копт. патриарх Александрийский (16.01.1004-1032). Сведения о З. приводятся в «Истории Александрийских патриархов», а также в исторических сочинениях Бутроса ибн ар-Рахиба (XIII в.), аль-Макина (XIII в.), Абу-ль-Бараката (XIV в.) и аль-Макризи (XIV-XV вв.). Краткое Житие З. содержится в копто-араб. Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.).
До патриаршества З. служил священником и экономом в ц. св. Михаила (по др. сведениям, св. Марка) в Александрии. После смерти патриарха Филофея (1003) на Александрийский престол посягал некий купец Ибрахим ибн Бишр, предлагавший мусульманским властям значительную сумму денег, чтобы получить от халифа указ о назначении его патриархом. Узнав об этом, епископы поторопились избрать патриарха из церковной среды. Согласно преданию, когда З. упал, неся по лестнице сосуд с уксусом, а сосуд остался цел, это было воспринято епископами как указание свыше. З. был избран патриархом, а Ибрахим все же добился епископства в В. Минуфе. Обстоятельства избрания З. отражают распространение симонии в Коптской Церкви, чему способствовало подчиненное положение христиан в мусульм. гос-ве (см. ст. Зиммии).
Патриаршество З. пришлось на время правления в Египте халифов аль-Хакима (996-1021) и аз-Захира (1021-1035). При аль-Хакиме христиане подверглись преследованиям, сопровождавшимся разрушением храмов, запретом звонить в колокола, принуждением носить отличительную одежду и большие деревянные кресты. 8 нояб. 1010 г. З. был заключен в тюрьму, где в течение 3 месяцев его тщетно принуждали принять ислам, угрожая бросить к диким зверям (по другой версии, он был отдан на растерзание, но остался невредим). После освобождения З. вместе с большинством епископов скрылся в Вади-эн-Натрун, в мон-ре прп. Макария, где пробыл 9 лет. В это время реликвию монастыря главу ап. Марка увез в Каир мусульм. эмир. Христианин Букайра ар-Рашиди выкупил святыню за 300 динаров и передал ее З., после чего она оставалась в мон-ре до сер. XI в., затем была перенесена в Александрию.
В 1021 г. преследования христиан в Египте прекратились, и все наложенные на них ограничения были сняты. В последние годы патриаршества З. занимался восстановлением разрушенных храмов. Скончался в Дамру, погребен в ц. Богородицы в Бабальюн-эд-Дараг в Ст. Каире. Относительно даты кончины З. существуют расхождения. Бутрос ибн ар-Рахиб и аль-Макин указывают 8 тобе (4 янв.), Абу-ль-Баракат - 3 хатора (30 окт.), Александрийский синаксарь - 13 хатора (9 нояб.), когда Коптская Церковь отмечает память З.
Сохранилась переписка З. с яковитским Антиохийским патриархом Иоанном VIII (всего 4 письма) (Le Quien. ОС. Col. 1380).