свт. (пам. греч. 21 февр., 31 янв., 28 окт.), патриарх Иерусалимский (609 - после 614). До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом К-польского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что З. стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления визант. имп. Фоки (609). О правлении патриарха до 614 г. сведений немного. В нач. 614 г., во время широкомасштабной византийско-персид. войны (602-628), охватившей всю территорию Ближ. Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с З. вступила в переговоры с персами. Вскоре З. заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персид. гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако З. не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы З. был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апр. 614 г. Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло неск. тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и З., были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня (Chron. Pasch. P. 704-705; Theoph. Chron. P. 300-301). После 614 г. документальных сведений о З. нет. Хронист нач. IX в. Феофан Исповедник считал, что З. был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 г. вместе с др. пленными З. вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 г. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг, написавший соч. «Пленение Иерусалима» в 30-х гг. VII в. (сохр. в груз. и араб. переводах), утверждал, что З. умер в плену. В груз. переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 г. после возвращения Животворящего Древа Креста в Иерусалим имп. Ираклий назначил новым патриархом Модеста, бывш. игумена мон-ря Феодосия. Те же сведения подтверждает синайский Палестино-груз. календарь, где сказано, что архиеп. Иерусалимский З. умер в плену у персов. Его память значится под 31 янв. и под 28 окт. Издатель календаря Ж. Гаритт полагал, что 1-й дате соответствует день кончины, а 2-й, возможно,- возвращение мощей З. и их захоронение в Иерусалиме. В Грузинской Минее из собрания Дамбартон-Окс (Вашингтон) память З. значится под 21 февр., однако в этой Минее сохранились элементы визант. (к-польской) литургической традиции. В визант. синаксарях память З. без сказания отмечается 21 февр. С. Евстратиадис, сохраняя традиц. дату 21 февр., упоминает также известный ему канонарь Иерусалимской Церкви, где память З. находится под 31 янв. и 28 окт., как и в Палестинско-груз. календаре. Т. о., 31 янв. и 28 окт. можно считать датами памяти З. видимо, изначально принятыми Иерусалимской Церковью, в то время как память 21 февр.- традиция, возникшая в К-поле. Болландисты поместили заимствованную из визант. синаксарей память З. в «Деяниях святых» (ActaSS. Febr. T. 3. P. 247), однако его почитание на Западе не распространилось.