ДИЙ
Том XIV , С. 689-690
опубликовано: 23 июня 2009г.

ДИЙ

[греч. Δῖος] († ок. 430), прп., чудотворец (пам. 19 июля). Происходил из Антиохии (Сирия), в окрестностях к-рой в течение долгих лет жил аскетом. В зрелом возрасте он удостоился видения, в к-ром ему было приказано идти в К-поль. По данным источников, Д. прибыл в столицу в царствование имп. Феодосия I Великого (379-395) и поселился в одном из пригородов на языческом кладбище, где обитали бесы. Изгнав их и получив от Бога знамение (воткнутый в землю посох превратился в огромный дуб), он обосновался на этом месте. Вскоре за помощью к нему стали стекаться люди. Слава о чудесах Д. достигла императора, к-рый посетил святого. После беседы с Д. он выделил ему землю и средства на постройку мон-ря. Назначение игуменом мон-ря и рукоположение в сан пресвитера произошли позже, во время Патриаршества свт. Аттика (406-425). Д. совершил множество чудес. Так, выбранное братией место для колодца оказалось безводным, влаги не было даже на большой глубине. Тогда Д. велел опустить его в колодец на лебедке, 3 раза ударил заступом в стенку, и из нее тотчас же хлынула вода. Один из рабочих, предположивший, что Д. совершил это с помощью магических чар, упал в наполненный водой колодец и утонул. Его жена также обвинила святого в колдовстве, но по ее просьбе он воскресил ее мужа. Однако, едва подойдя к дому, рабочий вновь упал замертво. Его жена раскаялась в своих обвинениях и после похорон мужа стала вести праведную жизнь.

Однажды Д. сильно заболел. Причастившись, он закрыл глаза и перестал дышать. Поклониться его телу пришли свт. Аттик, патриарх К-польский, и бывший тогда в столице Антиохийский патриарх Александр I (414-424), однако Д. неожиданно поднялся и объявил, что Бог дал ему еще 15 лет жизни; предсказание полностью исполнилось. После кончины святого император собирался похоронить его с почестями в городских стенах, однако братия мон-ря не согласилась отдать его тело, Д. был похоронен в стенах монастыря.

В визант. традиции мон-рь, основанный Д., иногда считается 1-м из построенных в К-поле (см. эпиграмму прп. Феодора Студита (PG. 99. Col. 1081)), хотя в совр. науке преобладает др. мнение на этот счет (см. ст. Далмата мон-рь). Обычно в качестве даты его основания, не подтвержденной источниками, называется 390 г. (Aubert; Bertocchi). Временные указания в источниках противоречивы. Так, Синаксарь К-польской Церкви и Минологий Василия II делают современниками имп. Феодосия Великого и патриарха К-польского св. Аттика, в то время как Аттик стал патриархом только через 9 лет после смерти Феодосия. Возможно, произошло смешение имен императоров Феодосия I Великого и Феодосия II Младшего (408-450).

Местоположение мон-ря точно определить невозможно: вероятно, он располагался в 12-м районе К-поля (между совр. р-нами Аксарай и Едикуле), к северо-западу от цистерны св. Мокия. К сер. V в. мон-рь приобрел большую известность, в соборных документах V-VI вв. подписи его архимандритов идут на 2-м месте после подписей архимандритов мон-ря Далмата (Mansi. Т. 8. Col. 986, 1052). Дальнейшая история мон-ря прослеживается фрагментарно: известно, что именно там в 1-й период иконоборчества были спрятаны частицы мощей мч. Стефана Нового (La Vie d'Étienne le Jeune par Étiene le Diacre. Р. 74-75; Theoph. Chron. Т. 1. P. 443). Одно из последних упоминаний о мон-ре относится к нач. XIII в.- Антоний, архиеп. Новгородский, во время паломничества (1200) описывает церкви, расположенные между стенами Константина и стенами Феодосия, и в числе проч. упоминает о мон-ре прп. Дия, где хранятся мощи святого.

Анонимное Житие Д. известно по одной греч. рукописи XVII в., хранящейся в мон-ре прп. Дионисия на Афоне (Dionys. N 145, 1619; Lambros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. N 3679). В наст. время критическое издание и англ. перевод Жития готовятся в Королевском ун-те Белфаста (Великобритания).

Ист.: BHG, N 2105; SynCP. P. 829-830; Theoph. Chron. T. 1. P. 443; Theodori Studitae Iambi de variis argumentis // PG. 99. Col. 1778-1812; La Vie d'Étienne le Jeune par Étiene le Diacre / Introd., éd. et trad. M.-F. Auzépy. Aldershot, 1997. (BBOM; 3); PG. 117. Col. 549 [Минологий Василия II]; Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 6. Σ. 82-83; Книга Паломник. С. 26, 57, 86; ЖСв. Июль. С. 417-423.
Лит.: Marin E. Les moines de Constantinople depuis la foundation de la ville jusqu'аu la mort de Photius. P., 1897. P. 22-23; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 670, N 3; Bd. 3. Tl. 1. S. 46-48; Dagron G. Les moines et la ville: Le monachisme à Constantinople jusqu'au Concile de Chalcédoine (451) // TM. 1970. T. 4. P. 229-276; Janin. Églises et monastères. P. 103-105; Aubert R. Dius, archimandrite а Constantinople // DHGE. T. 14. Col. 522; Bertocchi P. Dio, archimandrite di Costantinopoli // BiblSS. Vol. 4. Col. 623-624; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 116-117; Krausmüller D. The Constantinopolitan Abbot Dius: His Life, Cult and Hagiographical Dossier // BMGS. 2007. Vol. 31. N 1. P. 13-31.
Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
  • АГИОДУЛ (VI в.), настоятель лавры прп. Герасима на Иордане, прп. (пам. в субботу сырную)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
  • АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († 376), прп. (пам. 3 марта, копт. 15 апр., зап. 2 окт., сир. 1 февр.)