символико-аллегорический образ; восходит к гравюре на титульном листе сборника поучений и проповедей архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения, священником, законным и свецким належачый» (К., 1659) и к толкованиям из этого сочинения (напр., в Сказании на Рождество Пресв. Богородицы - Л. 164-164 об.).
Гравюра и, следов., появившиеся на ее основе иконы отражают гомилетический характер произведения архим. Иоанникия. Основой иконографической программы являются иллюстрации к библейским цитатам о слове Божием и Его заповедях. Композиция гравюры представлена в виде триумфальной арки классической П-образной формы. В ее проеме, в центре изображения,- крупный, обращенный бородкой вверх ключ, который, как поясняет автор в предисловии, помогает читающим книгу «двери до неба одомкнути». На стержне ключа помещена надпись (сверху вниз): « » (Лк 11. 52). На имеющей форму сердца головке ключа указаны название сочинения и его выходные данные. По сторонам стержня изображены атрибуты служения прор. Моисея - 2 трубы (надпись: « » - Числ 10. 1-2) и скрижали завета (надпись: « » - Исх 34. 1; Втор 10. 1). По толкованию свт. Афанасия Великого, звук труб призывает «памятовать о Законе» (Athanas. Alex. Ep. pash. 1. 2); вслед за ним архим. Иоанникий трубному гласу уподобляет голос проповедника, наставляющего паству в истине. Вверху арки в центральном картуше изображено «Коронование Пресв. Богородицы» (надпись: « » - Песн 4. 8). В левом картуше - сеятель из притчи (надпись: « » - Мф 13. 3; Мк 4. 3; Лк 8. 5), толкование которой дал Сам Иисус Христос, говоря о слушающих и внимающих слову Божию (Мф 13. 19-23; Мк 4. 11-20; Лк 8. 11-18). В правом картуше - всадник с луком (« » - Откр 6. 2); согласно толкованию архиеп. Андрея Кесарийского (Andr. Caes. Apoc. 13), текст Откровения о снятии 1-й печати означает апостольское учение, евангельскую проповедь, слово, просветившее язычников. На колоннах у опор арки помещены надписи, напоминающие о сооружении царем Соломоном Иерусалимского храма: слева - « [Иахин]», справа - « [Воаз]» (3 Цар 7. 21). На базах колонн написаны тексты из истории Самсона: « » (Суд 14. 8-9); « » (Суд 15. 19), которые проиллюстрированы ниже в картушах. В Свящ. Писании это место, где повествуется о загадке Самсона, которую тот предложил разгадать гостям на брачном пире, является одним из наиболее сложных для понимания и толкования. Его включение в программу гравюры указывает читателям на трудности постижения Библии. Возле нижнего края в центре - подпись гравера « » (Ровинский. Словарь граверов. Стб. 200).
В переизданиях сочинения архим. Иоанникия (К., 1663; Львов, 1665) иконография данной выходной гравюры точно не повторялась, и только она включает сюжет «Коронование Пресв. Богородицы»; др. гравюра предваряет и дополнение к сборнику (К., 1660) с рассказами о чудесах Божией Матери и ее чудотворных иконах, которые впосл. стали основой для отдельного сочинения архим. Иоанникия Богородичной тематики - «Небо Новое» (Львов, 1665).
На выявленных небольших по размеру иконах XIX - нач. XX в., основанных на гравюре ок. 1659 г. или ее повторениях, извод воспроизводится более упрощенно, некоторые сюжеты и иконографические детали отсутствуют. Так, общая форма арки видоизменяется, остается только архивольт с постаментами (иногда всего два 4-гранных столба), не воспроизводятся композиции в нижних углах иконы, нет всех или некоторых пояснительных надписей. Смысловым центром также является ключ, как правило выполненный золотом или серебром; изображения скрещенных труб и скрижалей завета передвинуты на столбы. Композиция «Коронование Пресв. Богородицы» в облачном сегменте укрупнена, рисунок фигур варьируется. Образы сеятеля и всадника в верхних углах средника размещены на поземе непосредственно над столбами, без картушей и обрамления.
Наиболее ранним известным примером является икона 2-й четв. XIX в. (ГИМ; на обороте дарственная надпись): золотые фигуры сеятеля и всадника представлены в виде статуй на перспективных постаментах, нет изображений труб и скрижалей завета, а также надписей. Над образом «Коронование Пресв. Богородицы» в клейме написан сюжет «Обрезание Господне». Средник окружает золотая рокайльная рамка с тональной проработкой. Не исключено, судя по колористическому и композиционному решению, что икона повторяет более ранний образец. Три иконы этого извода традиц. стилистики (собрание В. М. Федотова; см.: Каталог иконописи В. Федотова / Сост. Я. Э. Зеленина. М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 280-281, 364-365. Кат. 111, 148) созданы в иконописных слободах Владимирской губ., где, возможно, разработка этой иконографии в XIX в. получила новый импульс. Мстёрская икона кон. XIX - нач. XX в. выделяется качественным письмом и подробными текстами: « »; « »; « »; « »; « ». В отличие от ряда др. произведений на нижнем поле имеется подпись: « ». Две маленькие иконы (2-й пол. и кон. XIX в.), писанные на золотом фоне, похожи на паломнические или «раздаточные» образы. На иконе-пяднице 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Образ священный: Редкие иконы XV - нач. XIX в. из частных собр. М., 2014. С. 109. Кат. 221) справа и слева в архитектурных нишах представлены избранные святые (святитель и преподобный), надписей нет. На обороте процарапаны тексты о заказе, относящемся к др. изводу («Кунавино… Федосье Ивановой Калиничевой…» и др.). Существуют совр. иконы «К. р.».
Кроме того, существовал др. тип икон с подобным наименованием, на к-рых изображалась в рост Пресв. Богородица, а в нижней части композиции был нарисован ключ. Местночтимый образ, празднование которому совершалось 1 апр., находился в нач. XX в. в кладбищенской Троицкой ц. г. Балахна Нижегородской губ. Перед иконой служили молебны перед началом учения, прося о помощи в овладении знаниями (Поселянин Е. Богоматерь. С. 227). Сохранилась икона с таким названием кон. XIX - нач. XX в., которая, согласно штампу на обороте, была создана иконописцем К. А. Першиным в Палехе (частное собрание). Богородица стоит на облаках вполоборота вправо, Младенец восседает на Ее левой руке (тип «Одигитрия»), изображение ключа под ногами плохо читается или отсутствует; фон золотой с полями «на эмалевое дело». По-видимому, в этом изводе отразился один из прославляющих Божию Матерь эпитетов из Великого Акафиста: «Радуйся, ключу Царствия Христова» (икос 8).
Название «К. р.» иногда встречается на иконах Божией Матери «Прибавление ума», напр. на мстёрских образах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания; см.: Образ Богородицы: Иконы XVI - нач. XX в. / ГИМ. М., 2012. С. 78-79. Кат. 30; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст. / ЦМиАР; сост.: Л. П. Тарасенко. М., 1995. С. 67. Кат. 58).