ДУБЛИН
Том XVI , С. 299-307
опубликовано: 15 октября 2012г.

ДУБЛИН

Содержание

[ирл. Baile Átha Cliath, Duibhlinn, от древнеирл. Dub Linn - черная заводь; англ. Dublin], столица Ирландии, расположена в устье р. Лиффи (вост. побережье о-ва Ирландия), католич. епископская кафедра с XI в., архиеп-ство с 1152 г., англикан. архиеп-ство с 1536 г.

V-XII вв.

Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг.Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Согласно позднему преданию, во 2-й пол. V в. св. Патрикий (Патрик), «апостол Ирландии», крестил местное население в водах источника в устье р. Лиффи. В нач. VI в. прп. Моби († 545) основал монастырь Глас-Ноден (ныне Гласневин). Основание мон-ря Сорд (ныне г. Сордс, предместье Д.) приписывается прп. Колумбе, мон-ря Финнглас (древнеирл. Findglas; ныне Финглас в черте Д.) - прп. Каннеху. Одним из самых крупных поселений на территории совр. архиеп-ства было «церковное поселение» Глен-да-Лоха (ныне Глендалох) в горах Уиклоу, основанное на месте подвигов отшельника прп. Коэмгена (Кевина; † 617 или 621). В VII-VIII вв. появились поселения в Клуан-Долкан (ныне Клондалкин) и Тамлахте (ныне Таллахт). В Глен-да-Лоха, Сорде, Тамлахте, Финнгласе находились епископские кафедры. Сохранились сведения о существовании древней ц. Келл Михан на месте совр. ц. св. Микана в Д. Согласно поздней традиции, на месте средневек. Д. находилось 4 церкви «кельтского» периода, что подтверждается археологическими данными только в отношении собора св. Патрикия, по легенде воздвигнутого на месте крещения святителем местного населения,- близ собора были обнаружены каменные плиты с высеченными изображениями креста.

С 30-х гг. IX в. в долину р. Лиффи неоднократно (в 833, 837, 841) вторгались скандинавы, разорившие ряд поселений. В 917 г. предводитель дат. викингов из Нортумбрии (Сев. Англия) Ситрик восстановил Д. В 944 г. город был разорен Конгалахом, князем Южных И Нейл, после чего господство над Д. стало рассматриваться как одна из прерогатив верховного правителя острова («короля Темры»). В ирл. летописях содержатся сведения о том, что к этому времени под властью Д. находились обширные территории на востоке острова, в т. ч. ряд церквей и мон-рей. Ярл Д. Олаф Куаран принял крещение. В 981 г. он отрекся от престола и отправился в паломничество в мон-рь Иона, где скончался и был похоронен. В 1028 г. его сын ярл Д. Ситрик Шелковая Борода совершил паломничество в Рим. Исследователи склонны связывать с этим событием учреждение епископской кафедры в Д. (Gwynn. 1992). Первым епископом стал ирландец Дунан (Доннан; латиниз. Донат), рукоположенный, вероятно, Кентерберийским архиеп. Этельнотом (рукоположение архиепископом Кентерберийским имело целью закрепить независимость еп-ства от церковных иерархов Ирландии). Особое положение кафедры Д. отразилось в ирл. летописях, где Дунан назван «верховным епископом иноземцев» в Ирландии (Dunan ardespoc Gall - The Annals of Ulster. 1074. Dublin, 1983. P. 510). Ярл Ситрик и еп. Дунан заложили кафедральный собор во имя Св. Троицы (или ц. Спасителя; англ. Christ Church) и епископский дворец с ц. арх. Михаила. При соборе был учрежден причт из белого духовенства (впосл. из монахов-бенедиктинцев).

После смерти еп. Дунана в мае 1074 г. на кафедру был избран Патрикий (Гилла-Патрик), монах из Вустера (Англия). В послании клира и народа Кентерберийскому архиеп. Ланфранку (1070-1089) с просьбой рукоположить Патрикия кафедра Д. была названа «митрополией острова Ирландии». Перед рукоположением Патрикий дал обещание оставаться в каноническом подчинении архиепископу Кентерберийскому как «примасу Британских островов» (Britanniarum primas). Кентерберийский архиепископ считал себя ответственным за руководство Церковью в Ирландии, рассматривая Д. как столицу Ирландии, а кафедру Д. как главную на острове (metropolis Hiberniae). В послании Ланфранка Годфриду, правителю Д., тот был назван королем Ирландии (Glorioso Hiberniae rege Gothrico), хотя этот титул не соответствовал политической реальности. В 1084 г. на кафедру был избран Донат (Доннгус; † осень 1095), монах из клира собора Св. Троицы, к-рый также был рукоположен архиеп. Ланфранком в Кентербери (1085). Ланфранк подарил новому епископу книги, литургические сосуды и др. утварь для кафедрального собора и передал ему послания для правителей и епископов Ирландии. В этих посланиях указания на статус архиепископа Кентерберийского как «примаса Британских островов» и мнимые митрополичьи права епископа Д. отсутствовали. Весной 1096 г. новый архиеп. Кентерберийский Ансельм рукоположил во епископа Дублинского Самуила, монаха Сент-Олбанса и племянника Доната. Как и его предшественники, епископ принес присягу на верность архиепископу, в к-рой последний именовался «примасом всей Британии» (totius Britanniae primas). Еп. Самуил построил в сев.-зап. пригороде Д. ц. св. Микана и передал ей ценности, присланные архиеп. Ланфранком для кафедрального собора.

Собор св. Патрикия. 1191-1270, 1362-1370 гг.Собор св. Патрикия. 1191-1270, 1362-1370 гг.

В 1111 г. на Соборе в Рат-Бресале Ирландия была разделена на 2 церковные провинции. Еп-ство Д. должно было войти в состав провинции, подчиненной архиепископу Кашела, однако не было включено в список кафедр, принятый на Соборе. Подчиненная Дублинской кафедре территория вошла в состав еп-ства Глендалох. В 1121 г. Келлах, архиеп. Арма, воспользовавшись неопределенным положением кафедры Д., вступил в город и объявил, что занимает кафедру на правах старшего церковного иерарха Ирландии. Его поддержала часть дублинского духовенства. Однако сторонники сохранения связей с Кентербери при поддержке ирл. правителя Торделбаха Уа Конхобар отправили в Англию субдиак. Григория (Грене), к-рый в окт. 1121 г. был рукоположен во епископа Д. Сторонники архиеп. Келлаха объявили хиротонию Григория недействительной, однако Келлах впосл. уступил ему кафедру.

В 1148 г. на о-ве Сент-Патрикс в еп-стве Д. состоялся Собор, участники к-рого постановили просить Римского папу о предоставлении 4 архиепископских паллиев ирл. иерархам, в т. ч. Григорию, еп. Дублинскому. В 1152 г. под рук. кард. Иоанна Папарона в Келлсе прошел новый Собор, на к-ром было объявлено об удовлетворении ходатайства ирландцев. Ирландия была разделена на 4 церковные провинции во главе с архиепископами. Одним из архиеп-ств стал Д., к-рому подчинялись 5 епископских кафедр - Глендалох, Фернс, Килдэр, Локлин (Лехлин) и Килкенни (Оссори).

После смерти архиеп. Григория (1162) на кафедру был избран настоятель мон-ря Глендалох Лаврентий (Лоркан) О'Туатал. Новый архиепископ перестроил кафедральный собор и заменил секулярных каноников, из к-рых состоял причт храма, на общину регулярных каноников. В сент. 1170 г. Д. был осажден англо-нормандским отрядом под предводительством гр. Пемброка Ричарда де Клэра по прозвищу Стронгбоу (Крепкий Лук). Архиеп. Лаврентий вступил с ним в переговоры, однако город пал до их завершения. В 1172 г. архиепископ принял участие в Соборе в Кашеле, на к-ром обсуждались вопросы преобразований в Ирландской Церкви, искоренения обычаев, противоречащих англ. праву, англ. кор. Генрих II был провозглашен сюзереном ирл. правителей. Архиепископ Д. присутствовал на Латеранском III Соборе (1179), где был наделен полномочиями папского легата в Ирландии. Папа Александр III взял Д. под особое покровительство Папского престола и осудил действия англо-нормандцев, разорявших церкви и мон-ри. Так, в 1173 г. Ричард Стронгбоу захватил чтимую в Ирландии святыню, т. н. посох Иисуса, хранившийся в Арма и, по преданию, принадлежавший св. Патрикию, и передал его собору Св. Троицы в Д. Кор. Генрих II был недоволен действиями архиепископа и не разрешил ему вернуться в Ирландию. Лаврентий скончался в 1180 г. в Нормандии и вскоре стал почитаться в католич. Церкви как святой (канонизирован в 1226 папой Римским Гонорием III).

В 1139 г. бенедиктинцы из мон-ря Савиньи (Нормандия) основали на сев. берегу р. Лиффи мон-рь Пресв. Богородицы (с 1147/48 цистерцианский). Впосл. мон-рь Пресв. Богородицы (св. Марии в Чёрной Гавани) стал одной из крупнейших обителей Ирландии, там хранились гос. архивы. Иногда в мон-ре жил наместник Ирландии, позднее проходили заседания ирл. парламента. Настоятели мон-ря основали ряд др. обителей (Данброди (1182) и аббатство Лара (1213)). В 1166 г. ирл. правитель Диармад Мак Мурхада основал за городскими стенами Д. приорат Всех святых, общину к-рого составляли августинские каноники. Ок. 1174 г. Ричард Стронгбоу основал в Килмейнеме (ныне в черте Д.) приорат для госпитальеров-иоаннитов и странноприимный дом. В Клонтарфе (ныне также в черте Д.) была основана обитель тамплиеров. В 1177 г. Вильям Фицоделин основал мон-рь св. Фомы Бекета и передал его под управление аббатства св. Виктора в Марселе (Франция). Ок. 1188 г. некто Алред Палмер с супругой основали в пригороде Д. мон-рь св. Иоанна Предтечи, при к-ром была открыта большая больница. Эти и ряд др. мон-рей, основанных в XII-XIII вв. (обители регулярных каноников Св. Креста в Атае и Каслдермоте, приорат бенедиктинцев в Каслноке и др.), были ориентированы прежде всего на англ. поселенцев, а госпитальеры из Килмейнема отказывались посвящать в рыцари ирландцев.

В марте 1182 г. Римский папа Луций III рукоположил во архиепископа Д. назначенного англ. кор. Генрихом II субдиак. Иоанна (Джона Комина). Кор. Ирландии Иоанн (впосл. англ. кор. Иоанн Безземельный) даровал архиепископу титул барона и предоставил кафедре ряд судебных привилегий. Архиеп. Иоанн построил в городе приходскую ц. свт. Авдуена, почитаемого в Нормандии, и расширил кафедральный собор Св. Троицы. В 1186 г. в Д. прошел провинциальный Собор, на к-ром были осуждены симония среди ирл. духовенства, пренебрежение целибатом и неправильное, с т. зр. архиепископа, отношение к таинству Евхаристии и убранству церквей. Собор постановил ввести богослужение по англ. сарумскому обряду. На Соборе 1201 г. в Д. была осуждена ирл. практика управления церковным имуществом светскими лицами - эренахами (среднеирл. airchinnech). По мнению участников Собора, это приводило к тому, что церковное имущество переходило в руки ирл. знати.

Архиеп. Иоанн попытался разрешить спор Д. с соседним еп-ством Глендалох - церковь и мон-рь Глендалох были дарованы кафедре Д. кор. Иоанном Безземельным «по причине малочисленности паствы и бедности Дублинской Церкви» (Gwynn. 1992. P. 269). Особой грамотой предписывалось больше не выбирать в Глендалохе нового епископа, после смерти действующего иерарха кафедра должна была перейти под контроль архиепископа Д. Однако после смерти еп. Глендалоха Маэл-Каланна О'Клеркена на его место был избран новый епископ - Макробий (ирл. имя неизв.). В 1213 г. была издана новая грамота, в к-рой архиепископу Д. разрешалось распоряжаться кафедрой Глендалох в период отсутствия епископа и самостоятельно назначать нового иерарха.

Конфликт с кафедральным капитулом Д. побудил архиепископа построить новый соборный храм. На месте древней ц. св. Патрикия, располагавшейся за чертой города, был воздвигнут собор, освященный в 1192 г. в честь «Бога, блаженной Девы Марии и св. Патрикия». Рядом с ним была сооружена новая архиепископская резиденция (Дворец Св. Гроба). При архиеп. Иоанне был основан ряд новых мон-рей, наиболее значительные среди них - муж. мон-рь св. Вульфстана на р. Лиффи, жен. мон-рь Пресв. Богородицы (Грас Дьё) близ Сорда (ок. 1190).

Ист.: The Annals of Ulster: To AD 1131 / Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983; Annala Rioghachta Eireann: Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters / Ed. J. O'Donovan. Dublin, 19903. 8 vol.; The Writings of Bishop Patrick: 1074-1084 / Ed. A. Gwynn. Dublin, 1955; Eadmerus. Historia novorum in Anglia / Ed. M. Rule. L., 1884. P. 73-74, 297-298; Vie et miracles de S. Laurent, archevêque de Dublin / Éd. Ch. Plummer // AnBoll. 1914. Vol. 33. P. 151-186; The Book of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of the Holy Trinity, Commonly Called Christ Church, Dublin / Ed. J. C. Crosthwaite. Dublin, 1844; Gwynn A. Provincial and Diocesan Decrees of the Diocese of Dublin during the Anglo-Norman Period // Archivium Hibernicum. Dublin, 1944. Vol. 11. P. 31-117.
Лит.: Cotton H. Fasti Ecclesiae Hibernicae. Dublin, 1848. T. 2. P. 1-221; 1860. T. 5. P. 77-141; Butler W. The Cathedral Church of the Holy Trinity, Dublin. L., 1901; O'Doherty J. F. Laurentius von Dublin u. das irische Normannentum: Diss. Münch., 1933; Ronan M. V. The Diocese of Dublin in its Beginnings // Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. Dublin, 1933. Vol. 42. P. 471-487; 1934. Vol. 43. P. 12-26, 137-154, 369-386, 486-509; idem. Anglo-Norman Dublin and Diocese // Ibid. 1935. Vol. 45. P. 148-164, 274-291, 485-504, 576-595; Vol. 46. P. 11-30, 154-171, 257-275, 377-393, 490-510, 577-596; 1936. Vol. 47. P. 28-44, 144-163, 459-468; Vol. 48. P. 170-193, 378-396; 1937. Vol. 49. P. 155-164; Gwynn A. Bishop Samuel of Dublin // Ibid. 1942. Vol. 60. P. 81-88; idem. The Irish Church in the 11th and 12th Cent. / Ed. G. O'Brien. Dublin, 1992; McGovern A. J. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Dublin, 1995; Augustinians in Christ Church: The Canons Regular of the Cathedral Priory of Holy Trinity, Dublin / Ed. S. Kinsella. Dublin, 2000.

XIII-XVI вв.

После смерти архиеп. Иоанна (окт. 1212) на объединенном собрании капитулов соборов Св. Троицы и св. Патрикия на кафедру был избран англ. королевский чиновник Генрих (1212-1228), к-рый впосл. назначался юстициарием Ирландии (в 1213 и 1221). В 1215 г. архиепископ присутствовал на IV Латеранском Соборе, получил согласие папы Иннокентия III на упразднение кафедры Глендалох и присоединение ее земель к архиеп-ству Д. (1216). По возвращении в Ирландию с санкции папы Гонория III архиепископ подчинил церковь в Глендалохе дублинскому приорату Всех святых. Наделенный полномочиями папского легата, он созвал Генеральный синод (1217) для проведения в жизнь постановлений Латеранского Собора. В 1219 г. папа Гонорий III передал архиепископу права на управление еп-ством Содора и о-ва Мэн. При Генрихе в архиеп-стве появились монахи нищенствующих орденов - доминиканцы (1224), а затем и францисканцы (1231-1232).

Архиеп. Генрих получил от папы Гонория III подтверждение статуса кафедрального собора св. Патрикия (1221) и в 1225 г. начал строительство нового храмового здания, что привело к конфликту с канониками собора Св. Троицы (поводом для разногласий был вопрос о том, капитул какого из 2 соборов может избирать архиепископа). Архиеп. Лука (1228-1255) попытался разрешить спор между капитулами 2 кафедральных соборов, указав, что выборы архиепископа должны проводиться в соборе Св. Троицы, но помимо приора и каноников этого храма в них могут участвовать декан и каноники собора св. Патрикия. Позднее архиеп. Ричард де Ферингс (1299-1306) постановил, что оба дублинских собора могут считаться кафедральными, однако первенство принадлежит собору Св. Троицы; возведение архиепископа на кафедру должно происходить в этом храме, а погребение - попеременно в обоих соборах.

При архиеп. Луке начался спор между Д. и архиеп-ством Арма о каноническом первенстве. Архиепископ Д. ссылался на декрет Римского папы Луция III о запрещении ирл. иерархам вмешиваться в дела архиеп-ства Д. и подчиненных епископских кафедр (1182), что было подтверждено в 1216 и 1221 гг. Архиеп. Арма Евгений (ирл. Эоган Мак Гилла-Удир) выразил протест против нарушения своих прав как примаса Ирландии (1243). Решение было вынесено папой Урбаном IV в 1261 г.- за архиепископом Арма в полном объеме признавались права митрополита и примаса Ирландии. На Соборе в Дроэде (1262) архиеп. Арма Патрикий (Патрик О'Сканлан) официально объявил о решении Папского престола. Однако архиеп. Иоанн III (1311-1317) запретил архиепископу Арма предношение креста на территории церковной провинции Д. Тем не менее тот ночью с крестом вступил на земли Д., но подвергся нападению слуг Иоанна III, к-рые отняли крест и обратили архиепископа Арма в бегство.

Архиеп. Александр Бикнор (1317-1349) провел в Д. провинциальный Собор (1319-1320), на к-ром обсуждались вопросы сбора десятины, взаимоотношений между монашеством и белым духовенством, а также права убежища, к-рым пользовались храмы. Собор постановил объявить особо важными праздниками дни памяти св. Патрикия, архиеп. Лаврентия, 11 тысяч дев (см. ст. Урсула) и учредил 8-дневное празднование памяти св. Патрикия. В конфликте с архиепископом Арма Александр Бикнор занял позицию своего предшественника. Дело было передано на рассмотрение короля, к-рый вынес решение в пользу архиепископа Арма. В 1349 г. кор. Эдуард III разрешил ему совершать любые действия, предусмотренные статусом митрополита и примаса Ирландии. Архиепископ на 3 дня вступил в Д. и повелел во всеуслышание объявить о правах и привилегиях кафедры Арма, подтвержденных папскими буллами. Однако после рукоположения на кафедру Д. архиеп. Иоанна IV (Джона де Сент-Пола; 1349-1362), личного друга англ. кор. Эдуарда III, королевские указы в пользу Арма были аннулированы. Архиеп. Иоанн получил новые указы, подтверждавшие независимость Д. от Арма. В 1533 г. возобновился спор с архиеп-ством Арма (архиепископ Д. утверждал, что видел в регистре Римского папы Иннокентия IV постановление о том, что архиепископ Арма является примасом всей Ирландии, но архиепископ Д. имеет право носить титул примаса Ирландии, подобно архиепископам Кентербери и Йорка).

Ист.: «Crede Mihi»: The Most Ancient Register Book of the Archbishops of Dublin before the Reformation / Ed. J. T. Gilbert. Dublin, 1897; Registrum prioratus omnium Sanctorum juxta Dublin / Ed. R. Butler. Dublin, 1845; Chartularies of St. Mary's Abbey, Dublin / Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. 2 vol.; Calendar of Archbp. Allen's Register: C. 1172-1534 / Ed. C. McNeill. Dublin, 1950; Repertorium Novum // Diocesan Hist. Record. Dublin, 1955. Vol. 1. N 1; 1956. N 2; Ussher J. Veterum Epistolarum Hibernicarum Sylloge // The Whole Works of the Most Rev. J. Ussher / Ed. C. R. Elrington. Dublin, 1847. Vol. 4. P. 383-572.
Лит.: Ware J. The Whole Works / Ed. W. Harris. Dublin, 1739. Vol. 1. P. 299-378; Cotton H. Fasti Ecclesiae Hibernicae. Dublin, 1848. T. 2. P. 1-221; 1860. T. 5. P. 77-141; Archdall M. Monasticon Hibernicum / Ed. P. F. Moran. Dublin, 1873. Vol. 1. P. 293-336; Ronan M. V. Union of the Dioceses of Glendaloch and Dublin in 1216 // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Dublin, 1930. Vol. 60. P. 56-72; Gwynn A. Henry of London, Archbishop of Dublin // Studies: An Irish Quarterly Rev. Dublin, 1949. Vol. 38. P. 295-306, 389-402.

Реформация

Тринити-колледж (основан в 1590). 1752-1759 гг.Тринити-колледж (основан в 1590). 1752-1759 гг. В 1536 г. по приказу кор. Генриха VIII на кафедру был избран августинец Джордж Браун, к-рый, прибыв в Ирландию, начал церковно-реформаторскую деятельность. На заседаниях ирл. парламента в 1536-1537 гг. были одобрены принципы англ. Реформации. Архиепископ заменил Символ веры новым текстом исповедания, запретил литургическое поминовение Римского папы. Началось уничтожение церковных образов и реликвий, в 1538 г. на площади перед собором Св. Троицы были сожжены священные реликвии, в т. ч. посох Иисуса. В 1536-1538 гг. было закрыто большинство монастырей. Крупнейший в архиеп-стве цистерцианский монастырь Пресв. Богородицы закрыли в 1539 г. 15 насельников мон-ря просили разрешения остаться в обители на правах общины каноников, но были изгнаны, а монастырские здания обращены в военный склад. В дек. 1539 г. была проведена реорганизация секулярных каноников собора Св. Троицы, к-рые были переведены в разряд белого духовенства с обязательством носить светскую одежду. В 1539-1540 гг. прекратили существование обители францисканцев и доминиканцев (в зданиях доминиканского мон-ря Спасителя в Д. разместилась судебная палата), в 1542 г.- мон-рь и больница св. Иоанна и приорат госпитальеров в Килмейнеме. В февр. 1539 г. кор. Генрих VIII даровал городу приорат Всех святых со всем имуществом. Капитул собора св. Патрикия был распущен в 1547 г. Представители белого духовенства, отказывавшиеся подчиняться приказам архиепископа-реформатора, подвергались аресту.

После восшествия на престол кор. Марии Тюдор (1553) Реформация была приостановлена, отменены законы против католиков и восстановлена духовная власть папы Римского. В 1554 г. архиеп. Дж. Браун, обвиненный в нарушении целибата, был смещен с кафедры. Благодаря личному вмешательству королевы капитул собора св. Патрикия в Д. и приорат госпитальеров в Килмейнеме были восстановлены, получив обратно конфискованные земли. В 1555 г. по настоянию королевы на кафедру был избран Хью Керуин, каноник собора св. Патрикия, вскоре назначенный канцлером Ирландии. Однако после смерти Марии Тюдор архиепископ перешел на сторону Реформации (1559), а впосл. получил от англ. кор. Елизаветы Оксфордское еп-ство (1567).

Католическое архиепископство в XVI - нач. XXI в.

После перехода архиеп. Х. Керуина на сторону Реформации католич. кафедра Д. пустовала. В 1560 г. в Ирландию прибыл иезуит Дейвид Вулф, назначенный папским комиссаром. Не имея возможности посетить Д., он передал адм. полномочия свящ. Томасу Ньюмену. К 1575 г. управление различными частями церковной провинции Д. находилось в руках архиепископа Арма, епископов Мита и Корка. Во 2-й пол. XVI в. в Д. возобновились гонения на католиков, особенно после неудачного восстания 1580 г. В 1581 г. были казнены трое мирян, публично объявивших себя католиками; в 1584 г. казнен католич. св. Дермот О'Хёрли, архиеп. Кашелский. Ок. 1585 г. в Дублинском замке в заточении скончался еп. Имли Мёрроу О'Брайан. В 1600 г. Папский престол направил в Ирландию испан. францисканца Матео де Овьедо. Однако новый архиепископ не смог прибыть в Д. и управлял кафедрой через генеральных викариев, трое из к-рых подверглись аресту и умерли в заключении.

При Якове I (1603-1625) против католиков был принят ряд законов (запрещение адвокатам-католикам выступать в суде, лишение наследника-католика права на наследство при наличии наследника-протестанта и др.), к-рые впосл. были дополнены новыми «карательными законами» (penal laws). Ок. 1610 г. архиеп. Матео де Овьедо отрекся от кафедры и вернулся в Испанию. В мае 1611 г. на кафедру был назначен Клохерский еп. Юджин Мэтьюз (ирл. Мак-Махана). В 1612 г. в Д. были казнены католич. блж. Корнелий О'Девенни, еп. Дауна и Коннора, и свящ. Гилла-Патрик О'Лохланн, только что вернувшийся в Ирландию после обучения в Лёвене (совр. Бельгия). Летом 1614 г. архиеп. Ю. Мэтьюз созвал в г. Килкенни провинциальный Собор. Кафедры провинции Д. за отсутствием епископов были представлены викариями. Участники Собора постановили принять решения Тридентского Собора, однако отложили их выполнение до наступления благоприятного времени. На Соборе было решено заменить сарумский обряд богослужением по рим. служебнику (Manuale Romanum).

Католич. собор Девы Марии. 1815-1825 гг.Католич. собор Девы Марии. 1815-1825 гг.

С сер. 20-х гг. XVII в. преследования католиков ослабли, что позволило католич. духовенству открыть ряд новых часовен и школ. Еще в 1615 г. провинциалом Донахи Муни была возрождена община францисканцев, в Д. открылась школа для детей из католич. семей. Ок. 1625 г. была восстановлена монашеская община доминиканцев. В 1626 г. Римский папа Урбан VIII утвердил создание ирл. цистерцианской конгрегации в честь святых Малахии и Бернарда, подчиненной генеральному капитулу в Сито. В 1639 г. супериор конгрегации Патрик Планкет получил во владение руины мон-ря Пресв. Богородицы. Возникли обители капуцинов (1624), босоногих кармелитов (1625), кларисс (1629). Возросло количество иезуитов, среди к-рых были миссионеры, проводившие диспуты с англикан. проповедниками.

В 1629 г. кор. Карл I объявил католич. духовенство вне закона и приказал закрыть католич. часовни и школы. В дек. того же года англикан. архиеп. Л. Балкли вместе с мэром города и командой солдат разгромил францисканскую церковь в Д. во время богослужения, арестовал неск. монахов. Однако собравшаяся толпа отбила арестованных и заставила архиепископа бежать. Архиеп. Т. Флеминг (1623-1649) покровительствовал ученым монахам, исследователям истории Церкви в Ирландии и собирателям древних агиографических памятников. В 1624 г. он участвовал в основании ирл. пастырского колледжа в Лёвене. В 1629 г. по инициативе архиепископа восстановлен ирл. колледж в Антверпене. В Д. в 20-х гг. XVII в. францисканцы основали школу для изучения богословия и философии. Вскоре после этого иезуиты учредили в городе новициат и школу, где преподавали богословие и Свящ. Писание.

В 1649 г. в Ирландию вторглись войска О. Кромвеля, объявившего жестокое гонение на католиков. Архиеп. Т. Флеминг, избранный в 1641 г. членом Высшего совета ирл. Католической конфедерации, после вторжения Кромвеля бежал из Д. Управление архиеп-ством осуществлял генеральный викарий Э. О'Рейли, к-рый вскоре был арестован и выслан из страны. В 1655 г. католикам было запрещено селиться ближе чем в 2 милях от города.

После бегства архиепископа (1649) кафедра пустовала. Противоречивые сведения, поступавшие из Д., не позволяли Папскому престолу назначить генерального викария для упорядочения дел кафедры. С восшествием на престол англ. кор. Карла II (1660-1685) отношение гос. администрации к католикам смягчилось. В 1666 г. в Д. на собрании католич. духовенства присутствующие заявили о повиновении англ. королю. Но уже в 1673 г. по королевскому указу католич. духовенство должно было покинуть Ирландию. В нач. 1674 г. ок. 30 священников и монахов выехали из страны, во Францию отправился архиеп. Питер Толбот. В 1679 г. наместник Ирландии Дж. Батлер, герц. Ормонд, объявил, что в Д. не осталось ни одного католич. храма (mass-house).

При кор. Якове II (1685-1688) католики получили возможность легально находиться в Д., служить в армии и занимать общественные должности. В 1685-1689 гг. архиеп. Патрик Рассел неск. раз созывал провинциальные Соборы и совещания духовенства, на одном из к-рых было принято решение о торжественных празднованиях в честь непорочного зачатия Пресв. Богородицы. Архиепископ получил возможность утвердить кафедру в ц. св. Николая в Д., на месте бывш. францисканского мон-ря. В Д. были основаны 2 женские бенедиктинские монашеские общины, восстановлен на прежнем месте доминиканский мон-рь. Однако после «Славной революции» 1688 г. и прихода к власти кор. Вильгельма III (1689-1702) преследования католиков возобновились. Архиепископ был арестован и выслан, однако вернулся в Ирландию незадолго до смерти (1692).

Интерьер католич. ц. св. Авдуена. 1841-1846 гг.Интерьер католич. ц. св. Авдуена. 1841-1846 гг.

Продолжалось издание «карательных законов»: в 1695 г. было запрещено получать образование за границей, что затронуло прежде всего интересы католич. духовенства, к-рое обучалось в ирл. колледжах, преимущественно в Лёвене. В 1697 г. издан указ о высылке из Ирландии католич. духовенства. Мн. священники и монахи покинули страну, однако возвращались в Ирландию при первой возможности. Католич. духовенство перемещалось по острову под видом торговцев, мимов и бродячих музыкантов. В 1704 г. был издан «Акт о регистрации папистского духовенства», согласно к-рому все католич. священники должны были объявить о себе представителям гос. власти, уплатить залог за благонадежность и не покидать пределы своего графства. В июне 1704 г. шериф графства Уиклоу с отрядом ополченцев разогнал паломников, собравшихся у руин мон-ря в Глендалохе для празднования дня прп. Коэмгена (Кевина).

Англ. правительство попыталось уничтожить католич. иерархию в Ирландии - оставался лишь 1 епископ, заключенный в Ньюгейтскую тюрьму в Д. Однако в 1707 г. ему удалось рукоположить др. епископа, к-рый в свою очередь рукоположил пресв. Эдмунда Берна во архиепископа Д. (1712). Архиепископ учредил в городе 3 новых прихода - Пресв. Богородицы, св. Павла и св. Андрея. В 1710 г. началось очередное гонение на католиков, вызванное требованием отказаться от поддержки изгнанной династии Стюартов, архиепископ был вынужден скрываться. В 1718 г. Э. Берн был арестован, но оправдан судом. В 1741 г. было издано постановление о произведении обысков в домах католиков и об окончательном закрытии католич. монашеских общин. Продолжались аресты незарегистрированных священников и разгромы тайных католич. школ. Появились люди, специализировавшиеся на розыске и выдаче властям духовенства (англ. priest-hunters).

Под давлением властей архиепископы, занимавшие кафедру в XVIII в., были вынуждены демонстрировать лояльность к англ. правительству. В 1778 г. архиеп. Джон Карпентер (1770-1786) принес присягу на верность англ. королю и призвал к тому же остальных католиков. Архиепископ интересовался ирл. историей и языком, способствовал возрождению почитания древних ирл. святых, сотрудничал с рядом политических деятелей (Дж. Карри, Ч. О'Коннор), добивавшихся эмансипации ирл. католиков. В 1776 г. он опубликовал Требник (Rituale) с комментариями на англ. и ирл. языках, в 1777 г.- 1-й на Британских о-вах со времен Реформации католич. Миссал. В 1780 г. участвовал в издании сборника житий святых на англ. языке, составленного О. Батлером. При архиеп. Дж. Карпентере впервые со времен Реформации были собраны точные статистические данные католич. архиепископства. При архиепископской кафедре существовал капитул из 6 должностных лиц, в т. ч. архидиаконов Д. и Глендалоха, а также 22 каноников и пребендариев; насчитывалось более 100 приходских церквей и лишь 45 священников. В городе действовали 15 католич. храмов, часть к-рых обслуживалась членами монашеских орденов. В г. Атай действовал доминиканский монастырь с 2 насельниками, в Д.- 2 женские монашеские общины. После закрытия большинства ирл. колледжей на континенте во время Французской революции (1789-1799) стал ощущаться недостаток священников, что вынудило католич. иерархию искать пути сближения с англ. властями. Ирл. епископы поддержали Акт об унии Великобритании и Ирландии (1800).

В 1786 г. на кафедру был назначен Джон Томас Трой, ректор ирл. доминиканского уч-ща при базилике св. Климента в Риме (впосл. епископ Оссори), к-рый принял меры по улучшению отношений с англ. правительством. В 1786 г. были запрещены народные празднования в честь древних ирл. святых (англ. patterns). В 1797 г. архиепископ перенес кафедру из ц. св. Николая в небольшую ц. Пресв. Богородицы на ул. Лиффи (совр. ул. Мальборо) и приступил к сбору средств на строительство нового собора (строительство начато в 1815). При Дж. Трое был основан католич. колледж св. Патрикия в г. Мейнут (1795), к-рый должен был обеспечить подготовку ирл. духовенства в стране. Впосл. колледж стал центральной, или «национальной», семинарией Ирландии.

Интерьер церкви при мон-ре кармелитов. XIX в.Интерьер церкви при мон-ре кармелитов. XIX в.В 1823 г. ирл. адвокат и политический деятель Д. О'Коннел основал в Д. Католическую ассоциацию, целью к-рой была эмансипация католиков в Соединенном Королевстве (после издания в 1829 «Акта об освобождении католиков», который разрешал католикам избираться в парламент, «карательные законы» XVII-XVIII вв. были окончательно отменены). В 1852 г. на кафедру Д. из Арма был переведен архиеп. Пол Каллен. Его усилиями были учреждены больница Матери милосердия и католич. колледж в Клонлиффе (ныне в черте Д.), а также построен ряд новых церквей и школ. В 1864 г. начал издаваться ж. «Irish Ecclesiastical Record» (Ирландский церковный вестник), в к-ром публиковались статьи богословского и исторического содержания. Развивалась система католич. образования. На базе колледжа св. Патрикия в Мейнуте в 1854 г. был основан Католический ун-т Ирландии (закрыт в 1909 в связи с учреждением Национального ун-та Ирландии).

В XIX в. в Д. был основан ряд католич. монашеских общин, братств и сестричеств - Ирландские сестры милосердия, об-во Св. Сердца, конгрегации Богородицы покрывающего милосердия, Св. Духа и Непорочного сердца Богоматери, сестры св. веры, лазаристы, пассионисты и др. Многие из них опекали школы и больницы. Одним из наиболее влиятельных об-в стали Ирландские христ. братья, в 1812 г. учредившие центр в Д. (к сер. XX в. в архиеп-стве насчитывалось 30 домов и 40 школ, к-рыми руководили члены об-ва). В 1886 г. архиеп. Уильям Уолш (1885-1921) основал в Драмкондре (ныне в черте Д.) приют для католич. сирот с целью защиты от протестант. пропаганды, а также приют юных рабочих для бедной католической молодежи. Архиепископ поддерживал Гэльскую лигу, выступавшую за распространение ирл. языка, а также левую партию «Шинн Фейн», выступавшую против Акта об унии Великобритании и Ирландии (1800).

В 30-х гг. XX в. президент католич. Блэкрок-колледжа в Д. пресв. Джон Чарлз Мак-Куэйд приступил к работе над оформлением особого статуса католич. Церкви в Ирландии. Он принял участие в составлении ирл. Конституции (1937), в которую был включен ряд положений социальной доктрины католич. Церкви. В Конституции подчеркивалась важность семьи для существования общества, запрещались разводы (Bunreacht na hÉireann. 41. 2. 1; 41. 3. 1-2); был оговорен особый статус католич. Церкви, к к-рой принадлежало большинство населения страны (Ibid. 44. 2). Однако католич. Церковь не была признана государственной. В 1940 г. Дж. Мак-Куэйд был избран архиепископом Д. В годы его пребывания на кафедре позиции католич. Церкви в стране значительно упрочились. Архиепископ учредил 47 новых приходов и ряд католич. школ. В 1945 г. в Киллини была основана закрытая резиденция францисканцев, где монахи занимались исследованиями в области ирл. истории, языка и литературы (в 90-х гг. XX в. объем работ сократился, наиболее ценные рукописи из б-ки переданы в Университетский колледж). Архиеп. Дж. Мак-Куэйд принял участие в работе Ватиканского II Собора.

В условиях усиления процесса секуляризации общества католич. Церковь в Ирландии утратила решающее влияние на правящие круги. В июне 1996 г. была принята поправка к ирл. Конституции, разрешающая разводы, однако под давлением католич. иерархии были сохранены нек-рые ограничения. В годы пребывания на кафедре архиеп. Десмонда Коннела (1988-2004) в Ирландии разгорелся ряд публичных скандалов, связанных с моральным разложением части католич. духовенства, что привело к резкому падению авторитета католич. иерархии в Ирландии. Архиеп. Д. Коннел неоднократно подвергался публичным оскорблениям. В наст. время архиепископскую кафедру Д. занимает Дирмид Мартин, бывш. секретарь Папского совета «Справедливость и мир», представитель Папского престола в ООН. В архиеп-стве проживает более 1 087 тыс. католиков, насчитывается 200 приходов, в которых служат 499 секулярных и 844 регулярных священника, 3919 монашествующих (An. Pont. 2005. P. 219).

Ист.: Ussher J. Veterum Epistolarum Hibernicarum Sylloge // The Whole Works of the Most Rev. James Ussher / Ed. C. R. Elrington. Dublin, 1847. Vol. 4. P. 383-572; Talbot P. Primatus Dubliniensis. Lille, 1674. Dublin, 1947r; Constitutiones provinciales et synodales Ecclaesiae metropolitanae et primatialis Dubliniensis. [Dublin], 1770; Report on the State of Popery in Ireland, 1731: Diocese of Dublin // Archivium Hibernicum. Dublin, 1915. Vol. 4. P. 131-149, 174; Archbp. Carpenter's Epistolae / Ed. M. J. Curran // Reportorium novum. Dublin, 1955. Vol. 1. N 1. P. 154-172, 381-405; Archbp. Troy's Correspondence with Dublin Castle / Ed. M. V. Ronan // Archivium Hibernicum. 1944. Vol. 11. P. 1-30; Dublin Diocesan Directory. Dublin, 1975-1994; [продолж.:] Dublin Diocesan Guidebook. Bray, 1996-.
Лит.: Ware J. The Whole Works / Ed. W. Harris. Dublin, 1739. Vol. 1. P. 299-378; D'Alton J. The Memoirs of the Archbishops of Dublin. Dublin, 1838; Renehan L. F. Collections on Irish Church History / Ed. D. McCarthy. Dublin, 1861. Vol. 1. P. 162-238; Moran P. F. History of the Catholic Archbishops of Dublin, Since the Reformation. Dublin, 1864; Donnelly N. The Diocese of Dublin in the 18th Cent. // Irish Ecclesiastical Record. 1888. Vol. 9. P. 837-849, 912-922, 994-1011; 1889. Vol. 10. P. 35-53, 320-336, 517-527, 721-732; 1890. Vol. 11. P. 920-933; McCarthy M. J. Priests and People in Ireland. Dublin; L., 1902; Burke W. P. The Irish Priests in the Penal Times: 1660-1760. Waterford, 1914; Ronan M. V. The Reformation in Dublin: 1536-1558. L., 1926; O'Sullivan M. D. Matthew de Oviedo, Archbishop of Dublin, and the Counter-Reformation // Studies. Dublin, 1928. Vol. 17. P. 94-107; Lynch J. De Praesulibus Hiberniae / Ed. J. F. O'Doherty. Dublin, 1944. Vol. 1. P. 280-326; MacGrath K. John Garzia, a Noted Priest-Catcher and His Activities: 1717-1723 // Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. 1949. Vol. 72. P. 494-514; Feeney J. John Charles McQuaid: The Man and the Mask. Dublin, 1974; Bowen D. Paul Cardinal Cullen and the Shaping of Modern Irish Catholicism. Dublin, 1983; Griffin S. Archbishop Daniel Murray of Dublin and His Contribution to Elementary Education in Ireland: 1823-1841. Dublin, 1992; Bane L. The Irish Catholic Secular Clergy: 1850-1900. Dublin, 1994; Fagan P. Catholics in a Protestant Country: The Papist Constituency in 18th-Cent. Dublin. Dublin, 1998; Studies // Irish Quarterly Review. Dublin, 1998. Vol. 87. N 348: John Charles McQuaid: A Power in Church and State; Murray P. The Political Involvement of the Roman Catholic Clergy in Ireland: 1922-1937: Diss. Dublin, 1998; Cooney J. John Charles McQuaid: Ruler of Catholic Ireland. Dublin, 1999; Morrissey T. J. William J. Walsh, Archbishop of Dublin: 1841-1921: No Uncertain Voice. Dublin, 2000; History of the Catholic Diocese of Dublin / Ed. J. Kelly, D. Keogh. Dublin, 2000; Delaney E. Political Catholicism in Post-War Ireland: The Revd. Denis Faney and Maria Duce: 1945-1954 // JEcclH. 2001. Vol. 52. N 3. P. 487-511; Clergy of Dublin and Glendalough: Biogr. Succession Lists / Ed. J. B. Leslie. Belfast; Dublin, 2001.

Англиканское архиепископство в XVI - нач. XXI в.

Перешедший на сторону Реформации архиеп. Х. Керуин в 1563 г. рукоположил А. Лофтуса в протестантского архиепископа Арма. Впосл. Лофтус получил должность декана собора св. Патрикия в Д. и стал председателем ирл. Комиссии по церковным делам. В 1567 г. он был назначен англиканским архиепископом Д. (впосл. также лорд-канцлер Ирландии и хранитель королевской печати). При нем в бывшем приорате Всех святых был учрежден Дублинский ун-т Св. Троицы (Тринити-колледж) (1590). В 1630 г. архиеп. Л. Балкли составил отчет о состоянии дел англикан. архиеп-ства. Протестанты численно преобладали только в 3 центральных приходах Д. (св. Иоанна, св. Вербурги и св. Екатерины), в нек-рых приходах их не было. Англикан. Церковь Ирландии (Church of Ireland) как инструмент англ. влияния в стране пользовалась поддержкой гос-ва. Население Ирландии рассматривало протестантизм как «английскую религию», что обусловило его малую распространенность в стране. Положение осложнялось богослужением на англ. языке и отсутствием ирл. перевода Библии (перевод НЗ изд. в 1602).

Протестант. ц. св. Авдуена. 1181-1212 гг.Протестант. ц. св. Авдуена. 1181-1212 гг.

После вторжения О. Кромвеля (1649) правительство перестало поддерживать англикан. Церковь. Значительная часть храмов была передана пресвитерианам и индепендентам, в соборе св. Патрикия находились конюшни, часть храма использовалась для заседаний военного суда. Архиепископская кафедра оставалась вакантной до прихода к власти кор. Карла II. В 1661 г. в соборе св. Патрикия состоялось рукоположение 12 протестант. епископов. Архиеп. Н. Маршу (1694-1703), бывш. пробсту Тринити-колледжа, математику, ориенталисту и лингвисту, принадлежит перевод ВЗ на ирл. язык (1680), он основал в Д. б-ку, где собрал коллекцию редких изданий (1701). В 1713-1745 гг. деканом собора св. Патрикия в Д. был писатель Дж. Свифт, неоднократно выступавший с памфлетами в защиту угнетенных ирландцев. Свифт предпринимал усилия по восстановлению ветхого здания собора и поддержанию благолепия англикан. богослужения. Он основал приют для бедных женщин, а после смерти Свифта на завещанные им средства была учреждена больница св. Патрикия (1757).

Во время якобитского восстания в Шотландии (1745-1746) архиеп. Ч. Кобб (1743-1765) выступил с обращением к пастве, в к-ром осудил «папизм» и призвал к верности англ. кор. Георгу II. В 1773 г. в англ. парламенте решался вопрос о возмещении ценностей, в т. ч. церковных, отнятых протестантами у католиков. Архиеп. Дж. Крадок (1772-1778) воспротивился принятию подобного законодательного акта, что, по его мнению, могло укрепить «нетерпимую религию» католиков, нанести ущерб гос. казне и уменьшить количество обращений в протестантизм в Ирландии. После предоставления существенной автономии ирл. парламенту (1782) для защиты брит. политических интересов был основан орден св. Патрикия (1783). Протестант. архиепископ Д. автоматически становился канцлером ордена, декан собора - секретарем. Капеллой ордена служил собор св. Патрикия в Д.; в 1792 г. собор был временно закрыт из-за ветхости; к 1805 г. часть храма обрушилась.

Усиление позиций католич. иерархии обеспокоило англикан. духовенство. Архиеп. У. Маги (1822-1831) был известен конфликтами с католич. духовенством, по его приказу для католиков закрывались протестант. кладбища и запрещалось совершение католич. богослужения на руинах монастыря Глендалох в день памяти прп. Коэмгена (Кевина). В 1849 г. была основана Ирландская церковная миссия, деятельность которой была направлена на проповедь среди католиков («Вторая Реформация»). Миссионеры проповедовали преимущественно в зап. частях острова, однако штаб-квартира миссии находилась в Д. Архиеп. Р. Уэйтли (1831-1863) сотрудничал с католич. иерархами в деле учреждения сети начальных школ в Ирландии, надеясь, что просвещение заставит католиков отказаться от своей веры. Также архиепископ участвовал в работе правительственных комиссий по национальной системе образования и бедности в Ирландии, выделил значительные средства для помощи голодающим во время Великого голода (1845-1849).

В 1-й пол. XIX в. в Ирландии наблюдался упадок англикан. Церкви. В 1838 г. церковная провинция Кашела была упразднена и присоединена к Д., в 1846 г. то же произошло с протестант. еп-ством Килдэр. Несмотря на малочисленность, Церковь Ирландии (к ней принадлежало меньшинство населения) сохраняла гос. статус. Все жители Ирландии были обязаны платить десятину для содержания англикан. духовенства, что вызывало возмущение католиков («Десятинная война», 1831-1836). В 1869 г. был издан закон, согласно к-рому с 1871 г. англикан. Церковь Ирландии теряла гос. статус (disestablishment), а десятина отменялась. Ряд церковных владений был передан гос-ву, вместо них духовенству выплачивалась денежная компенсация. Закон вызвал неоднозначную реакцию со стороны представителей Церкви Ирландии, большинство к-рых было обеспокоено грозившим финансовым кризисом. В 1868 г. в соборе св. Патрикия состоялось совещание епископов провинций Арма и Д. Для преодоления ожидаемых финансовых трудностей при Генеральном синоде был создан Представительный церковный совет (Representative Church Body). Собор св. Патрикия был провозглашен национальным собором Церкви Ирландии, пребендариями к-рого стали представители всех еп-ств. Собор Св. Троицы стал кафедральным храмом объединенного англикан. архиеп-ства Д., Глендалох и Килдэр (1872).

Архиеп. У. Конингем (1884-1897) поддерживал Ирландскую церковную миссию и развивал отношения с протестант. орг-циями в Испании, Португалии и Италии. Он также выступал с позиций евангеликов за ревизию «Книги общих молитв». Архиеп. Дж. Г. Бернард (1915-1919), президент Королевской ирландской академии (с 1916) и ректор Тринити-колледжа (с 1919), известен как богослов и философ. В 1898 г. вместе с проф. Р. Аткинсоном он издал «Книгу гимнов», один из источников по истории Церкви в кельт. Ирландии.

После получения в 1921 г. Ирландией статуса самоуправляемого доминиона (Ирландское свободное государство) положение англиканской Церкви ухудшилось. К 1922 г. протестанты составляли 7,4% населения страны. Значительная часть протестантов по различным причинам (нежелание жить в католич. гос-ве, экономические трудности) покинула страну. Католическое духовенство ужесточило применение папского декрета «Ne temere» (лат. Не случайно; 1907), к-рый предписывал воспитывать детей от смешанных браков в католичестве. В 1972 г. была закрыта певч. школа при соборе Св. Троицы. В 80-х гг. примыкающее к собору здание Генерального синода Церкви Ирландии перестало использоваться по назначению и было продано городу (в наст. время музей и выставочный зал).

С 2002 г. «архиепископом Дублина, епископом Глендалоха, примасом Ирландии и митрополитом» является Дж. Нил, бывш. председатель ирл. Комитета по рукоположению женщин (1988-1991), выступавший за посвящение женщин в пресвитеры. Во 2-й пол. XX в. оформилась совр. структура Церкви Ирландии. В церковную провинцию Д. входят объединенные еп-ства, расположенные в Республике Ирландии: Мит и Килдэр (с 1976); Кашел и Оссори; Корк, Клойн и Росс; Лимерик, Киллало и Ардферт. В нач. XXI в. наблюдается увеличение числа членов Церкви Ирландии, преимущественно за счет иммиграции из Африки. В городах прослеживается тенденция к переходу из католичества в протестантизм (в Д. проживает ок. 12 тыс. членов Церкви Ирландии - 2,47% населения города).

Ист.: Archbp. Bulkeley's Visitation of Dublin, 1630 / Ed. M. V. Ronan // Archivium Hibernicum. Dublin, 1941. Vol. 8. P. 56-98; A Great Archbishop of Dublin, William King, D. D.: 1650-1729: His Autobiography, Family, and a Selection from His Correspondence / Ed. C. S. King. L., 1906; Erck J. C. An Account of the Ecclesiastical Establishment Subsisting in Ireland. Dublin, 1830.
Лит.: Maxwell C. A History of Trinity College, Dublin: 1591-1892. Dublin, 1946; Wheeler H. A., Craig M. J. The Dublin City Churches of the Church of Ireland. Dublin, 1948; Brynn E. P. A Political History of the Church of Ireland: 1800-1841. Dublin, 1968; Whiteside L. George Otto Simms: A Biogr. Gerrards Cross, 1990; Jones V. A. Recruitment and Formation of Students into the Church of Ireland Training College: 1922-1961. Dublin, 1990; Hurley M. George Otto Simms: 1910-1991 // Studies. Dublin, 1992. Vol. 81. N 322. P. 212-216; Armstrong R. M. Protestant Ireland and the English Parliament: 1641-1647. Dublin, 1996; Walsh O. «To Forge or to Follow»: Women of the Church of Ireland in Dublin: 1910-1925. Dublin, 1999; O'Regan Ph. Archbp. William King of Dublin, 1650-1729, and the Constitution in Church and State. Dublin, 2000; Acheson A. A History of the Church of Ireland: 1691-2001. Dublin, 20025; Archbp. William King and the Anglican Irish Context: 1688-1729 / Ed. Chr. Fauske. Dublin, 2004.

Православие в Д.

представлено 3 приходами. Наиболее крупный - рус. ставропигиальный приход св. апостолов Петра и Павла в Д., учрежденный в нояб. 2001 г., после визита в Ирландию митр. Кирилла (Гундяева). В февр. 2003 г. приходу было передано здание бывш. англикан. церкви в р-не Харолдс-Кросс. Действуют 3 приписных прихода в др. городах Ирландии. При церкви св. апостолов Петра и Павла работает рус. общеобразовательная школа.

В Д. существуют Благовещенский приход К-польского Патриархата и Крестовоздвиженский приход Румынской Православной Церкви. Ежемесячно совершаются богослужения священниками Антиохийского Патриархата, приход которого расположен в г. Белфаст (Сев. Ирландия).

Э. П. К.

Архитектура

С XII в. Д.- ведущий архитектурный центр Ирландии. Важнейшими памятниками ранней ирл. готики являются собор Св. Троицы (Крайст-Черч; 1172-1240, перестроен в 70-х гг. XIX в.) и крупнейший в Ирландии национальный собор св. Патрикия (Сент-Патрик; 1191-1270, восстановлен после пожара 1362, обновлен в 60-х гг. XIX в.). Архитектурный ансамбль центра города был отстроен в основном в стиле неоклассицизма (т. н. георгианский Д.) и в значительной степени сохранился до наст. времени, несмотря на большие разрушения 60-80-х гг. XX в. Одной из первых классицистических построек Д. стал Королевский госпиталь в Килмейнеме (1679-1684, архит. У. Робинсон), возведенный по образцу Госпиталя инвалидов в Париже.

Наиболее масштабные сооружения георгианского Д. были возведены во 2-й пол. XVIII в. работавшими в Ирландии англ. архитекторами Т. Кули и Дж. Гэндоном. Среди церковных построек следует выделить палладианскую ц. св. Георгия (Сент-Джордж; 1794-1802, архит. Ф. Джонстон) и ампирную ц. Богоматери (1814-1825, архит. Дж. Папуорт, в наст. время «про-собор» Римско-католической Церкви в Ирландии; кафедральным собором считается принадлежащий англиканам собор Св. Троицы).

Лит.: Carey F. P. Catholic Dublin: A Guide to All the Principal Churches. Dublin, 1932; Christ Church Cathedral, Dublin: A History / Ed. K. Milne. Dublin, 2000.
Л. К. Масиель Санчес
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДАУНПАТРИК г. в Сев. Ирландии (окр. Даун), в 33 км к югу от Белфаста
  • ИРЛАНДИЯ [Республика Ирландия], гос-во на северо-западе Европы
  • КИЛДЭР город в Ирландии, до XVI в.- кафедра католич. еп-ства; в наст. время кафедра англикан. еп-ства Мит и Килдэр
  • АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства
  • АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей
  • АНГЛИКАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающих евхаристическое общение и признающих в той или иной степени историческую связь с Кентерберийской епархией и авторитет Архиепископа Кентерберийского
  • АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - см. Оксфордское движение, Англиканская Церковь, Высокая Церковь, Ритуализм, Трактарианизм
  • АРКЕТТИ Джованни Андреа (1731-1805), кард.-еп., папский нунций в Варшаве
  • АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
  • АРМА архиепископство в Ирландии
  • БАРНС Эрнест Уильямс (1874-1953), англикан. еп. Бирмингемский, теолог и математик
  • БАРСЕЛОНА архиепископство катол. Церкви, г. на с.-в. Испании
  • БЕГГА (V в.), св. (пам. зап. 10 февр.), дочь короля Ирландии Габрана
  • БЕНИГН св. (пам. зап. 9 нояб.), еп. Арма
  • БОРДО город в Юго-Зап. Франции, центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна
  • БРАГА город на севере Португалии