КЛАР
Том XXXV , С. 258-260
опубликовано: 5 марта 2019г.

КЛАР

(† 396/7), св. (пам. зап. 8 нояб.), мон., ученик св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция). По свидетельству Сульпиция Севера († ок. 420), К. происходил из знатного рода (nobilissimus), в молодости стал учеником св. Мартина и вскоре был рукоположен во пресвитера (mox presbyter). После избрания на епископскую кафедру (ок. 371) Мартин, привыкший к монашескому образу жизни, построил в окрестностях г. Туроны скромную резиденцию, в которой собрал общину аскетов. В эту общину вступил К., который «вскоре достиг высшей степени веры и добродетелей» (breui tempore ad summum fidei uirtutumque culmen enituit). Согласно Сульпицию Северу, в обители было ок. 80 насельников, отказавшихся от имущества, соблюдавших воздержание в пище и одежде. Их время было посвящено гл. обр. молитве, молодые подвижники занимались также переписыванием книг. Аскеты жили в деревянных кельях или в пещерках, высеченных в скале, вместе они собирались только для общей молитвы. Епископ готовил духовенство из членов монашеской общины; среди насельников, возведенных в священный сан, были пресвитеры К. и Брикций (впосл. епископ Туронский), а также диак. Катон, к-рый отвечал за хозяйство общины (впосл. на основе этой обители возникло аббатство Мармутье, ныне в черте г. Тур; см.: Besse J.-M. Les moines de l'ancienne France: Période gallo-romaine et mérovingienne. P., 1906. P. 9-33; Sulpice Sévère. 1967. Vol. 1. P. 148-155; 1968. Vol. 2. P. 661-690; Pietri. 1983. P. 421-427; Stancliffe. 1983. P. 25-28).

В отдалении от основного монашеского поселения К. построил келью (haud longe ab episcopi monasterio tabernaculum constituisset), затем здесь собрались его ученики. Возможно, община К. выполняла функции новициата при главной обители (Sulpice Sévère. 1967. Vol. 3. Р. 994). В числе др. аскетов в общину был принят юноша Анатолий, к-рый заявил, что может беседовать с ангелами. Назвав себя пророком (se unum ex profetis haberi uolebat), он сообщил, что тех, кто не желает верить словам «святого» (cur sancto non crederet), настигнет Божий гнев. Некоторых монахов Анатолий убедил с помощью «знамений» (signis quibusdam plerosque), но К., распознавший диавольский обман, скептически относился к его словам. Тогда Анатолий оповестил подвижников, что он получит с небес белоснежное одеяние как доказательство пребывающей в нем силы Бога (uobis signum erit me Dei esse uirtutem). В полночь, когда монахи собрались у жилища Анатолия, земля содрогнулась, келью озарил яркий свет, из нее послышались голоса и шум шагов. Вскоре из кельи вышел Анатолий, одетый в чудесную блестящую тунику. По совету К. подвижники провели остаток ночи в пении псалмов и гимнов, молясь о том, чтобы Бог открыл им смысл удивительного события. С наступлением дня К. решил отвести Анатолия к св. Мартину, но монах ожесточенно сопротивлялся и кричал, что ему запрещено встречаться со святым. Подвижники применили силу, и чудесная туника, в которую был одет Анатолий, внезапно исчезла. Тогда монахи поняли, что странные явления на самом деле были иллюзией (fantasia), и с ее помощью сатана пытался обмануть аскетов. По свидетельству Сульпиция, этот случай не был единичным, появление лжепророков (pseudoprofetis) и фальшивых чудотворцев предвещало близкий приход антихриста (Sulp. Sev. Vit. Mart. 23-24). Ж. Фонтен усматривал сходство между заявлениями Анатолия и еретическим учением Присциллиана, к-рое в кон. IV в. вызвало серьезные разногласия среди церковных иерархов Испании и Галлии (Sulpice Sévère. 1969. T. 3. P. 994-1022).

Вероятно, Сульпиций Север познакомился с К. в 393 или 394 г., когда он прибыл в Туроны для встречи со св. Мартином. Вдохновленный примерами Мартина и Понтия Меропия Павлина († 431), впосл. епископа Ноланского, Сульпиций решил посвятить жизнь Христу. Он завершил карьеру адвоката и основал общину аскетов в усадьбе Примулиак (местоположение виллы неизвестно, обычно локализуется в Аквитании, между городами Толоза (ныне Тулуза) и Нарбона (ныне Нарбон)). Образцом для этой общины послужила монашеская обитель Мартина, однако, по мнению большинства исследователей, образ жизни насельников Примулиака был менее строгим. В Примулиаке был построен храмовый комплекс, состоявший из 2 базилик и баптистерия (Sulpice Sévère. 1967. Vol. 1. Р. 30-49; 1968. Vol. 2. P. 894-895; см.: Stancliffe. 1983. P. 30-32; Colin M.-G. Christianisation et peuplement des campagnes entre Garonne et Pyrénées (IVe-Xe siècles). Carcassonne, 2008. P. 105-107). Возможно, по совету К. Сульпиций составил соч. «Жизнь Мартина» (Babut. 1912. P. 34). Это сочинение было завершено в 396 или 397 г., в нем говорится об уже покойном К. (nunc felici beatus excessu - Sulp. Sev. Vit. Mart. 23. 1). О недавней кончине К. (qui nuper excesserat) Сульпиций упоминал также в письме диак. Аврелию, написанном в нояб.-дек. 397 г. По свидетельству Павлина Ноланского, К. скончался незадолго до Мартина (quem proximo interuallo inlustris magistri sequacem te auctore cognouimus - Paul. Nol. Ep. 23. 3). Сульпиций рассказывал о чудесном сне, в котором св. Мартин благословил его и затем вознесся на небо. Вслед за Мартином последовал «святой пресвитер» К., но когда Сульпиций попытался догнать их, он внезапно проснулся. После пробуждения он узнал о прибытии из г. Туроны монахов с вестью о смерти Мартина († 8 нояб. 397) (Sulp. Sev. Ep. 2. 1-5).

По инициативе Сульпиция Севера Примулиак стал центром культа св. Мартина, здесь почитали также К., похороненного под алтарем церкви (ecclesia domestica). Возможно, К. скончался в Примулиаке, находясь в гостях у Сульпиция (Babut. 1912. P. 34-35). Могила К. служила символом духовной связи между обителью св. Мартина в Туронах и общиной в Примулиаке (Stancliffe. 1983. P. 31). По словам Павлина, в деятельности Сульпиция продолжал жить св. Мартин, в ней «расцветал Клар» (totum in te spirare Martinum, florere Clarum - Paul. Nol. Ep. 27. 3). В Примулиаке подвизался мон. Виктор, ученик К., неоднократно ездивший в Нолу с письмами Сульпиция Павлину. Высоко оценивая личность и духовные наставления Виктора, Павлин писал: «...мы доподлинно признали в нем образ святых, блаженных Мартина и Клара» (uere recognouimus in eo sanctorum formulam beatorum Martini et Clari - Ibid. 23. 3).

По просьбе Сульпиция Павлин Ноланский сочинил несколько метрических надписей для алтаря, воздвигнутого на могиле К. Содержание стихотворений примерно одинаково. Согласно поэту, под алтарем покоятся лишь останки К., а живой святой, освободившись от телесных уз, «радуется среди звезд» (mens... gaudet in astris) вместе со св. Мартином. В стихотворениях обыгрывается значение имени Клар (светлый, славный, знаменитый), напр., о святом говорится: «Славный верой, преславный делами, славнейший плодами». В 3-м стихотворении, написанном элегическим дистихом, Павлин обращался к святому с просьбой молиться за него и за его жену Теразию, а также за Сульпиция (Paul. Nol. Ep. 32. 6).

Последние сохранившиеся письма Павлина Сульпицию относятся к 404 г. О судьбе храмового комплекса в Примулиаке и о почитании К. после смерти Сульпиция сведений нет. В Римско-католической Церкви поминовение святого стало совершаться после внесения его памяти в Римский Мартиролог (1583). Составитель Мартиролога кард. Цезарь Бароний опирался на свидетельства Сульпиция Севера и Павлина Ноланского, которые именовали К. святым и упоминали о его почитании. День памяти (8 нояб.), по-видимому, был выбран как ближайший ко дню празднования памяти св. Мартина Турского (11 нояб.). Еп. Андре дю Соссе в «Галльском Мартирологе» указал под 8 нояб. поминовение К. и 126 монахов аббатства Мармутье, убиенных норманнами (Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 843). Однако в богослужебной практике Турского архиепископства память святого могли праздновать в др. дни (18 июля - Breviarium Turonense. P., 1784. Pars aestiva. P. 477-478; вероятно потому, что в этот день совершалась память мч. Клара (IX в.), англосакс. проповедника, почитавшегося в приорате Сен-Клер-сюр-Эпт). Известно о капелле во имя К., которая до кон. XVIII в. находилась близ аббатства Мармутье (Martène. 1874. P. 118).

Ист.: Sulp. Sev. Vit. Mart. 23; idem. Ep. 2. 5; Paul. Nol. Ep. 23. 3, 27. 3, 32. 7-8; ActaSS. Nov. T. 3(2). P. 784-786; Sulpice Sévère. Vie de St. Martin / Éd. J. Fontaine. P., 1967. T. 1. P. 20-21, 40-49, 136-137. (SC; 133); 1968. T. 2. (SC; 134); 1969. T. 3. P. 989-1022, 1203-1205, 1339-1341, 1350. (SC; 135).
Лит.: Martène E. Histoire de l'abbaye de Marmoutier / Éd. C. Chevalier. Tours, 1874. T. 1. P. 117-122; Babut E.-Ch. Saint Martin de Tours. P., [1912]. P. 34-36, 57, 240-241, 245; MartRom. Comment. 1940. P. 505; Van Doren R. Clair // DHGE. 1953. T. 12. Col. 1031; Desreumaux R. Chiaro // BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1230-1231; Pietri L. La ville de Tours du IVe au VIe siècle: Naissance d'une cité chrétienne. R., 1983. P. 51, 65-67, 109-110, 421-427, 634, 639, 645; Stancliffe C. St. Martin and his Hagiographer: History and Miracle in Sulpicius Severus. Oxf., 1983. P. 25-26, 31, 72, 77, 114, 235; Guttilla G. I tituli in onore del «presbyter Clarus» e la datazione del carme 31 di Paolino di Nola // Boll. di studi latini. Napoli, 1989. Vol. 19. P. 58-69; Trout D. E. Paulinus of Nola: Life, Letters and Poems. Berkeley, 1999. P. 154, 239-243; Beaujard B. Le culte des saints en Gaule: Les premiers temps. D'Hilaire de Poitiers à la fin du VIe siècle. P., 2000. P. 75-79; Alciati R. And the Villa Became a Monastery: Sulpicius Severus' Community of Primuliacum // Western Monasticism ante litteram: The Spaces of Monastic Observance in Late Antiquity and the Early Middle Ages / Ed. H. Dey, E. Fentress. Turnhout, 2011. P. 85-98.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
  • АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
  • АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)