[лат. Domitianus] († 560), св. (пам. зап. 7 мая, в Румонде - 2 мая, перенесение мощей - 15 июня), 20-й еп. г. Тунгры (совр. Тонгерен, Бельгия) и г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды).
Сведения о Д. содержатся в «Деяниях епископов Тунгров, Моза-Траекта и Леодия» Херигера Лоббского (кон. X в.). Согласно Херигеру, Д. занимал кафедру в годы правления франк. кор. Хильдеберта I (511-558) и присутствовал на V Соборе в Аврелиане (совр. Орлеан, Франция; 549). Святитель покинул пришедшие в упадок Тунгры и переселился в Моза-Траект, где был похоронен свт. Серватий. Над гробницей святителя, где совершались многочисленные чудеса, Д. построил ораторий. Д. был погребен в ц. Пресв. Богородицы в г. Хой (совр. Юи, Бельгия). Подпись святителя стоит под деяниями Собора 535 г. в Арверне (совр. Клермон-Ферран).
Вскоре после 1173 г. было составлено Житие Д. (не изд.). Во 2-й пол. XIII в. на его основе были написаны еще 2 Жития - краткое и пространное. Сведения о Д. содержатся также в «Деяниях Льежских епископов» мон. Эгидия из Орваля (сер. XIII в.). Согласно краткому Житию, святитель род. в знатной галльской семье. После смерти Тунгрского еп. Евхария Д. был избран на кафедру. Святитель обладал даром проповеди, занимался миссионерской деятельностью среди язычников, строил церкви и больницы и щедро помогал обездоленным. На Соборе в Аврелиане благодаря красноречию Д. была осуждена арианская ересь (в действительности на Соборе рассматривалось несторианское учение). Святитель избавил жителей Хоя от змия (дракона), отравившего воду в источнике. Как только Д. воткнул епископский посох в землю, забил новый источник, вода из к-рого обладала целительными свойствами. Святитель полюбил город и находившуюся в нем ц. во имя Пресв. Богородицы. В окрестностях Хоя он совершил множество чудесных исцелений. Почувствовав приближение смерти, святитель вернулся в Моза-Траект. Д. созвал клириков и мирян к гробнице свт. Серватия и произнес прощальную проповедь, испрашивая молитв паствы. Когда святитель остался в церкви один, ему явился Господь в окружении ангелов и принял его душу. Тело Д. было перенесено в Хой и похоронено в ц. Пресв. Богородицы. На гробнице святителя совершались чудеса. В Житии ошибочно сообщается, что мощи Д. были обретены св. Виллигизом, архиеп. Кёльнским (в действительности Майнцским; 975-1101), в годы правления франк. имп. Карла Великого (768-814). В 1173 г. мощи Д. были помещены в серебряную позолоченную раку.
Пространное Житие написано пышным и цветистым языком, однако содержит те же сведения о жизни и подвигах Д., что и краткое Житие. Более подробно рассказано о перенесении мощей святителя в 1173 г. и последовавших чудесных исцелениях. Сохранилось также описание 6 чудес, происшедших у раки с мощами Д.
Центр почитания Д. находился в Юи. Нотгер, еп. Льежский (972-1008), учредил там капитул из 11 каноников. Древняя ц. во имя Пресв. Богородицы была разрушена Балдуином V, гр. Фландрии, в 1053 г. и восстановлена в романском стиле в 1066 г. кн.-еп. Льежа Теодуином Баварским. В 1311-1376 гг. была построена ныне существующая готическая церковь. Мощи Д. хранятся в серебряной раке XII в., авторство к-рой приписывается ювелиру Годфриду из Юи. Часть мощей святителя (палец) находится в Маастрихте.
Д. почитается как заступник от горячки и лихорадки. Изображается в епископском одеянии с драконом у ног.