ЗАКЯТ
Том XIX , С. 578-579
опубликовано: 7 ноября 2013г.

ЗАКЯТ

[араб.  ], налог в пользу нуждающихся мусульман, один из «пяти столпов» ислама. Согласно шариату (мусульм. религиозно-юридическому праву), уплата З. «очищает» богатство, с к-рого он уплачен, и способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам. Происхождение З. связывают с доисламским племенным обычаем раздела захваченной добычи, часть к-рой удерживалась в общем пользовании с последующей раздачей наиболее нуждающимся. В мекканских сурах Корана З. описывается как благое деяние, материальная помощь, милостыня. Регулярный сбор в пользу нуждающихся членов общины появился, по мнению исследователей, сразу же после хиджры (бегства Мухаммада из Мекки в Медину в 622). Но судя по тому что перечень имеющих право на З. появился только в предпоследней по времени написания суре (9. 60), значительные суммы поступили впервые после заключения договоров с бедуинами (630, после вступления в Мекку). Размер З. определялся каждый раз отдельно, а не по единому принципу. Нежелание платить З. после смерти Мухаммада явилось одной из причин ар-ридды (движения племен Аравии в 632-633 против власти халифа). Регламентацию З. относят к началу правления халифа Омара (634).

З. платили только взрослые дееспособные мусульмане с посевов, с виноградников и финиковых пальм (мнения об огородных культурах расходятся), со скота, с золота и серебра, с товаров. Облагаемый минимум (нисаб) продукции земледелия - 5 васков (975 кг), скота - 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец (лошади и рабы облагались только при продаже), золота и серебра - 20 динаров или 200 дирхамов. Низкопробная монета принималась по содержанию в ней драгоценного металла. Жен. украшения, золотая и серебряная отделка оружия налогом не облагались.

Сбор З. с продуктов земледелия в размере 1/10 урожая производился сразу же по завершении сбора урожая, а с остального в размере 1/40 - по истечении календарного года. Собранные суммы находились в распоряжении кади (судьи-чиновника) и должны были расходоваться в течение года и только в том округе, где они собраны; исключение составляли средства, предназначенные для гази (участников мусульм. завоевательных походов). В Коране названы те, кому предназначен З.: бедные и неимущие; сборщики З.; люди, к-рые ранее исповедовали др. религию, а впосл. приняли ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке («те, чьи сердца хотят завоевать»); собирающиеся выкупиться рабы; обремененные долгами; те, кто полностью посвятили себя служению исламу («для расходов на пути Аллаха»); путники, оторванные от своего имущества. В наст. время каждое исламское гос-во само устанавливает категории граждан, к-рым назначается З.

Лит.: Бартольд В. В. Ислам: Общий очерк. Пг., 1918; Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989-1998. Т. 1-3; Абу Йусуф Йакуб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-харадж. СПб., 2001.
М. Ю. Рощин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БИДА понятие в мусульм. богословии
  • ВАКФ понятие в исламе
  • ВАЛИ набожный человек. В суфизме В.- мистик, достигший наивысшей ступени на пути познания Бога
  • ВИЛАЙА термин в исламе