(829/30-913), свт. (пам. кипр. 6 нояб.), еп. Хитрский. Согласно Житию, составленному анонимным автором, Д. род. в начале царствования имп. Феофила (829-842) на о-ве Кипр, в сел. Сике, расположенном недалеко от г. Хитры (совр. Китрея). Рос в благочестивой семье, отец его был пресвитером. В 15 лет, повинуясь воле родителей, Д. вступил в брак. Но через 3 месяца его супруга скончалась. Тогда Д., простившись с родителями, удалился на высокую гору, в мон-рь св. Антония. Там он проводил жизнь в посте и бдении и в скором времени принял монашеский постриг. Д. уклонялся от праздных бесед и получил от Бога дар «слезного сокрушения», так что ночью, когда он спал, и днем, когда бодрствовал, во время трапезы и за работой он не переставал плакать о своих грехах. Так он пребывал в мон-ре 40 лет, временами удаляясь в пустынное место для молитвы, а затем вновь возвращаясь в обитель.
Евстафий, еп. Хитрский, узнав о добродетельном житии Д., рукоположил его во пресвитера и назначил экономом своей епископии. На этом посту Д. помогал бедным, сиротам и вдовам. По прошествии неск. лет Д., отпросившись у еп. Евстафия, вернулся в мон-рь св. Антония, где стал игуменом.
Когда Евстафий был избран архиепископом г. Саламин, он решил сделать Д. своим преемником в г. Хитры. В Божественном откровении Д. узнал о намерении епископа и тайно покинул мон-рь, удалившись на сев. часть горы. Он пришел к другу Павлу и просил показать ему место, где бы он мог укрыться. Павел привел Д. в небольшую пещерку, расположенную на высоком берегу моря. Д. поселился в ней, взяв с друга обещание никому не рассказывать об этом месте. Тем временем архиеп. Евстафий, не найдя Д. в мон-ре св. Антония, разослал повсюду гонцов. Один человек, тайно видевший Д. с Павлом, указал место, где жил Павел, и сказал, что тот знает, где находится святой. Тогда посланники архиеп. Евстафия схватили Павла и сначала долго уговаривали его показать им, где прячется Д., а когда Павел отказался, они жестоко избили его, так что он был вынужден нарушить обещание и указать им пещеру. Д. был доставлен к архиеп. Евстафию и, повинуясь его воле, был возведен на кафедру г. Хитры, к-рую занимал в течение 25 лет.
Д. имел дар исцелять больных и изгонять злых духов. Автор Жития подробно описывает одно из чудес святого: Д. укротил молитвой свирепого быка, купленного пастухом Македонием для работы на поле, а затем подарил это животное бедной женщине, избавив от нужды ее семью.
Когда Д. был уже в преклонном возрасте, арабы напали на о-в Кипр. Они разорили множество селений, в т. ч. и г. Хитры, захватили богатую добычу и увели в плен много жителей. Д. вслед за своей паствой отправился в Вавилон (И. Делеэ предполагает, что автор подразумевает под Вавилоном Каир, большинство исследователей считают, что речь идет о Багдаде). Д. убедил араб. правителя вернуть награбленную добычу и освободить пленных. Вскоре после возвращения на Кипр Д. скончался. От его мощей стало проистекать миро.
Известен единственный список Жития Д. (BHG, N 495) в составе рукописи Sinait. gr. 789 (XII в.). Обширное предисловие, представляющее собой похвалу святому, содержит много «общих мест». По мнению первых издателей Жития Д., оно было написано местным кипр. автором вскоре после смерти святого (по А. Грегуару, до 925, согласно Делеэ, в сер. Х в.). Х. М. Лопарёв относит этот памятник к более позднему времени, указывая на то, что автор Жития не знает исторических реалий (напр., нападение арабов на остров трактуется как разбойничий набег извне, а не как карательная экспедиция, что соответствовало бы статусу Кипра как совместного владения халифата и Византии (кондоминиум)). Лопарёв также считает маловероятным путешествие 80-летнего Д. в Багдад и то, что он мог разжалобить халифа. Этот исследователь относит данное Житие к числу «подложных» и сомневается в самом факте существования святого.
Л. Рюден видит в описываемых автором Жития событиях отражение похода на Кипр араб. военачальника Дамиана Тарсийского (911), предпринятого в ответ на нападение в 910 г. визант. адмирала Имерия на мусульман, живущих на о-ве Кипр, и на сир. крепости. По словам араб. писателя Масуди, в течение 4 месяцев арабы грабили остров и захватывали в плен греч. население. Спустя 2 года К-польский патриарх Николай I Мистик (901-907; 912-925) направил письмо халифу Мухтадиру, в к-ром обвинил его в разорении Кипра. Патриарх напоминает, что остров является общим владением греков и арабов, и просит восстановить права киприотов. Хотя в этом письме не упоминается Д. и не говорится об освобождении пленных, по мнению Рюдена, Д. мог входить в состав посольства, направленного к араб. правителю патриархом Николаем I Мистиком, и сыграть значительную роль в освобождении пленных. Рюден считает возможным, что Житие Д. было написано до заключения мирного договора с арабами, в кон. 913 - нач. 914 г. В наст. время большинство исследователей относят Житие Д. к сер. Х в.
Древнейшее изображение Д., датируемое XI в., находится в алтарной части ц. свт. Николая «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр). Визант. календари не содержат сведений о Д., известно только позднее добавление, сделанное на полях кодекса 1050 г. (Laurent. San Marco. 787) под 6 нояб.: «...память иже во святых отца нашего Димитриана чудотворца, епископа Кифреи» (SynCP. Col. 197). В рукописи Александрийской Патриаршей б-ки Cod. 156 (XIV в.) содержится канон в честь Д., написанный гимнографом Самоной (Ταμεῖον, N 178). Д. упоминается в списке Хитрских епископов в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). По крайней мере 4 церкви на о-ве Кипр носят имя Д., древнейшая из них построена в Идалионе (на окраине совр. Дали) в 1317 г.