников» (διαβόλους) в один ряд с «нашептывателями» (ψιθύρους). То же значение «клеветник» имеется и в пастырских Посланиях ап. Павла, напр. в 1 Тим 3. 11, где он увещает жен не быть клеветницами (ϒυναῖκας... μὴ διαβόλους). Сократ объясняет (ap. Plato. Apol. 37b) свое осуждение тем, что про него долгое время распространялись «клеветы» (διαβολαί). Ϫιαβολή иногда также означало «враждебность», «ссора», а однокоренной глагол διαβάλλω (букв.- перебрасывать, переправлять) - «ссорить», «обвинять», «доносить». Так, в Лк 16. 1 говорится, что богатому человеку было «донесено» (διεβλήθη) на управителя. В нек-рых случаях этот глагол употребляется в значении «препятствовать» - в Числ 22. 22 говорится: «...и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать (ἐνδιαβάλλειν) ему». По-видимому, именно благодаря развитию этого смысла для слова διάβολος появляется значение «враг»: в Есф 8. 1 Аман назван врагом (διάβολος) иудеев, что соответствует евр. слову  ,  . Это и привело к последующему закреплению за словом διάβολος именования начальника темных сил.

В НЗ Д. выступает как противник Бога и праведности. В греч. тексте слова διάβολος (диавол) и σατανᾶς (сатана) часто используются как синонимы (подробнее см. в ст. Сатана). Так, в притче о сеятеле в Лк 8. 12 говорится о Д., а в параллельном месте Мк 4. 15 - о сатане. В Откр 12. 9 эти 2 наименования явным образом отождествляются: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (διάβολος κα σατανᾶς), обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

В НЗ к Д. применяются различные эпитеты. В Мф 4. 3 он назван «искусителем» (πειράζων), в Мф 6. 13 - «лукавым» (πονηρός), в Мф 13. 39 - «врагом» (ἐχθρός), в Откр 12. 10 - «обвинителем» (κατηϒορός, в синодальном переводе - клеветник), в Ин 12. 31 - «князем мира сего» (ὁ ἄρχων τοῦ κόσμου τούτου).

О том, что наименование «Д.» закрепилось в христ. употреблении, свидетельствует, напр., мч. Иустин Философ: «У нас начальник злых духов называется змеем и сатаною и диаволом» (Iust. Martyr. I Apol. 28).

В НЗ говорится о том, что гонения на христиан - дело рук Д., однако при этом его не следует бояться: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2. 10). Христиане должны бороться с Д. и с помощью Божией побеждать его: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4. 7). Во Второе пришествие Иисуса Христа Д. будет навечно «ввержен в озеро огненное и серное» (Откр 20. 10).

Лит.: Russell J. B. The Devil: perceptions of evil from Antiquity to Primitive Christianity. Ithaca; L., 1977; Motyer S. Your Father the Devil?: A New Approach to John and «the Jews». Carlisle, 1997; Riley G. J. Devil // Dictionary of Deities and Demons in the Bible. Leiden etс., 1999. P. 244-249; Penney, D. L. Finding the Devil in the Details: Onomastic Exegesis and the Naming of Evil in the World of the New Testament // New Testament Greek and Exegesis: Essays in Honor of Gerald F. Hawthorne. Grand Rapids; Northam, 2003. P. 37-52; Wengst K. The Devil in the Revelation of St. John // The Problem of Evil and its Symbols in Jewish and Christian Tradition. L.; N. Y., 2004. P. 68-74; Capelli P. The Outer and the Inner Devil: On Representing the Evil One in Second Temple Judaism // «The Words of a Wise Man's Mouth are Gracious» (Qoh 10. 12): FS f. G. Stemberger on the Occasion of his 65th Birthday. B.; N. Y., 2005. P. 139-152.
Е. В. Барский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БЕС наименование злого духа в древнеславянском язычестве, а также в христианскую эпоху на церковнославянском и других славянских языках
  • АНГЕЛ "вестник", название сотворенных Богом личных духовных существ
  • АСМОНЕЙ см. Демонология
  • ДЕМОНОЛОГИЯ христ. учение о злых духах
  • ИСААК СИРИН еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений, прп. (пам. 28 янв.)