КОЛПЕНСКИЙ
Том XXXVI , С. 443-444
опубликовано: 7 июня 2019г.

КОЛПЕНСКИЙ

рус. композитор, автор многохорных (12-голосных) сочинений в стиле партесного пения. Биографические данные о К. не найдены. Судя по обнаруженным рукописям, его творчество предположительно относится к 40-70-м гг. XVIII в. В 40-х гг. был создан 12-голосный комплект партий (ГИМ. Син. певч. № 355), принадлежавший Новгородскому архиерейскому хору и включающий 250 произведений, в т. ч. сочинения В. Титова, И. Игнатьева, архим. Герасима (Завадовского), Н. Калачникова, В. К. Тредиаковского и др. авторов кон. XVII - 2-й пол. XVIII в. В этом сборнике помещены 4 концерта К.: «Доколе, Господи» (№ 90), «Возведох очи мои», «От скорби призвах Господа» (№ 136), «Вскую прискорбна еси душе моя» (№ 138). Фамилия композитора указана рядом с названиями концертов в реестре в партии 1-го баса (№ 355-к. Л. 3-3 об.). Ко времени правления имп. Елизаветы Петровны относятся также певческий сборник ГЦММК. Ф. 283. № 614 (партия 1-го тенора), содержащий Службу Божию («Слава… Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Достойно есть») на 12 голосов с пометкой «Творение Колпенскаго» в оглавлении и перед нотным текстом, список этой Службы с такой же пометкой из рукописи ГЦММК. Ф. 283. № 993/1-3 (партии 3-го дисканта, 1-го и 2-го альтов), а также херувимская «Колпенская», не входящая в состав Служб, в рукописи ГЦММК. Ф. 283. № 992/1-2 (партии 1-го тенора и 2-го баса) и ее список без указания имени автора в сборнике ГИМ. Син. певч. № 1316 (в комплекте 11 партий; отсутствует партия 1-го баса; песнопение не имеет номера и названия, в партии 1-го дисканта помещено на л. 17-17 об.). В более поздний по происхождению 12-голосный комплект (ГИМ. Син. певч. № 90, 1774 г.) вошел вариант названной выше Службы, отличающийся только 1-м песнопением («Слава… Единородный Сыне»); он имеет пометку «Колпен» в реестрах 2-го тенора и 1-го баса (Л. II). В рукопись ГИМ. Син. певч. № 90 включены также 13 задостойников двунадесятым праздникам и Пасхе с пометкой «положение Колпенского» (№ 11-23).

Концертный стиль партесного многоголосия в сочинениях К. определяется эффектными противопоставлениями tutti всего хора камерным трио отдельных партий в кантовой фактуре (параллельное движение 2 верхних голосов с поддерживающим басом), чередованием четных и нечетных метров, гармонических и полифонических разделов. В тематизме Служб преобладают обороты орнаментально-мелизматического характера, поручаемые обычно тенорам и дискантам, а также маршевые и гимнические интонации, придающие торжественность звучанию. Службы, задостойники, херувимская и концерт «Возведох очи мои» написаны в мажоре, другие 3 концерта - в миноре. К. принадлежит к тому же периоду в развитии партесного стиля, что и Калачников, но с т. зр. тематической организации, разработки фактуры, мастерства композиции уступает своему современнику.

Лит.: Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до кон. XVIII в. М., 1928. Вып. 1. С. 329.
Н. Ю. Плотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
  • АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог