(Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660). З. был хиротонисан на Гелатскую кафедру в 1639 г. католикосом-патриархом Зап. Грузии Максимом I (Мачутадзе), его преемником на престоле «кормчего католикоса Пицундской Церкви» З. стал, вероятнее всего, в 1658 г. Он владел родовым поместьем Мцванеквавили (груз. მწვანე ყვავილი - зеленый цветок) близ г. Кутаиси; здесь в 1637-1639 гг. он выстроил крепость с ц. во имя Архангелов и домом (храм и крепость сохранились). В алтарной конхе сделана надпись: «Богородица, помилуй Гаенатского Захарию».
З. занимал видное положение при дворе царя Имерети Александра III (1639-1660), был его духовником, вел мн. гос. дела, в т. ч. дипломатические переговоры с представителями иностранных держав. Так, он в 1651 г. принимал и сопровождал российских послов А. Иевлева и Н. Толочанова, к-рые, достигнув Имерети, 9 июня первыми посетили «владенье» З. возле села с «церковью каменной во имя Пречистые Богородицы Адегитрия». Иевлев замечал также, что «митрополитова владения, по сказке тутошных людей, сел и деревень с сорок... а в селех церкви каменные и деревянные, и полаты и башни каменные, деланы с бойницами же, для осадного времени», а сам З. «живет в городе в Кутатисе, у царя Александра» (Иевлев. 1969. С. 33-34, 51). «У митрополита Захарья, в ево дворе» царь принимал послов 5 июля 1651 г. (Толочанов. 1970. С. 223).
В описаниях приемных обедов и посольских присутствий царя З., как правило, представлен сидящим по правую руку от Александра III (22 июля 1651) либо справа от него, между католикосом-патриархом Максимом I и архиеп. Давидом (24 июня 1651) (Иевлев. 1969. С. 36-41; Толочанов. 1970. С. 193, 215, 234).
13 и 15 июля 1651 г. митрополит представлял гостям мон-рь Гелати и его святыни, а также столицу Зап. Грузии Кутаиси и Баграта храм, сопровождая экскурсию подробными рассказами и преданиями, позже записанными Иевлевым и Толочановым. Так, о заинтересовавших гостей железных воротах Гелати З. рассказал, что они были привезены из Дербента «в те поры как ходил воевать в кизылбаскую землю Меретийской царь Давид» (Иевлев. 1969. С. 52) - вероятно, речь идет о железных вратах 1039 г., к-рые груз. царь Димитрий I (1125-1154/55) привез в 1138 г. из Гянджи в Гелати. Осматривая кафоликон мон-ря - Успенскую ц., послы отметили серебряную икону вмч. Георгия, сделанную, по словам митрополита, из сребреников Иуды и привезенную из К-поля в Грузию в иконоборческий период; крест, в к-ром, по свидетельству З., сохранялись власы и брада страждущего на Голгофе Иисуса Христа (у Иевлева - власы Богоматери, «как терзала у себя при Распятии Господнем»), с ковчежцем, отлитым из золота волхвов, где хранился зуб Пресв. Богородицы; украшенную золотом и драгоценностями икону Пресв. Богородицы, написанную ап. Лукой, и др. крест и икону, к-рые, по словам З., прислал «в древних летах царь Констянтин, как выдал дочь свою за грузинского царя Георгия» (у Иевлева дочь названа по имени - Ирина, царь - имеретинский Давид). Также З. рассказал послам о Ризе Пресв. Богородицы, хранящейся в мон-ре Хоби и привезенной, по его словам, из К-поля в иконоборческий период. Показывая Кутаиси, З. рассказал Иевлеву историю о чуде Палеостомской иконы Пресв. Богородицы из храма Баграта (ныне хранится в Гелати), как «из Гурелей (Гурии.- Т. К.) от потопления града Палестона (г. Поти близ оз. Палеостоми.- Т. К.) на воздухе вышла и сохранила свой Пресвятый образ» (Толочанов. 1970. С. 225-230; Иевлев. 1969. С. 51-55, 58-62). Закончив осматривать Гелати, гости «у митрополита у стола были... митрополит вставал и... Алексея Михайловича... за многолетное здоровье чашу пил» (Иевлев. 1969. С. 58). Толочанов упоминает и царский обед 29 июля 1651 г., на котором З. сидел слева от Александра III, поднявшего 1-й тост за Алексия Михайловича, и «учал подавать чашу» за патриарха всея Руси Иосифа (1642-1652) (Толочанов. 1970. С. 234-235).
З. являлся сторонником сближения Имерети с Россией: он принял участие в церемонии принесения 9 окт. 1651 г. в Гелати клятвы верности Александра III российскому царю Алексею Михайловичу. В «Крестоцеловальной записи Имеретинского царя Александра III» (Книге Верности) среди духовенства З. подписался третьим, после католикоса-патриарха Максима и митр. Кутаисского Симеона (преемник З. на Патриаршем престоле Симеон II (Чхетидзе)) (Иевлев. 1969. С. 82-94; Толочанов. 1970. С. 255-256).
Возвращаясь на родину, Толочанов оставил «в монастыре, у митрополита Захария» своего тяжелобольного слугу Стеньку Руднева (Отписка к царю воеводы князя Михаила Пронского из Астрахани, 1652 г., 28 июня // Иевлев. 1969. С. 94-95).
Став католикосом-патриархом, З. проживал в основном в Гелати и в Кутаиси. С нач. XVII в. груз. первоиерархи не имели в Одиши своего постоянного престола для совершения Богослужений, «они останавливались то у одного епископа, то у другого, и епископы были в трудах и унынии» (Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 61).
По настоянию З. Одишский кн. Вамех III Дадиани (1658-1660/62), его супруга Елена и сыновья Гиорги и Баграт пожертвовали Абхазскому Католикосату в вечное пользование ц. во имя Христа Спасителя в Сенаки, ставшую «местом Богослужений, где покоились крест, иконы и омофор... дворец с землей вместе с двумя дворцами», а З. каждое Вознесение служил литургию за кн. Вамеха III (Там же). Гурийский кн. Симеон II Гуриели (1625-1658) по просьбе З. пожертвовал Католикосату ц. во имя Христа Спасителя в с. Акети в Гурии «с землей, крепостными и со всей прибылью». Также З. утвердил жертвенную грамоту имеретинского царя Баграта III (1510-1565), данную Пицундскому престолу; пожертвовал «Хахульской Богоматери», т. е. ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Гелати, собственные наследованные, купленные и полученные в доход владения и крепостных крестьян (Там же).
З. активно занимался культурно-просветительной деятельностью. Известны Большой Помянник (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5033), переписанный в 1652-1655 гг. по его заказу и пожертвованный католикосом-патриархом в 1705 г. Давидгареджийскому мон-рю в Гареджи, а также плащаница (110,5×164 см; мон-рь Гелати, с 1923 Кут.), вышитая золотом по черному бархату, с надписью, выполненной грузинским заглавным письмом асомтаврули: «Господи, помилуй Абхазского католикоса Захарию Квариани, аминь. Он украсил плащаницу сию».
З. похоронен при сев. вратах гелатской ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. На надгробной плите высечена надпись, выполненная асомтаврули: «Господи Христе, помилуй католикоса Захарию, сие есть гроб мой, и ежели кто после меня вскроет его, да будет проклят». В Успенском храме сохранились 2 изображения З.: в северном приделе с надписью асомтаврули: «Гаенатский митрополит Захария Квариани» и на юж. колонне с надписью: «Господи, помилуй митрополита Великого Престола Гаенатского и настоящего католикоса Абхазии и Грузии, Великой Пицундской купели - Захарию Квариани, аминь».