КИРИЛЛ СУНАРЕЦКИЙ
Том XXXIV , С. 622
опубликовано: 13 декабря 2018г.

КИРИЛЛ СУНАРЕЦКИЙ

(Сунский, Виданский) (Карп Ипатьев; 1608, дер. Андреев Наволок Олонецкого у.- март 1690, Выговский суземок), инок, основатель Виданского Сунарецкого Троицкого муж. монастыря (пустыни), старообрядец. Род. в крестьянской семье, отец - Ипатий Васильев. К. С. обучался грамоте у священника в Кондопоге. Прожив 3 года в браке, в 1627 г. он решил покинуть мир и поселился в Юрьегорском мон-ре при жизни основателя обители прп. Дамиана (Диодора; † 27 нояб. 1633), через год принял постриг. Более 15 лет К. С. странствовал по сев. обителям, в нек-рых жил по неск. лет, побывал в Кожеозерском, Соловецком в честь Преображения Господня, Александровом Ошевенском, Кенозерском, Муромском в честь Успения Пресв. Богородицы (на Муромском мысе Онежского оз.), Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы, Клименецком во имя Св. Троицы мон-рях, в Курженской пуст.

Будучи монахом Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря, К. С. ок. 1645 г. посетил свою семью и вскоре решил основать в родных местах мон-рь. Он поселился на юж. оконечности пустынного Виданского о-ва на р. Суне, построил здесь мельницу, 2 кельи - «молчальницу» (для себя) и «странноприимницу» (для приезжавших на мельницу), установил поклонный крест. К. С. получил от Новгородского митрополита антиминс и разрешение на строительство Троицкой ц. (освящена ранее 1678). В период ок. 1657-1666 гг. (с перерывом в 2 года) на Виданском о-ве жил Епифаний, буд. вождь старообрядчества (он предрек К. С. разорение строящейся обители от сторонников церковных «новин»), а также др. выходец из Соловецкого мон-ря - Варлаам; для них в разных местах острова были поставлены кельи. После нападения на К. С. окрестных жителей, хотевших его изгнать, инок получил от олонецкого воеводы грамоту на землю и рыбные ловли для создававшегося Троицкого мон-ря. В обители начались масштабные строительные работы, шедшие в 60-70-х гг. XVII в. На Виданском о-ве появились кельи, было устроено братское кладбище, территорию мон-ря обнесли оградой; на берегу р. Суны располагались принадлежавшие монастырю скотные дворы, амбары, сеновалы, а также кельи монахинь, жилые дома трудившихся в монастыре «бельцов» (впосл. дер. Чикулай). В эти годы число насельников монастыря возросло почти до 50 чел. В Виданском монастыре приняли постриг родные К. С.: отец (с именем Иосиф), мать (с именем Елисавета), жена Татьяна (в иночестве Таисия), дочь Акилина и внук Иван. К. С. отказывался принимать священнический сан, управлял монастырем в должности строителя.

При митр. Макарии III (1652-1663) в Новгородской епархии почти не получила распространения проводившаяся в те годы в Русской Церкви богослужебная реформа (см. Никон, патриарх Московский и всея Руси). Ситуация коренным образом изменилась при Новгородском митр. Питириме (1664-1672; впосл. патриарх Московский), когда после Большого Московского Собора 1666-1667 гг. начались сыски последователей «старой веры» и гонения на них. Несмотря на меры властей, К. С. долгое время удавалось сохранять старые порядки в своей обители, ставшей центром старообрядчества. По свидетельству Ивана Филиппова, в Виданской пуст. бывали выходцы из разгромленного правительственными войсками в 1676 г. Соловецкого мон-ря, в 80-х гг. XVII в. (при К. С. и позднее) пустынь посещал и жил там монах-старообрядец Виталий.

После доноса в 1683 г. из Новгорода на Виданский о-в была послана экспедиция, перед приходом к-рой, весной 1684 г., К. С. покинул мон-рь и ушел в Обонежье. Сначала жил около Повенецкого Рядка (ныне пос. Повенец Медвежьегорского р-на, Карелия), затем перешел в Выговскую «пустынь» (Выговский суземок), куда за ним последовали дочь и внук. К. С. жил в Сергиевском скиту на р. Выг, позже - близ скита Огорелыши, где скончался и был погребен.

В Сунарецкий мон-рь из Новгорода был прислан новый игумен - Ефрем, вскоре Сунарецкая пуст. была приписана к Зеленецкому во имя Св. Троицы муж. мон-рю, позднее - к Муромскому Успенскому мон-рю (или к Александро-Свирскому мон-рю), упразднена в 1764 г.

К. С. почитался среди старообрядцев как вдохновитель создания Выголексинского общежительства (умер примерно за 4 года до его создания). На месте погребения К. С. уставщик Выговского общежительства Петр Прокопьев поставил часовню, в к-рой ежегодно служили панихиду, после смерти Петра Прокопьева († 1719) часовню перестроил Семен Денисов (см. Денисовы). В 30-х гг. XVIII в. выговские книжники под рук. Ивана Филиппова написали пространное Житие К. С.

Ист.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 46, 60, 85, 101, 118-120, 124, 128, 276, 307; Житие и подвизи блаженнаго инока Кирила, перваго выгорецкаго пустынножителя, создавшаго прежде обители при реце Суне на острову Виданском во Олонецких пределех // starajavera.narod.ru/kiril_suna.html.
Лит.: ИРИ. 1815. Т. 6. С. 111-112; Зверинский. 1892. Т. 2. С. 359-360, № 1238; Островский Д. С. Виданский остров на р. Суне и его значение в истории поморского раскола // Олонецкие ЕВ. 1898. № 12. С. 25-27; Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой литературе // ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 154-169; она же. Житие Кирилла Сунарецкого (или Виданского) // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 366-368; Пашков А. М. Троицкая Сунорецкая пустынь в истории России // Кондопожский край в истории Карелии и России: Мат-лы III краевед. чт., посвящ. памяти С. В. Шежемского (7-8 апр. 2000). Петрозаводск, 2000. С. 77-89; Шахнович М. М. Археологические работы на усадьбе Троицкого Сунорецкого монастыря в 2007 г. // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2008. С. 79-87.
Е. М. Юхименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также