[Заринджа, Заринтч, Зарэнтчи], с. в горной местности, в 13 км к северо-западу от г. Талин (обл. Арагацотн, Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества.
В средневековье З. входила в юго-вост. часть гавара Ширак ашхара (пров.) Айрарат Вел. Армении. Церковь З. известна ученым с XIX в. Утвердившаяся в науке ее датировка X в. (Г. Н. Чубинашвили, С. Х. Мнацаканян и др.) была пересмотрена (А. Ю. Казарян), поскольку строительная техника, метки мастеров и орнаментация памятника характерны для зодчества VII в.
Храм построен из крупных, чисто отесанных блоков рыже-розового и частично серого туфа. Композиция церкви представляет собой тетраконх с дополнительным помещением, примыкающим с севера к апсиде. Внешние формы экседр храма 5-гранные, с широкой средней гранью. Между объемами экседр выступают выявляющие подкупольный квадрат угловые пилястры. Входы расположены по центру зап. и юж. рукавов. Храм перекрыт куполом на широком барабане, граненном снаружи и цилиндрическом изнутри. В интерьере переход к кольцевому карнизу - основе барабана - осуществлен посредством парусов, имеющих в нижнем углу маленький тромп. Снаружи каждая из 8 граней барабана оформлена щипцом, опирающимся на стройные витые колонки на стыках граней; щипцы образуют ломаный зигзагообразный карниз, служащий основой невысокого складчатого шатра. Под каждым из щипцов находится профилированный архивольт между низкими плоскими пилястрами, примыкающими к колонкам. После кафедрального собора Эчмиадзин в г. Вагаршапат с 12-гранным барабаном храм в З.- 2-й сохранившийся памятник с подобной системой оформления барабана. В средневек. арм. зодчестве такой тип храма был распространен в неск. вариантах.
Церковь неоднократно ремонтировалась. Рельеф на перемычке юж. двери (процветший крест с птицами) относится к XIII в.; в более позднее время были осуществлены перекладка верхней зоны экседр и ремонт конх.