ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ
Том XV , С. 401-402
опубликовано: 9 июля 2012г.

ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ

[англ. Dispensationalism; лат. dispensatio, dispensationis - распределение, управление, религ. заповедь, Божий Промысл, разрешение на отступление от правил], теологическая концепция, получившая широкое распространение в различных протестант. течениях (особенно в Великобритании и США) в XIX-XX вв.

В основе Д. лежит представление о разделении истории человечества на периоды, в каждом из к-рых действует характерный для него закон Бога. В течение каждого периода Бог испытывает человека: насколько человек покорен особым, присущим только этому периоду откровениям, в к-рых проявляется Божия воля. Милленаристы (см. ст. Милленаризм) толкуют 2 Петр 3. 8 в букв. смысле, где каждый день Шестоднева - это ровно 1 тыс. лет, и верят, что Страшному Суду должен предшествовать миллениум - 1000-летний период мира, экономического процветания и всеобщего христианского воцерковления. Постмилленаристы верят, что Второе пришествие Христа произойдет лишь в конце этого периода, премилленаристы - что Второе пришествие Христа видимым образом и в великой славе произойдет перед наступлением миллениума, а следов., именно Христос как земной Царь будет править, опираясь на святых, в течение всего миллениума. Совр. Д. характерен для премилленаристов. Автором учения был Дж. Н. Дарби из секты Плимутских братьев. Его амер. последователь, конгрегационалистский (см. ст. Конгрегационализм) пастор Сайрус Скофилд, разработал свой вариант Д. и в 1909 и 1917 гг. в США издал Библию с комментариями и таблицами, в к-рой вся человеческая история была поделена на 7 диспенсаций (Скофилдова Библия - The Scofield Reference Bible / Ed. C. I. Scofield. N. Y.; L., 1909, 1917; новейшее изд.- Oxford NIV Scofield Study Bible / Еd. C. I. Scofield, E. S. English. N. Y., 1984). К 1918 г. было выпущено ок. 2 млн экз.

Все ветхозаветные мессианские пророчества о Христе Д. толкует как пророчества не об Искупителе и Основателе Церкви, а о Царе, Который был послан, чтобы восстановить Израильское царство. Согласно Скофилду, Христос не смог восстановить трон Давидов и создал видимую христ. церковь, к-рая и существует в истории и в нач. XX в. переживает глубокий упадок. Скофилд настаивал на том, что человеческая история должна длиться ровно 7 тыс. лет, видя в числе 7 основу, на к-рой строится понимание Библии. Он опирался на подсчеты англикан. архиеп. Джеймса Ашера, согласно к-рым Творение произошло в 4004 г. до Р. Х. Свое время Скофилд рассматривал как завершение 6-й диспенсации, за ней должно последовать пришествие Христа и миллениум. Второе пришествие Христа должно побудить евреев принять Его как Царя и создать в Палестине «царство Славы» во главе с Ним, к-рое будет признано всеми народами Земли.

Наиболее распространена т. зр., что каждая диспенсация начинается новым Откровением Бога людям, а заканчивается катастрофой - карой за неповиновение людей Богу: Адам и Ева в раю, грехопадение и изгнание из рая; от Каина до Всемирного потопа; от Вавилонского столпотворения до разрушения Содома и Гоморры; эпоха Авраама, Исаака и Иакова до Исхода; эпоха Моисеева закона, когда Бог открывает Себя в завете (ковенанте), оканчивается распятием Христа; наше время - христ. (или тaинственный, mystery) период, когда Христос открывает Себя людям через Евангелие. Причем за 7 лет до явного Второго пришествия Христа (срок исчисляется на основании Дан 9. 24-27) начнутся «скорби конца времен» (endtime tribulation). Христос сначала вернется невидимым образом, воскресит всех умерших праведников, преобразит (transform) ныне живущих верующих и вознесет тех и других на небеса («восхищение (rupture) святых» - 1 Фес 4. 17). Видимое пришествие Христа ожидается на Елеонской горе в Иерусалиме. За ним должно последовать сокрушение антихриста, обращение в христианство всех евреев и суд над народами. Причем даже в период миллениума (Субботы мира - world-Sabbath) власти Царя Христа покорятся не все народы. Миллениум кончится «судом у Белого Трона» (judgment at the White Throne), поражением сатаны и разрушением Земли. Только тогда верные войдут в рай, а неверные навеки погибнут.

Амер. историк М. Нолл рассматривает Д. кон. XIX - нач. ХХ в. как одну из форм реакции на упадок христ. религиозности и кризис традиц. Церквей (наряду с «Движением святости», фундаментализмом и пятидесятничеством). Заслугу Д. он усматривает в защите Библии как Слова Божия и в привлечении внимания верующих к пророчествам ВЗ, пусть и путем примитивной и произвольной «привязки» их к совр. событиям. «Однако, поскольку диспенсационализм был наиболее интеллектуальной формой фундаментализма, он нес и наибольшую ответственность за разрушительное воздействие, оказанное им на разум христиан» (Noll M. A. The Scandal of the Evangelical Mind. Grand Rapids (Mich.), 1994. P. 132).

Ч. Райри, апологет и систематизатор Д., в 1965 г. выделил 3 формальных признака диспенсационалистского мировоззрения: различение и противопоставление Израиля и видимой Церкви; способ толкования Библии, обычно называемый буквальным (literal), однако Райри предпочитал называть его нормальным или прямым (normal or plain); большую сосредоточенность на славе Божией, нежели на спасении людей.

Распространенность Д. среди англосакс. протестантов нарастала по мере приближения 2000 г. (28 млн экз. Библии изд. к 1990). Бестселлером стала диспенсационистская повесть-притча Х. Линдсея, К. Карлсона «Покойная великая планета Земля» (Lindsey H., Carlson C. C. The Late Great Planet Earth. Grand Rapids, 1970). Нарастание подобных настроений привело к возникновению в брит. и амер. церковной среде новых вариантов Д. В частности, появились «прогрессивные диспенсационалисты» - К. Блейзинг, Д. Бок, к-рые оспаривают универсальность 3 признаков Райри. Диспенсационалисты-пятидесятники выделяют в качестве особой диспенсации эпоху «излияния Св. Духа», к-рую разные авторы датируют по-разному, и т. п.

Отдельные положения Д. проникают в мировоззрение разных христиан (но прежде всего баптистов, адвентистов, пятидесятников) и атеистов. Д. фактически стал частью амер. гражданской религии в том ее варианте, к-рого придерживаются наиболее экспансионистски и глобалистски настроенные политики, рассматривающие США как политическую силу, к-рая создала универсальную модель социального благополучия и призвана подготовить политическое объединение всего человечества, которое состоится при миллениуме. Подобная идеология дает возможность оправдать в глазах христиан практически любые действия США.

Лит.: Darby J. N. Synopsis of the Books of the Bible. L., 1857-[1867]. 5 vol.; Scofield C. I. Rightly Dividing the Word of Truth. N. Y., [1907]; Сhafer L. S. Dispensationalism. Dallas, 1951; Kraus C. N. Dispensationalism in America: Its Rise and Development. Richmond, [1958]; Bass C. B. Backgrounds to Dispensationalism: Its Historical Genesis and Ecclesiastical Implications. Grand Rapids, 1960; Cox W. E. An Examination of Dispensationalism. Phil., 1963; Ryrie C. C. Dispensationalism Today. Chicago, 1965; The Meaning of the Millenium: Four Views / Ed. R. G. Clouse. Downers Grove (Ill.). 1977.
С. А. Исаев
Рубрики
Ключевые слова
См.также