[копт. klaudios ], мч. Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» К. включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество К. и 3 энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (М 587, б-ка Пирпонта Моргана, ок. IX в.) на саидском диалекте копт. языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учетом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из 6 др. кодексов и перевел их на франц. язык (впосл. он издал еще неск. новонайденных фрагментов - Godron. 1976). Два энкомия принадлежат Константину, еп. Асьютскому (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), 3-й приписывается Севиру, патриарху Антиохийскому (нач. VI в.; вероятно, псевдоэпиграф). Известны также средневек. переводы Мученичества и энкомиев на араб. язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о К. содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии, где вместе с К. прославляются еще 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь К. представлены рядом песнопений в копт. Антифонарии (Дифнаре) и эфиоп. величаний-саламов.
Мученичество К. имеет обширную вводную часть, в к-рой излагается один из вариантов (возможно, наиболее ранний) копт. легенды о рим. имп. Диоклетиане (284-305). Согласно копт. традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве К. рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персид. царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа - Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешел в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. К. был военачальником и ритором, с к-рым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, к-рый повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что К. одумается, правитель возил его с собой в качестве заключенного. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о мн. мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в сел. Похе близ Асьюта (предположительно отождествлялось с совр. Ком-Буха-эль-Абид - Drescher. 1942. P. 80; однако данная идентификация сомнительна - Meinardus. 1972. P. 321) К. по приказу Ариана был распят и пронзен копьем; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, К. пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга К., к-рый сопровождал его в Египте.
Константин Асьютский в 2 энкомиях описывает добродетели К. и добавляет нек-рые факты к его биографии. По словам Константина, К. происходил из царского рода: его отец Птолемей был братом имп. Нумериана (283-284); К. отличался красотой и статностью; у правителя Рима висел его портрет, а в самом городе был поставлен памятник в его честь (в синаксарной версии упом., что изображением К. были украшены ворота Антиохии). К. участвовал в неск. битвах и один раз спас Диоклетиана. Важно, что автор устанавливает связь К. с др. копт. мучеником - Виктором (пам. копт. 27 пармуте (22 апр.)), изображая их как близких друзей (Виктору было лишь 15 лет, поэтому его не принуждали к жертвоприношениям; он претерпел мученичество позже). Упоминается Феогноста, сестра К., тяжело переживавшая казнь брата. Подробно описываются посмертные чудеса К.: исцеление бесноватого; наказание имп. посланника, к-рый бесчинствовал в храме К., и воров, посягнувших на церковную утварь; чудесное обращение к истинной вере еретика (священника из мелитиан), язычника и мага.
По мнению Т. Орланди, Константин Асьютский, сделав героем своих энкомиев К., следовал тенденции, проявившейся в Коптской Церкви в Патриаршество Дамиана (578-607) и направленной на сближение с Антиохией. Автор энкомия почти дословно использовал отрывок коптского перевода «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VII 32. 6-8), посвященный еп. Анатолию Лаодикийскому, заменив главного героя Клавдием (Orlandi. 1995). Помимо этого энкомии Константина Асьютского включают элементы, которые позднее получили развитие и стали основополагающими в копт. лит. цикле о мч. Василиде-стратилате (пам. копт. 11 тоута (8 сент.)). К ним относятся указание на Антиохию и Египет как на места действия и гибели героя соответственно, упоминание императоров Нумериана и Диоклетиана, мч. Виктора, его отца Романа, Псоте из Псоя и др. (Idem. Hagiography. 1991. P. 1192-1193). Важная для цикла Василида легенда о Диоклетиане не находит отражения в энкомиях Константина, но присутствует в Мученичестве К. Это позволяет Орланди сделать вывод о том, что циклы появились в результате творческого переосмысления уже существовавших текстов, а Мученичество К. входит в один из самых ранних циклов (т. н. древнеантиохийский), из которого впосл. развились другие. Герои этих текстов объединены родственными и дружественными отношениями, так что в определенный момент К. становится частью разветвленного генеалогического древа (Galtier. 1905. P. 127-129; Winstedt. 1910. P. XX-XXVII).
Третий энкомий посвящен перенесению мощей К. Автор рассказывает о своем путешествии в Египет, чудесном обнаружении мощей и строительстве на месте языческого храма мартирия в честь К. Константин Асьютский также кратко упоминает об этом; по его словам, после неск. неудачных попыток откопать тело К. мученик в видении своему слуге Анастасию объяснил, что его мощи должны остаться в Египте. Их пребывание в этой стране засвидетельствовано и в араб. переводе Мученичества. Однако в копто-араб. Синаксаре содержится др. предание: после казни тело К. было погребено рядом с телом мч. Виктора, а по окончании гонений мать последнего забрала их останки в Антиохию. В эфиоп. Синаксаре приведены обе версии. Мощи К. в ц. св. Виктора в Асьюте видел один из составителей «Истории Александрийских патриархов», александрийский диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (XI в.).
Копт. свящ. Абу-ль-Макарим, автор полного перечня современных ему храмов и мон-рей Египта (сост. в 1177-1204), упоминает 3 церкви, посвященные К.: в мон-ре Эль-Асаль, располагавшемся близ совр. г. Эль-Минья, в Ишнине и в Эль-Каландимуне близ Ансины. В XIX в. в дер. Бакур (в 12 км от Асьюта) был построен храм во имя К. на месте старого, освящение которого отмечено в копто-араб. Синаксаре под 11 кихака (20 дек.) и о котором упоминал мусульм. автор аль-Макризи (1364-1442) (Meinardus. 1972. P. 322).