КИРИЛЛ IV
Том XXXIV , С. 567-568
опубликовано: 30 ноября 2018г.

КИРИЛЛ IV

[Кирилл Даббас; араб.   ] (1560(?), Дамаск - после 1.06.1628, Хермель (Эль-Хирмиль), Сев.-Вост. Ливан), патриарх Антиохийский (3 мая 1618 - 1 июня 1628). До вступления на Патриаршество носил имя Косма. Происходил из знатного христ. рода Даббасов, известного с кон. XIV в. В сер. XVI в. предки К., в т. ч. его отец свящ. Муса (1525(?)-1617(?)), переселились из Хаурана в Дамаск. Дата рождения К. приводится в семейном предании клана Даббасов и не подтверждена др. источниками, хотя в целом не противоречит известным историческим фактам.

В 1611 г. старший брат К. Афанасий, митр. Хауранский, одержал верх в борьбе за Антиохийский престол (см. Афанасий II Даббас). После этого К. был возведен на освободившуюся Хауранскую кафедру. Ок. 1617 г. Афанасий в результате конфликта с дамасскими христианами был низложен и заключен в тюрьму. Выйдя на свободу, он переехал в Триполи, где нашел поддержку у местной христ. элиты, стремившейся вернуть себе ведущие позиции в Антиохийской Православной Церкви (АПЦ). Видимо, К. и др. члены клана Даббасов находились в Триполи вместе с патриархом. Афанасий скончался в нач. весны 1618 г. По инициативе лидера триполийских христиан хаджи Сулеймана аль-Батруни на Патриаршество был поставлен К. Позднейшие арабо-христ. летописцы, происходившие из кругов, оппозиционных к К. и триполийской общине, утверждали, что К. был рукоположен при силовой поддержке правителя Сев. Ливана эмира Юсуфа Сайфы, благоволившего к хаджи Сулейману. Воины эмира принудительно доставили в сел. Амьюн под Триполи митрополитов Хамы, Хомса и Аккара, к-рые провели хиротонию. Сохранилась полуграмотная запись К. об интронизации - единственный известный его автограф. Еще раньше дамасские христиане избрали на Патриаршество Тиро-Сидонского митр. Игнатия Атыйю (см. Игнатий III), к-рый был отправлен в столицу и возведен на Антиохийский престол К-польским патриархом Тимофеем II, по случайному совпадению в тот же день, что и К. (в научной лит-ре поставление 2 патриархов нередко относят к 1619). АПЦ раскололась. Епископы городов, находившихся в сфере влияния Юсуфа Сайфы, признали власть К. Игнатия поддерживали эмир Шуфа Фахр ад-Дин Маан и христ. общины Дамаска и Халеба. Эмиры Маан и Сайфа вели борьбу за контроль над Ливаном, и перевес сил все более склонялся на сторону Фахр ад-Дина.

К. направил в Стамбул своего племянника Георгия (Джурджиса), занимавшего пост патриаршего вакиля (наместника), и тот исходатайствовал султанский фирман о низложении Игнатия и ссылке его на Кипр. Однако дамасские христиане смогли подкупить администрацию города и проигнорировать султанское повеление. Игнатий тем не менее не покидал владений Фахр ад-Дина, где был вне досягаемости османских властей. К., пользовавшийся поддержкой Стамбула, мог действовать намного активнее. В 1620 г. (не позднее осени) он направился в Египет и склонил на свою сторону Александрийского патриарха Кирилла Лукариса (впосл. патриарх К-польский Кирилл I Лукарис), имевшего давние связи с кланом Даббасов. Кирилл Лукарис отправил в Дамаск укоризненное послание, но дамасские христиане резко отвергли его вмешательство в дела своей Церкви. В ответ Александрийский патриарх демонстративно отслужил литургию с К., чтобы показать, кого он считает законным Антиохийским патриархом.

Исход противостояния К. и Игнатия в значительной мере определялся результатами борьбы кланов Маанов и Сайфов за контроль над Сев. Ливаном. Летом 1625 г. Юсуф Сайфа умер, а его наследники вскоре потерпели окончательное поражение от Фахр ад-Дина. Епископы - сторонники К. сразу же подверглись преследованиям. Архиереи Триполи и Мармариты, пытавшиеся переждать военные действия в мон-ре Хаматура, были доставлены к Фахр ад-Дину, обложены большим штрафом и заключены в тюрьму до его уплаты.

Еще до этих событий (приблизительно в кон. 1623 - нач. 1624) К., чувствуя шаткость своего положения, переехал из владений Сайфов в Халеб, находившийся под прямым османским управлением, вне сферы влияния Маанов. Однако тут патриарх столкнулся с бойкотом Халебского митр. Мелетия Кармы (впосл. Антиохийский патриарх Евфимий II), поддержанного правосл. общиной города. Богатые и влиятельные христиане Халеба стремились к главенству в АПЦ и не желали признавать власть К., ставленника триполийской общины.

В источниках имеются глухие упоминания, что К. призвал в Халеб своих сторонников - митрополитов Хамы, Хомса и Баяса и составил с ними Собор, целью к-рого должно было быть осуждение Мелетия. Не сумев, однако, привести к покорности халебских христиан, К. через 42 дня отправился в К-поль за новым подтверждением своих полномочий. К-польский Патриарший престол в тот момент уже занимал Кирилл Лукарис, давний союзник К. Он направил К. в Молдавию и Валахию для сбора милостыни, снабдив его соответствующими грамотами к господарям и боярам. По возвращении в столицу К. получил новый султанский фирман о низложении Игнатия и отбыл в Сирию в сопровождении османских чиновников, уполномоченных арестовать его соперника.

Дамасские христиане опять смогли подкупить султанских посланцев и уклониться от подчинения К., а Игнатий оставался в безопасности во владениях Маанов. К. вернулся в Халеб 28 авг. 1624 г. Его конфликт с Мелетием Кармой нарастал и в сер. мая 1625 г. перешел в открытое противостояние. К. вызвал Мелетия на суд к паше, где обвинил Халебского митрополита в неуплате податей патриарху за все 12 лет пребывания на кафедре. Мелетий был приговорен к 80 палочным ударам и брошен в тюрьму, откуда смог выйти, заплатив выкуп, через 12 дней.

В нач. апр. 1626 г. К. созвал новый Собор против Мелетия, упорно отказывавшегося сослужить патриарху. Халебский митрополит отправился в К-поль, надеясь привлечь на свою сторону столичных покровителей К. Патриарх выехал вслед за Мелетием. По некоторым данным, первоначально Мелетий путем денежных подношений добился от Кирилла Лукариса поддержки своей позиции в споре с Антиохийским патриархом. В кон. марта 1627 г. Халебский митрополит триумфально вернулся на свою кафедру. Однако в нач. окт. в Халеб приехал и К. с новыми фирманами, подтверждавшими его власть. Соперники снова судились у местных властей: видимо, К. добивался безоговорочного подчинения Мелетия. По итогам разбирательства митрополит и 27 христианских старейшин Халеба были подвергнуты заключению, но снова быстро откупились и вышли на свободу.

К. чувствовал себя в Халебе все более неспокойно и даже, по нек-рым свидетельствам, опасался покушения. Патриарх предпочел переселиться в Дамаск, где его противники были настолько разорены 10-летней смутой, что не имели возможности ему сопротивляться. Чтобы положить конец расколу и установить единоличную власть в АПЦ, К. обратился к Фахр ад-Дину с предложением провести Собор сир. архиереев. По одной из версий, К. подтолкнула к такому шагу утрата покровителей в лице клана Сайфов и Кирилла Лукариса, к-рый в этот период был низложен.

Однако, когда Фахр ад-Дин собрал иерархов в сел. Рас-Баальбек, К. неожиданно изменил решение и отказался приехать. Возможно, сыграло роль то, что Фахр ад-Дин в 1627 г. получил под свое непосредственное управление Триполийский пашалык и обрел рычаги давления на епископов - сторонников К. Место проведения Собора тоже находилось в зоне контроля Маанов. Единственно возможным в положении К. было оставаться в Дамаске и опротестовать впосл. решения Собора, проведенного без его участия. Но Фахр ад-Дин имел достаточно влияния, чтобы добиться от османских властей Дамаска выдачи К. По сообщению архидиак. Павла Алеппского, тот был закован в цепи и доставлен на Собор уже не как участник, а как обвиняемый. Собор, на к-ром присутствовали Игнатий и 11 др. архиереев, состоялся в Рас-Баальбеке 1 июня 1628 г. Участники низложили К. по обвинению в канонических нарушениях, самовольном занятии Патриаршего престола и нанесении тяжелого ущерба христианам. Игнатий был утвержден в качестве единого главы АПЦ.

По версии хроники Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима (1647-1672), Cобор с осуждением К. прошел в его отсутствие и лишь впосл. он был схвачен в Дамаске, вывезен в Ливан и там обезглавлен; тело его бросили в колодец в окрестностях Хермеля. Павел Алеппский не указывает на насильственный характер смерти К., сообщая только, что того отправили в заточение в пещеру близ сел. Хермель, где он и скончался. Версия об умерщвлении патриарха людьми Маанов представляется более вероятной, если учитывать, что в 1631 г. патриарх Игнатий обращался в Рим с просьбой об отпущении греха причастности к гибели К.

Позднейшие арабо-христ. историки пытались связать деятельность К. с прокатолической группировкой в АПЦ (версия Л. Шейхо) или, наоборот, с антикатолической (версия А. К. Даббаса и Н. Рашшу). Обе гипотезы не подтверждаются источниками. Еп. Порфирий (Успенский) высказал предположение о получении К. в 1624 г. милостыни от рус. царя. Это утверждение также ошибочно: посольство И. А. Кондырева и Т. В. Бормосова, доставившее рус. милостыню в Стамбул, не застало там никого из представителей Антиохийского патриарха и не имело полномочий передавать денежную помощь через посредников, поэтому 144 золотых, предназначенных для АПЦ, были возвращены в Москву.

Арх.: РГАДА. Ф. 1608. № 129. Л. 10.
Ист.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 79, 84-85; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 681-682; Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f ta'rkh baa riqat al-kansa al-ana kiyya. Bayru t, 2006. P. 144-148 (рус. пер.: [Михаил Брейк.] Список Антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 431-436).
Лит.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 56-61; Raheb A. Conception of the Union in the Orthodox Patriarchate of Antioch (1622-1672). Beirut, 1981. P. 20-26; Краткий каталог араб. рукописей и док-тов РГАДА / Сост.: Д. А. Морозов. М., 1996. С. 89; Dabba s A. Q., Raššu  N. Ta'rkh al-iba ‘a al-‘arabiyya f al-Mašriq. Bayru t, 2008. P. 40-41; Панченко К. А. Триполийское гнездо: Правосл. община г. Триполи в культурно-полит. жизни Антиохийского патриархата XVI - 1-й пол. XVII в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2009. Вып. 3(17). С. 23-34; он же. Ближневост. Православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516-1831. М., 2012.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также