ДИОНИСИЙ
Том XV , С. 256-257
опубликовано: 18 сентября 2009г.

ДИОНИСИЙ

Содержание

Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ)Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ)Щепа († после 1463), прп. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером., затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. Д. упоминается в Киево-Печерском патерике в сказании о чуде, бывшем в пещерах во время Пасхи 1463 г. В нек-рых списках патерика этот текст приписан к тексту Кассиановской редакции 1462 г. (Кассиановской 2-й редакции). Д. по прозвищу Щепа, блюститель Антониевых пещер, вошел в день Пасхи в пещеру, называемую «Трапеза», покадить во время пасхальной утрени перед мощами усопших прп. отцов Печерских. На возглас «Христос воскресе!» ему ответил громовой голос от всех св. мощей: «Воистину воскресе Христос!» Согласно преданию, Д. остальное время жизни провел затворником в пещерах.

Мощи Д. почивают в затворе в Дальних пещерах. Имеются тропарь и кондак преподобному (Модест (Стрельбицкий). С. 75-76), в тропаре подчеркивается «непорочное» священническое служение святого. Его имя упоминается в 3-м тропаре 8-й песни канона прп. отцов Печерских, написанного ок. 1643 г. Мелетием Сиригом по заказу митр. св. Петра (Могилы), где Д. назван «блаженным» (Дива. С. 148); святой также упомянут в 3-м тропаре 4-й песни канона прп. отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Д. введено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Память Д. 3 окт. установлена, видимо, в связи с отмечаемой в тот же день памятью Дионисия Ареопагита.

Ист.: Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают. К., 1763. Л. 108; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Кр. сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. VII, 28-29; Патерик Киевского Печерского мон-ря / Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911.
Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 168; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 27; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 307; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 137, 138.
Е. В. Лопухина

Иконография

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике Д. сказано: «Сед, брада менше Сергиевой, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод празелень» (БАН. Строг. № 66. Л. 317 об., «левыя страны» 37-й).

Илюстрация к «Слову о чуде на Пасху 1469 г.». Гравюра из Патерика, или Отечника, Печерского. К., 1661. Л. 286 об. (РГБ)Илюстрация к «Слову о чуде на Пасху 1469 г.». Гравюра из Патерика, или Отечника, Печерского. К., 1661. Л. 286 об. (РГБ)

Одно из ранних сохранившихся изображений Д. помещено в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 276 б) на ксилографии, иллюстрирующей «Слово о чуде на Пасху 1463 года». Д. вместе с 2 черноризцами Печерскими (в куколях, с факелами) в центре большой усыпальницы Ближних пещер, названной в патерике «Общиной» и обозначенной на картах XVII-XVIII вв. как «Трапеза», совершает каждение св. мощей усопшей братии. Преподобный облачен в монашеские одежды и епитрахиль, голова не покрыта, куколь откинут на плечи, в правой руке - кадило, из к-рого клубятся облака благовоний. Изображен с нимбом (без надписи на нем), в виде средовека с короткими темными волосами и небольшой бородой, вполоборота вправо, ладонь левой руки простерта к мощам, возглас преподобного начертан на узкой белой ленте, исходящей из его уст: «С[вя]тые отцы и братия, сего дне Х[ристо]с воскресе». Ответ умерших в соответствии с текстом патерика передан двустишием в подписи к иллюстрации: «Воистину воскресе, яже кости реша, С[вя]ты суть: жизнь и в себе по см[е]рти явиша». Несомненно, это работа мастера Илии, хотя его гриф на листе отсутствует (Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Стб. 631-632).

Композиция повторена Леонтием Тарасевичем на гравюре для издания патерика 1702 г., где художником привнесен дополнительный мотив небесного света, на переднем плане помещена горящая лампада. Д. облачен в фелонь, что подчеркивает его сан.

На единоличной погрудной иконе кон. XX в. (возможно, воспроизводит иконографию образа 40-х гг. XIX в.) возле места затвора с мощами Д. в Дальних пещерах акцент сделан на его изображении как подвижника и постника: большие глаза, впалые щеки, тонкий нос, седая окладистая борода на еще молодом лице, голова покрыта куколем, вверху вокруг нимба надпись: «С. прдб. Дiонисiй Щепа затворникъ». В соответствии с текстом патерика и иконографической традицией он представлен с высоко поднятым кадилом, левая рука с четками прижата к груди.

Образ Д. присутствует в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). Оплечное изображение преподобного нередко помещено в 6-м ряду 2-м слева, напр. на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ, иконографически близка к листу № 1513 из собр. Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Стб. 624) - Д. представлен старцем с небольшой округлой бородой с проседью, в куколе, голова слегка склонена влево; так же на тоновой литографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) имеется оглавное изображение Д. (в правой группе, в 7-м ряду 2-м слева) как средовека, без куколя, с волнистыми волосами, без индивидуальных особенностей (Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169).

На иконе «Собор Киево-Печерских святых» 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавное изображение Д. находится тоже в 6-м ряду 2-м слева, в небольшом повороте влево, лик молодого подвижника индивидуализирован (Киево-Печерский патерик. С. 33. Кат. 61). На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко, опубл.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) святой представлен (очевидно, ошибочно) в левой части иконы, в 7-м ряду 2-м слева, среди иноков, мощи к-рых почивают в Ближних пещерах. Он изображен погрудно, вполоборота от центра, в куколе, с молодым округлым лицом и небольшой русой бородкой, на нимбе надпись: «Дiонисiй». На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), Д. изображен в верхнем ряду 3-м слева.

Образ Д. включен в состав подвижников Дальних пещер на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве, опубл.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. списках этого извода. На лицевых святцах рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.), Д. изображен под 4 окт. вместе с некоторыми Киево-Печерскими святыми, в рост, с окладистой бородой и шапкой волос на прямой пробор, концы мантии завязаны узлом, в руках свиток.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633, № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763, № 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 99; Патерик Киево-Печерский. К., 2003. Т. 1: Подвижники Киево-Печерской лавры XI-XV вв. и древние святые, причисляемые к ее чудотворцам. С. 339; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.
И. Б. Черномаз
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
  • АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)