Ду́ка [греч. Ϫούκας] (ок. 1400 - после 1462), визант. историк, дипломат на службе у итал. правителей о-ва Лесбос Гаттилузи, сторонник унии с Римско-католической Церковью. Сведений о месте его рождения и смерти не сохранилось. Основной источник о биографии Д.- его историческое сочинение. Также неизвестно имя Д., данное ему при крещении. Часть исследователей придерживается версии, что Д. мог носить имя своего деда - Михаила Дуки, сторонника имп. Иоанна VI Кантакузина, после победы Алексея Апокавка и имп. Анны Савойской и их сторонников попавшего в тюрьму, но после убийства Апокавка бежавшего из К-поля к эмиру Айдына.
Почти ничего не известно о родителях Д. и его отношении к знатному визант. роду Дук, хотя сам историк намекал на наличие такой родственной связи (Ducas. 1958. P. 45-47). Предположительно буд. историк род. в М. Азии. Дипломатическую карьеру Д. начал секретарем генуэзского подеста в Нов. Фокее Джованни Адорно, 1-е упоминание об этом относится к 1421 г. Позже он перешел к Гаттилузи, к-рым служил до захвата о-ва Лесбос османами в 1462 г. Жизнь Д. протекала в основном в окрестностях Фокеи, где он владел домом, и на о-ве Лесбос. В 1452 г. Д. находился в ставке султана Мехмеда II в Дидимотихе и был свидетелем подготовки нападения на К-поль. В период осады города Д. предположительно был на о-ве Хиос. К-поль он посетил в 1453 г., уже после захвата города султаном, где видел следы осады и падения города и имел возможность опросить очевидцев. В 1455-1456 гг. Д. продолжал вести дела Гаттилузи с двором султана. В 1455 г. он встречал в Митилине тур. адмирала, отвозил султану дань с Лесбоса и Лемноса; в авг. 1456 г. ездил в Адрианополь для утверждения нового правителя Лесбоса Доменико Гаттилузи. С захватом Лесбоса османами в 1462 г. дипломатическая карьера Д. прекратилась. О его дальнейшей судьбе сведений нет.
Историческое сочинение Д. сохранилось в единственной рукописи XV-XVI вв. (Paris. gr. 1310), 1-й и последний листы к-рой утеряны, так что авторское название его труда неизвестно (в научной лит-ре используется условное название «История»). Сочинение Д. писал в 50-х гг. XV в. и закончил ок. 1462 г. Повествование начинается с краткого обозрения всемирной истории - от Адама до императоров династии Палеологов. Со смерти имп. Андроника III Палеолога в 1341 г. Д. подробно излагает визант. историю. В описании гражданской войны 1341-1347 гг. Д. придерживается позиции сторонников Иоанна VI Кантакузина. С симпатией Д. относится к вопросу об унии с Римско-католической Церковью, в к-рой он видит возможность спасти Византию от надвигавшейся тур. угрозы. Причины униатских настроений Д. долгое время были предметом споров среди исследователей. Между рус. учеными П. Д. Погодиным и Е. А. Черноусовым в XIX - нач. XX в. возникла оживленная дискуссия по этому поводу. Погодин предполагал, что Д. негативно относился к Византии вообще и искренне симпатизировал Западу. Черноусов выводил униат. позицию Д. из его патриотизма и стремления спасти Византию с помощью Запада. В XX в. последней т. зр. придерживались С. К. Красавина и румын. исследователь В. Греку, осуществивший критическое издание сочинения Д. Труд Д. является одним из наиболее полных грекоязычных свидетельств падения К-поля в 1453 г., несмотря на то что Д. не был очевидцем описываемых событий. Описание падения города Д. основывает на свидетельствах участников событий, в т. ч. и турок. (Наряду с итальянским Д. владел и тур. языком.) В заключение он поместил «Плач о городе», написанный им в том же жанре, что и плач Никиты Хониата при захвате К-поля в 1204 г. крестоносцами, и восходящий к плачу прор. Иеремии об Иерусалиме. Д. обильно использует в сочинении цитаты из Свящ. Писания и античной греч. лит-ры. «История» написана на совр. Д. греч. языке, в стиле и грамматике преобладают разговорные и народные элементы (Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 493).