КИРИЛЛ VI
Том XXXIV , С. 590-592
опубликовано: 10 декабря 2018г.

КИРИЛЛ VI

(2.08.1902, дер. Тух-эн-Насара, совр. мухафаза Минуфия, Н. Египет - 9.03.1971, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 10 мая 1959), один из наиболее почитаемых коптами совр. подвижников. В миру носил имя Азир Юсуф Ата. В детстве переехал вместе с семьей в г. Даманхур, где учился в начальной школе, затем - в Александрию, где получил среднее образование. Семья была очень религиозной; отец, работавший у местных предпринимателей, служил диаконом, привлекая к богослужениям и своих сыновей, в свободное время занимался восстановлением старинных церковных книг. По окончании школы Азир поступил на работу в транспортную судоходную компанию, а в 1924 г.- в туристическое агентство «Томас Кук», где выучил англ. язык. В 1927 г. стал послушником мон-ря Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун, 25 нояб. 1928 г. принял монашество с именем Мина. 18 июля 1931 г. был рукоположен во иерея, после чего направлен на обучение в ДС для монахов в г. Хелуан.

Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в.Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в.

Стремясь к анахоретству, Мина еще во время учебы в семинарии предпринял попытку поселиться в заброшенном Белом мон-ре под Сохагом (В. Египет), но был отозван оттуда патриархом Иоанном (Юаннисом) XIX (1928-1942). По окончании учебы он удалился в небольшую пещеру в 3 км от Дейр-эль-Барамуса, фактически возродив наряду с мон. Абд аль-Масихом аль-Хабаши копт. традицию пустынножительства. В 1936 г., после 3 лет отшельнической жизни, у Мины произошел конфликт с настоятелем монастыря, и он переселился в окрестности Ст. Каира, где стал жить в одной из заброшенных ветряных мельниц в холмистой гряде Эль-Мукаттам. Поскольку Мина уже не относился ни к одному из мон-рей, он получил прозвище аль-Мутаваххид (Отшельник). Слава о нем быстро распространилась в копт. общине. К нему стали приходить паломники, множились свидетельства творимых им чудесных исцелений и его исполнявшихся пророчеств. После смерти Иоанна XIX местоблюститель Патриаршего престола митр. Юсаб (Иосиф; впосл. патриарх Иосиф II) поручил Мине организовать работы по восстановлению мон-ря св. Самуила Каламунского (Дейр-Анба-Самуил) в Файюме. По окончании строительства Мина, ставший к тому времени игуменом, сложил с себя управление монастырскими делами и вернулся на мельницу на Эль-Мукаттаме. В годы второй мировой войны высоты вокруг Каира заняли брит. войска и Мина был вынужден переселиться в Ст. Каир. В 1947 г. он построил там небольшую церковь во имя своего небесного покровителя вмч. Мины, а при ней - общежитие для иногородних студентов, ставшее 1-м подобным заведением в совр. Египте. В 1940-1950 гг. Мина издавал небольшим тиражом ротапринтный ж. «Мина аль-халас» (Пристань спасения). Образ вмч. Мины был одним из символов национальной самоидентификации коптов, и с ним стала ассоциироваться личность принявшего это имя монаха-отшельника. Мина аль-Мутаваххид, дистанцировавшийся от погрязшей в симонии и терявшей влияние копт. иерархии, стал духовным авторитетом как для копт. интеллектуалов, так и для простого народа.

В апр. 1959 г. делегаты Синода и копт. светской орг-ции Совет общины (Маджлис аль-милли) собрались на выборы 3 кандидатов на Патриаршество. После ожесточенных прений 22 из 24 членов совета и 5 епископов отказались голосовать в знак несогласия с возрождением прерванной в XX в. копт. традиции избирать патриарха из числа простых монахов. 17 апр. 1959 г. в соборе св. Марка 5-летний мальчик вытянул один из 3 жребиев - с именем Мины. При интронизации новый патриарх принял имя Кирилл, обозначив тем самым, что будет продолжать политику «отца реформ» Кирилла IV (1854-1861).

60-е гг. ХХ в. считаются в копт. историографии эпохой «пробуждения», духовного обновления Коптской Церкви; огромную роль в этом процессе сыграл К. Коррупции и симонии он противопоставил нестяжательство и аскезу, оторванности высшего клира от простых священников и прихожан - близость к пастве и доступность в отношениях со священнослужителями. Личность К., при жизни заслужившего репутацию святого, притягивала и нецерковных людей. Реформаторская деятельность патриарха проходила под лозунгом возврата к традициям ранней Церкви, на деле же происходил синтез древних копт. канонов и совр. опыта европ. христиан.

При К. произошло оживление монашеской жизни. Вдохновленные примером патриарха сотни молодых коптов избрали путь отречения от мирской жизни. К. уделял монашеским обителям особое внимание. Вскоре после интронизации, в июне 1959 г., патриарх во главе неск. сот единоверцев совершил паломничество к мощам вмч. Мины в руинах Абу-Мина близ Александрии. Рядом с этим местом он заложил 1-й камень в основание мон-ря св. Мины (в наст. время один из самых известных в Египте). В стране развернулось активное церковное строительство. Только в Каире и Александрии за время Патриаршества К. было освящено более 40 церквей, в т. ч. крупнейший христ. храм на Африканском континенте - собор св. Марка в каирском р-не Эль-Эзбекия (1968). Рост количества церквей и мон-рей сопровождался расцветом церковной науки. К. всемерно поощрял как богословские исследования, так и научные работы по копт. истории, филологии, искусствоведению. Для копт. священников стало обязательным получение высшего духовного образования.

Многократно возросла роль Коптской Церкви в общественной жизни Египта. После того как в 1962 г. указом президента Г. А. Насера (1956-1970) Совет общины был распущен, патриарх стал единственным представителем общины перед властями. Новые задачи побудили К. принять беспрецедентное для Коптской Церкви решение учредить 4 еп-ства без приходов: по социальному служению, по делам религ. образования, по высшим коптским исследованиям, по экуменическим связям.

К. поддерживал хорошие личные отношения с Насером, которые не испортила даже затронувшая церковное имущество национализация. В 1966 г. патриарх издал распоряжение всем священникам посещать семинары по араб. социализму. Патриарх и члены Синода безоговорочно поддержали «Программу 30 марта» (1968), передававшую всю власть в стране Арабскому социалистическому союзу. К. оказывал содействие Насеру и на международной арене, солидаризируясь с его антиизраильским и антиимпериалистическим курсом. Как «сионистская» была осуждена декларация Ватиканского II Собора, снимавшая с евреев обвинения в распятии Христа. Во время Шестидневной войны 1967 г. К. совместно с ислам. религ. лидерами призвал егип. народ к «священной войне» против Израиля. После поражения в войне патриарх запретил коптам совершать паломничество в захваченные израильтянами св. места Палестины. К. издавал многочисленные прокламации, осуждавшие амер. вторжение во Вьетнам, империализм и колониализм в Африке, религ. дискриминацию в Израиле.

Внешнецерковная политика К. была направлена прежде всего на укрепление связей с другими древневосточными (нехалкидонскими, монофизитскими) Церквами. Уже через 20 дней после интронизации К. направил к эфиоп. имп. Хайле Селассие I делегацию для переговоров о будущем Эфиопской Церкви. 29 июня 1959 г. ей была дарована автокефалия. Этот акт значительно улучшил отношения между 2 Церквами. В окт. 1960 г. К. нанес пастырский визит в Эфиопию, а в янв. 1965 г. стал председателем 1-й конференции глав т. н. Ориентальных православных (нехалкидонских) Церквей, созванной по инициативе имп. Хайле Селассие I в Аддис-Абебе. Чтобы пресечь практику расторжения заключенных в Коптской Церкви браков путем перехода в юрисдикцию Сирийской яковитской Церкви, К. совместно с сиро-яковитским патриархом Мар Игнатием Иаковом III издал в 1965 г. декларацию, в к-рой подчеркивалось взаимное признание совершаемых в обеих Церквах таинств, в частности бракосочетания.

К. вел также активную межконфессиональную политику. При нем Коптская Церковь вступила во Всеафриканскую конференцию церквей и участвовала в 4 неофиц. консультациях правосл. и монофизитских богословов (в Орхусе, 1964, в Бристоле, 1967, в Женеве, 1970, в Аддис-Абебе, 1971). В марте 1960 г. в Александрии прошла встреча представителей монофизитских (Коптской и Армянской), правосл., католич. и протестант. Церквей. Копт. делегация присутствовала в качестве наблюдателей на I Всеправославном совещании на о-ве Родос (1961); еп. Шенуда представлял Коптскую Церковь на торжествах по случаю 1000-летия Вел. Лавры на Афоне (1963). В апр. 1966 г. К. направил в Москву еп. Самуила для участия в Христианской мирной конференции в ТСЛ. В сент. того же года делегация РПЦ во главе с еп. Подольским Владимиром (Котляровым) посетила Египет в связи с участием в юбилейных торжествах в честь 1400-летия основания Екатерины вмц. мон-ря на Синае и была принята К. в его резиденции в Александрии.

В 60-х гг. ХХ в. Коптская Церковь начала активную миссионерскую деятельность на Африканском континенте. Это нашло отражение в офиц. титуле патриарха, к-рый с 1965 г. стал именоваться «Его Святейшество патриарх Кирилл VI, папа Александрии и всей Африки». Одновременно Патриархат принимал меры по духовному окормлению многочисленной коптской диаспоры: были созданы церковные приходы в США, Канаде, Австралии и др. странах.

Обширная международная деятельность и поддержка егип. властей позволили Коптской Церкви с размахом провести в июне 1968 г. масштабные мероприятия в честь 1900-летней годовщины мученической кончины ап. Марка. Торжества имели национальный характер и широко освещались егип. и зарубежными СМИ. В Каир прибыли 172 зарубежные делегации, в т. ч. от РПЦ во главе с архиеп. Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым). 25 июня К. вместе с президентом Насером и имп. Хайле Селассие I открыл новопостроенный собор св. Марка, для к-рого РПЦ преподнесла в дар позолоченный престол. На следующий день К. отслужил в соборе литургию в ознаменование возвращения в Египет из Венеции частицы мощей ап. Марка.

Др. важнейшее событие в жизни Коптской Церкви в годы Патриаршества К.- явление Пресв. Богородицы в Эз-Зейтуне (2 апр. 1968 - 29 мая 1971). 23 апр. 1968 г. К. сформировал комиссию для исследования свидетельств и 4 мая на пресс-конференции огласил выводы, официально подтверждающие явление Пресв. Богородицы.

К. был погребен в соборе св. Марка, в нояб. 1972 г. перезахоронен, согласно завещанию, в мон-ре вмч. Мины. После его смерти были изданы многочисленные посвященные ему сочинения агиографического характера, возникло об-во «Чада папы Кирилла VI». Мн. копты ждут наступления 2021 г., чтобы в соответствии с копт. традицией через 50 лет после смерти праведника начать процесс его канонизации.

Лит.: Заболотский Н. Проблема единства Восточной Церкви: По поводу конференции патриархов нехалкидонских Церквей в Аддис-Абебе // ЖМП. 1965. № 5. С. 56-64; Владимир (Котляров), еп. Юбилейные торжества, посвященные празднованию 1400-летия основания мон-ря св. великомученицы Екатерины на Синае // Там же. 1967. № 1. С. 55-60; Дмитриев Н., протодиак. На торжествах 1900-летия со дня кончины апостола и евангелиста Марка // Там же. 1969. № 7. С. 51-54; Казновецкий А., прот. Кончина Главы Коптской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла VI // Там же. 1971. № 6. С. 61-63; Shoucri M. Cyril VI // CoptE. Vol. 3. P. 679-681; Fawz M. Al-ba ba  Krillus wa-‘Abd al-Na sir. Al-Qa hira, 19932; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; Voile B. Les coptes d'Égypte sous Nasser: Sainteté, miracles, apparitions. P., 2004; Guirguis M., Doorn-Harder N., van. The Emergence of the Modern Coptic Papacy. Cairo; N. Y., 2011. (The Popes of Egypt; 3).
Т. Ю. Кобищанов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАФОН копт. (монофизитский) патр. Александрии (659-677)
  • ВЕНИАМИН I (ок. 590-661) (пам. копт. 9 тобе (3 янв.)), патриарх Коптской Церкви (622-661)
  • ВЕНИАМИН II патриарх Коптской Церкви (1327-1339)
  • ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптcкой Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)