патриарх Антиохийский (1434/35 - 8.09.1451). Уроженец сел. Сайдная (под Дамаском), где в 1431-1434 гг. занимал епископскую кафедру. Известен как современник Флорентийской унии (1439). Вост. патриархи не принимали личного участия в подготовке и проведении Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. (возможно опасаясь преследований со стороны мамлюкских властей) и делегировали свои полномочия представителям визант. клира. Так, экзархами Д., по разным данным, были св. Марк Евгеник, митр. Эфесский, Григорий, духовник визант. имп. Иоанна VIII Палеолога, Исидор, митр. Киевский. Провозглашение унии 6 июля 1439 г. вызвало противоречивую реакцию на Ближ. Востоке. Получив экземпляр актов Собора через Нафанаила, митр. Родосского, Д. первоначально склонялся к их принятию. В арабо-христ. лит-ре 2-й пол. XV в. известны их переводы (в т. ч. выполненный современником Д., Михаилом, митр. Бейрутским) и ряд др. филокатолических текстов. Однако успехи унии оказались непрочными. После первой растерянности в Византии начался подъем оппозиционных настроений, к к-рому сразу присоединились ближневост. патриархи. В 1443 г. Арсений, митр. Кесарии Каппадокийской, посетил Палестину под предлогом паломничества. По его настоянию 3 патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский,- собравшись во Св. граде в апр. 1443 г., выступили с осуждением унии и ее сторонника К-польского патриарха Митрофана II. Действительность Собора и аутентичность его актов ставились учеными под вопрос, однако не были опровергнуты. В то же время приписываемое Д. участие в аналогичном Соборе 1450 г. в К-поле, очевидно, не соответствует действительности, как и сам факт Собора.
В Патриаршество Д. возобновились контакты Антиохийской и Грузинской Церквей: он поддерживал католикосов Зап. Грузии в их стремлении к автономии, увенчавшемся успехом при одном из преемников Д., Михаиле IV (см. в статьях Абхазский католикосат // ПЭ. Т. 1. С. 70 и Грузинская Православная Церковь // ПЭ. Т. 13. С. 213).\tab