[нем. Klesl, Khlesl, Klesel; латиниз. Cleselius] Мельхиор (19.02.1552, Вена - 18.09.1630, Винер-Нойштадт), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации. Род. в семье пекаря; родители были лютеране. Начальное образование получил в протестант. школах в Вене и Вельсе. В 1570-1574 гг. изучал философию в Венском ун-те. Под влиянием популярного в Вене проповедника иезуита Георга Шерера К. вместе с родителями перешел в католич. веру (1573). С 1574 г. учился в иезуитской коллегии в Вене, затем продолжил обучение в ун-те Ингольштадта, также находившемся под управлением ордена иезуитов. 29 мая 1579 г. он получил степень д-ра философии, 1 июня - лиценциата теологии. В 1576 г. К. принял тонзуру и принес первые (или простые) обеты. Проявив себя горячим защитником католич. веры, он еще до окончания обучения получил известность благодаря проповедям, участвовал в богословских диспутах. В 1577 г. папа Римский Григорий XIII по рекомендации имп. Максимилиана II предоставил К. в качестве бенефиция каноникат в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). По окончании ун-та К. отказался от превотства Альтэттинг, к-рое предлагал ему Вильгельм (впосл. герцог Баварии), и вернулся в Вену. 30 авг. 1579 г. Венский еп. Иоганн Каспар Нойбёк рукоположил К. во пресвитера. 4 сент. 1579 г. имп. Рудольф II Габсбург (1576-1612) назначил К. пробстом кафедрального собора св. Стефана в Вене, а также канцлером Венского ун-та. Как канцлер, он потребовал от всех кандидатов исповедания католич. веры. В 1590/91 и 1592/93 гг. был также деканом теологического фак-та, в 1591/92 г.- ректором ун-та.
2 февр. 1580 г. Урбан фон Тренбах, еп. Пассау, назначил К. официалом австр. владений к югу от р. Энс, а затем генеральным викарием Нижнеавстрийской пров. еп-ства Пассау с резиденцией в Вене. Заботясь о моральном облике католич. духовенства в Н. Австрии, К. следил за выполнением решений диоцезального синода 1576 г., запретившего браки священников и конкубинат. Стараниями К. на все пустовавшие приходы в диоцезе были поставлены священники. В соответствии с решениями Тридентского Собора о повышении образовательного уровня священников в 1583 г. К. предложил императору открыть в Вене католич. семинарию. В февр. 1585 г. был назначен членом Имперского надворного совета. В апр. 1588 г. получил должность проповедника при имп. дворе, в окт. того же года отказался занять кафедру небольшого, но важного еп-ства Винер-Нойштадт и стал его администратором. Проводил политику рекатолизации на землях еп-ства. Ему удалось выплатить все задолженности еп-ства; были отреставрированы епископский дворец и здание диоцезального управления. В 1590 г. имп. Рудольф II назначил К. генеральным реформатором (Generalreformator) для проведения церковных преобразований в Н. Австрии. После смерти Венского еп. И. К. Нойбёка (1594) К. фактически управлял еп-ством. 20 февр. 1598 г. император назначил его епископом Вены (К. сохр. за собой также должность администратора еп-ства Винер-Нойштадт). Однако он принял дела в еп-стве только 29 янв. 1602 г., и лишь 13 июля 1613 г. папа Римский Павел V утвердил назначение К. 30 марта 1614 г. в Кремсмюнстере папский нунций Плачидо де Марра, еп. Мельфи и Раполлы, совершил епископскую хиротонию К.
К кон. XVI в. более 80% населения австр. владений Габсбургов исповедовало протестантизм. Его распространению способствовала толерантная религ. политика имп. Максимилиана II, утвердившего в Австрии положения Аугсбургского религиозного мира. Имп. Рудольф II значительно ограничил его действие, что было расценено австр. протестантами, в первую очередь дворянами, как нарушение их сословных прав и свобод, угрожавшее их самостоятельности в своих владениях и в органах местного управления (ландтагах). В церковной и гос. политике К. был сторонником «гибкой» линии компромиссов, постепенных действий, к-рую сам характеризовал как gradium (шаг за шагом). Заключая союзы с протестантами и католиками, сторонниками абсолютизма и защитниками сословных свобод, он лавировал между различными политическими силами, добиваясь восстановления позиций католич. Церкви в Австрии, укрепления власти императора и сохранения «подобающего отношения к дому Габсбургов». В городах и рыночных местечках были созданы комиссии по католической реформе (Reformkomission), к-рые часто действовали силой, с привлечением войск. К. изгнал из Вены протестант. проповедников и запретил протестант. богослужения в городе. Важным средством католич. пропаганды были материальная поддержка дворян-католиков и предоставление им должностей в системе гос. управления; мн. протестанты по этим причинам переходили в католич. веру. Так, все члены Тайного имп. совета были католиками, из них 1/4 составляли те, кто вернулись в католицизм (напр., кн. Карл Лихтенштейн). В Н. Австрии при содействии К. должности в местном самоуправлении также занимали только католики.
Большое значение в политике рекатолизации на австр. землях К. придавал сфере образования. Для этого под контроль католич. Церкви (в первую очередь ордена иезуитов) передавались высшие и средние учебные заведения, особая материальная поддержка оказывалась студентам-католикам, к обучению в австр. католич. ун-тах (в Вене, Граце, Инсбруке) допускались студенты-протестанты, в образовательных учреждениях преподавали прежде всего католики и т. д. К. способствовал улучшению экономического положения мон-рей, поддерживал деятельность католич. орденов и конгрегаций.
В период борьбы между имп. Рудольфом II и эрцгерц. Маттиасом, к-рая сопровождалась сословными выступлениями против Габсбургов в разных частях империи и созданием межнациональных сословных конфедераций (1604-1612), К. и покровительствовавший ему эрцгерц. Маттиас из тактических соображений - с целью привлечь на свою сторону мятежные сословия - были вынуждены идти им на уступки. Так, после удачного выступления венг. сословий под предводительством И. Бочкаи (1604-1606) по Венскому миру 1606 г. венг. сословия получали свободу вероисповедания и гарантии того, что протестанты не будут ущемляться при назначении на должности в гос. аппарате. Кроме того, было обещано соблюдение политических и социальных прав и свобод венг. сословий, прежде всего дворян. Этих же прав требовали и частично добились от Габсбургов и вступившие в союз с венграми австр. и моравские сословия. Однако после восшествия на престол имп. Маттиаса II (король Венгрии с 1608, король Богемии с 1611, император с 1612) период уступок закончился.
С нач. XVII в. политическая карьера К. оказалась тесно связанной с эрцгерц. Маттиасом (впосл. имп. Маттиас II), на сторону к-рого он перешел во время т. н. братской ссоры (Bruderzwist) в австр. ветви династии Габсбургов. Фактически с 1611 г., официально с 1612 г. К. исполнял функции президента Тайного имп. совета при эрцгерц., а затем имп. Маттиасе, канцлера, имперского штатгальтера В. и Н. Австрии, был инициатором мн. мер в политике правительства (его называли «вице-императором»). Он продолжил политику рекатолизации в австр. владениях империи. Так, зная о том, что католич. население Австрии не признавало указа имп. Маттиаса II о свободе вероисповедания, дарованной протестантам (1609), он ничего не предпринимал для наказания католиков, нарушавших этот указ.
Хотя К. считал приоритетной борьбу с внутренними врагами -протестантами, а не с внешними, он принимал активное участие в переговорах с турками. 14 июля 1615 г. в Вене с Османской империей был подписан мирный договор, который К. рассматривал как необходимое условие для проведения политики Контрреформации в Венгрии.
2 дек. 1615 г. по предложению имп. Маттиаса II К. был провозглашен кардиналом in pectore. 11 апр. 1616 г. папа Римский Павел V утвердил его в достоинстве кардинала.
Осторожная политика К. не удовлетворяла мн. католич. иерархов. В кон. 10-х гг. XVII в. они нашли поддержку в лице наследника престола эрцгерц. Фердинанда Штирийского (с 1619 имп. Фердинанд II), католика, сторонника решительных мер в борьбе с протестантами. В 1618 г., после начала конфликта в Богемии (см. Тридцатилетняя война), эрцгерц. Фердинанд без ведома имп. Маттиаса II отстранил К. от всех должностей. К. заключили в крепость в Вене, потом сослали в замок Амбрас в Тироле, затем в замок Хофбург в Инсбруке. На К. была возложена вина за события в Богемии, его обвинили в потворстве протестантам. Имущество К. конфисковали и направили на финансирование военных действий. Но и в это время он не оставил политической деятельности, в частности всячески настраивал имп. двор против трансильванского кн. Габора Бетлена, активного участника антигабсбургской коалиции в Тридцатилетней войне. Для рассмотрения дела К. в Риме была сформирована кардинальская комиссия во главе с аудитором Свящ. Римской Роты кард. Фабрицио Вероспи. Комиссия подтвердила выдвинутые против него обвинения и решение о пожизненном заключении, однако еп-ства Вена и Винер-Нойштадт были сохранены за К.: доходы от них должны были покрывать траты на его содержание в заключении. В 1622 г. при содействии папы Римского Григория XV К. был переведен в Рим и с 27 нояб. 1622 до 18 июня 1623 г. содержался в замке Св. ангела. По настоянию гос. секретаря Папского гос-ва кард. Лудовико Лудовизи с К. были сняты все обвинения (5 июля 1623). К. оставался в Риме до 1627 г., папа Урбан VIII ввел его в состав Конгрегации пропаганды веры. Получив разрешение от императора, в янв. 1628 г. К. торжественно вернулся в Вену, но прежним политическим влиянием он уже не обладал. 5 нояб. 1629 г. император снова назначил К. генеральным реформатором. По инициативе К. с 1630 г. в Венском еп-стве отмечается праздник Непорочного зачатия Девы Марии (8 дек.). Хотя К. не удалось полностью восстановить позиции Римско-католической Церкви в Австрии, его политика не была безрезультатной: она легла в основу контрреформационных мероприятий имп. Фердинанда II.
К. похоронен в кафедральном соборе св. Стефана в Вене, его сердце хранится в кафедральном соборе г. Винер-Нойштадт. В этом городе К. поставлен памятник.