[греч. Κόντογλου] Фотис (между 1892 и 1897, Айвалык, Турция - 13.07.1965, Афины), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель. В источниках указываются разные даты рождения К., наиболее вероятным можно считать 1895 или 1896 г. Его отец, Николаос Апостолелис, был моряком и умер, когда К. исполнилось 2 года, поэтому художник взял фамилию матери - Деспины Кондоглу. Воспитать мальчика помог брат матери Стефан (Кондоглу), игумен монастыря св. Параскевы. Он отправил племянника по окончании айвалыкской гимназии в Афины, в Школу изящных искусств при Политехнионе, т. к. у того с детства проявился талант к рисованию. Когда началась первая мировая война, К. уехал ненадолго в Мадрид, а затем в Париж и прожил там ок. 6 лет, зарабатывая на пропитание иллюстрированием книг и журналов. Он общался со скульптором О. Роденом и с писателем М. Метерлинком. Познакомившись с совр. течениями в изобразительном искусстве, К. не примкнул ни к одному из них, следуя реалистическим принципам живописи. Лишь впосл. в некоторых его работах заметно опосредованное влияние экспрессионизма. В 1918 г. К. написал 1-е лит. произведение - историю португ. пирата «Педро Казас». Ок. 1919 г. художник вернулся в Айвалык, преподавал франц. язык, искусство и рукоделие в жен. гимназии, а затем его призвали в греч. армию. Он был вынужден покинуть Родину во время переселения малоазийских греков из Турции в Грецию и обосновался в Афинах, где занялся написанием статей для энциклопедического словаря К. Элевтерудакиса и его иллюстрированием. Это событие было не случайным: К. отличался широким кругозором (одним из его лит. псевдонимов был Книгоед). В последние годы жизни К. участвовал в издании Религиозной и нравственной энциклопедии - 1-й правосл. энциклопедии на греческом языке.
До 25 лет К. не использовал красок: все сохранившиеся произведения выполнены карандашом, чернилами, сепией, восковой пастелью или углем. В 1923-1924 гг. К. создал первые работы в цвете (портреты С. Дукаса в технике фрески, М. Филинтаса и Н. Хрисохоса - маслом). Предпринятое К. в 1923 г. путешествие на Афон и соприкосновение с визант. искусством оказало огромное влияние на его творчество. С этого времени началось увлечение К. Византией, в т. ч. в области истории, агиографии, святоотеческого наследия.
Итогом поездки стали книги «Искусство Афона: Копии и реконструкции Фотиса Кондоглу» с копиями визант. и поствизант. икон и фресок и «Васанта» c текстами и иллюстрациями К., а также выставки в Митилини и Афинах рисунков монастырей, афонских пейзажей и портретов насельников. Оригинальные произведения, как и копии, были выполнены в черно-белом цвете (большинство копий сделаны кит. тушью). В 1923 г. К. создал первую большую композицию на религ. тему - «Крещение», в которой прослеживается влияние византийской живописи, в т. ч. и в технике (воскомастичная живопись). Иконография «Крещения» восходит к визант. образцам, но цветовое решение нетрадиционно: преобладает охра и жженая сиена. В 1924 г. К. снова отправился на Афон, где занимался копированием и созданием собственных произведений. Он периодически возвращается к монохромному рисунку в книжной графике (напр., иллюстрации к соч. П. Дельты «Жизнь Христа»: «Ап. Нафанаил молится под инжирным деревом» и «Христос, рисующий на песке»), в портретах и жанровых сценах из жизни квартала Неа-Иония в Афинах, где жили беженцы из М. Азии. В 1924 г. К. сделал 2 рисунка, в к-рых прослеживается влияние Эль Греко («Иоанн Предтеча» и «Христос с учениками»), в 1925 г.- пейзажи акварелью и темперой и копии мозаик ц. Успения Пресв. Богородицы в Дафни (ок. 1100) в технике фрески. С 1925 г. художник принимал участие в издании посвященного искусству ж. «Дружеское общество».
С 1926 г. исследователи отмечают серьезные изменения в творчестве К.- он написал картину «Участник борьбы за Македонию» (масло) и портрет прозаика Н. Велмоса (темпера), в которых впервые использовал приемы визант. живописи для изображений светской тематики. В том же году им был сделан ряд акварельных пейзажей, а также иллюстрации к книге Н. Мелас «Павлос Мелас». В 1927 г. К. написал первые иконы в византийском стиле для митрополичьего собора о-ва Кимолос. Во 2-й пол. 20-х гг. К. сотрудничал как автор и художник в ж. «Греческая литература» и иллюстрировал кн. «Сказки: Сборник Г. Мегаса». В 1928 г. вышла в свет его книга «Путешествия», в к-рой лит. описания Греции сопровождены рисунками. Целью иллюстрирования К. собственных произведений было не украшение, а смысловое дополнение текстов.
Стилю К. под влиянием визант. живописи, произведений критской школы, а также «народного» искусства поствизант. периода были присущи схематичность, плоскостность, линеарность. Цветовая гамма его произведений отличается приглушенными, «блеклыми» оттенками, к-рые он считал характерными для фресок визант. периода. Лишь в нек-рых поздних храмовых росписях, выполненных вместе с учениками, заметен более яркий колорит (церкви вмч. Георгия Победоносца в Кипсели и свт. Николая Чудотворца в Като-Патисии). Притом что К. хорошо знал (учитывая ранний период копирования) и любил визант. искусство, творчество мастера нельзя назвать подражательным: он переосмыслял и перерабатывал визант. наследие.
Чуть раньше К. в визант. стиле начали работать Д. Пелекасис, К. Карагацидис, А. Виагинис, но, по словам худож. Н. Энгонопулоса, они стремились к воспроизведению визант. образцов, что придавало их произведениям вид музейных экспонатов, а К. возродил визант. искусство, сделав его живым и современным (Μνήμη Κόντογλου. 1975. σ. 36). Интерес к Византии начал пробуждаться у представителей греч. интеллигенции, с к-рыми К. поддерживал дружеские отношения, среди них - занимавшиеся возрождением визант. архитектуры А. Орландос и А. Захос, исследователь визант. музыки С. Каррас, археолог и искусствовед-византинист А. Ксингопулос. Духовным отцом К. был известный старец архим. Филофей (Зервакос).
Изучение древней техники живописи позволило К. стать востребованным реставратором. В 1930 г. он был приглашен на должность реставратора в Византийский музей в Афинах. В 1931 г. К. участвовал в раскопках в Спарте, расчистил, отреставрировал и выполнил копии росписи рим. гробницы. В 1932 г. он расчищал фрески собора мон-ря Кесариани, а в 1933 г. работал по приглашению егип. властей в Коптском музее в Каире. Впечатление, произведенное на К. файюмскими портретами, отразилось на его творчестве. К. успел поработать и в жанре миниатюры, по сути возродив визант. искусство украшения рукописей миниатюрами: в 1934 г. написал книгу «Астролябия» и создал иллюстрации к ней (издана в 1935 на Керкире; часть изображений выполнил Я. Царухис). В 1934-1935 гг. художник был приглашен для реставрации икон в музей Керкиры.
Во 2-й пол. 30-х гг. ХХ в. начался этап освоения К. монументальной живописи: он расписал домовые церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр (1935) и семьи Песмазоглу в афинском районе Кифисья (1939), начал росписи приходского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пеании (Лиопеси) в Аттике (1939-1940; прерваны из-за войны, возобновлены в 1946, завершены в 1951). Число икон, созданных в этот период, невелико; наиболее интересны 22 иконы иконостаса ц. Успения Пресв. Богородицы (или Пантанассы) в афинском квартале Монастираки (1932), образы «Вмч. Георгий» (1933, коллекция А. Кодзабасиса), «Три святителя» (1934, ц. Капникарея), иконы ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (1935-1937). В византийском стиле К. выполнил картины, посвященные античной и совр. тематике (напр., «Долина плача», 1930; «Аякс и Одиссей», 1935); 2 ансамбля светской живописи - в своем доме (1932, фреска) и сцены из истории греческого народа от мифологического периода до 1821 г. в здании Афинской мэрии (1937-1939, фреска и вмонтированные в стены картины).
В кон. 30-х гг. ХХ в. (до 1940) К. работал в Мистре над расчисткой фресок ц. Пресв. Богородицы Перивлепты. В 1940 г. он написал кн. «Древние люди Востока» и сделал к ней 11 иллюстраций (изд. в 1945). Во время второй мировой войны К. не имел нормальных условий для работы, испытывал значительные материальные трудности, даже был вынужден продать свой дом. В 1942 г. он начал расписывать вост. часть ц. Капникарея, стремясь к тому, чтобы роспись по духу соответствовала архитектуре визант. храма. Впосл. наблюдается переход мастера от техники альфреско к клеевой живописи. Лит. сочинения, созданные в 40-х гг., посвящены героическим личностям прошлого («Мужи прославленные и забытые», 1942) или ужасам войны, которые он описывает символически, с помощью мифологических образов («Бог Конанос и его монастырь, называемый Потопление», 1943). Другая книга - «Таинственный сад» (1944) раскрывает духовное богатство Православия и содержит гл. обр. изображения святых.
В первые послевоенные годы им создано много икон, в т. ч. для иконостасов церквей свт. Николая Чудотворца (1947-1949) и ап. Андрея Первозванного (1948), расположенных в афинском районе Като-Патисия. Одновременно с церковной живописью в визант. стиле К. продолжал создавать реалистические портреты (напр., архиеп. Афинского Дамаскина, 1949). В 1947 г. он написал «Житие и подвижничество преподобного отца нашего Марка Отшельника из Афин» (с 12 миниатюрами) и «Жизнь и житие Блеза Паскаля, Христа ради юродивого».
Наиболее активный творческий период К.- 50-е гг. ХХ в.: он создал много икон (напр., в 1955 - более 70), расписывал храмы: в 1948 г.- вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (вост. стена над апсидой), в 1950 г.- ап. Андрея Первозванного в Като-Патисии и вмц. Варвары в Эгалео (сев. и зап. стены), в 1953-1954 гг. продолжил росписи Капникареи.
К. известен как публицист и популяризатор византийского наследия. С 1950 г. он сотрудничал в газ. «Элефтерия», в разд. «Воскресные темы» помещал свои рассказы о морских и других приключениях, о православных традициях, праздниках, писал на патриотические темы. Кроме того, в 1952-1954 гг. вместе с богословом Василисом Мустакисом выпускал ежемесячную брошюру «Кивот», призывающую к борьбе за православные ценности. В 1952 г. К. перевел на греческий язык сочинение Л. А. Успенского «Икона: Несколько слов о ее догматическом значении» (Ouspensky L. L'Iсône: quelques mots sur son sens dogmatique. P., 1948).
В круг соратников и учеников К. входили Г. Глиатас, Н. Энгонопулос, Царухис, Я. Терзис, П. Вабулис, Р. Копсидис, К. Георгакопулос, С. Папаниколау, П. Одабасис, Д. Сендукас (или Дукас), К. Ксинопулос, Й. Хохлидакис, Н. Иоанну и др. Вместе с помощниками он расписывал столичные церкви: парекклисион вмч. Георгия Победоносца под ц. равноап. Константина близ пл. Омония (1952), сщмч. Харалампия близ Педион-Ареоса (1954-1958), вмч. Георгия Победоносца в Кипсели (1954-1961, впервые использовал золотой фон), свт. Николая Чудотворца в Като-Патисии (1957-1962), домовые церкви семей Патерасов в Психико (1958-1959), Камбанисов в Пикерми (1960) и Гуландрисов в Экали (1961), парекклисион св. Герасима в Афинской поликлинике (1965), а также некоторые провинциальные храмы: напр., Благовещения Пресв. Богородицы в Родосе на одноименном острове (1952) и вмч. Георгия Победоносца в Стемнице (1953). Кроме того, К. выполнил отдельные композиции в ц. вмч. Артемия в Гуве (1951) и кафоликоне монастыря Пендели (1955). По его эскизам были расписаны некоторые храмы не только в Греции, но и за рубежом (напр., ц. Св. Троицы в Чарлктоне, США).
Свой опыт иконописца К. обобщил в 2-томной книге «Изложение православной иконописи» (1960), к-рая до наст. времени используется иконописцами в качестве руководства. Для К. характерно особое внимание к иконографии и к житиям святых. Многие жития пересказаны им трогательно и назидательно (книги «Незыблемая основа», «Смиренные гиганты» и др.), к другим он написал предисловия (Житие прав. Николая Планаса) или раздел о чудесах (Житие прав. Иоанна Русского). В 1962 г. изд-во «Астир» начало публиковать 10-томное собрание сочинений К. В его лит. творчестве на протяжении мн. лет основными оставались 2 темы - Византия и морские приключения. Просветительская деятельность К. была нацелена на освоение визант. наследия и ознакомление с ним греч. аудитории, подбор сведений и способ их изложения имели задачи приобретения правосл. читателем не только знаний, но и душевной пользы.
В последние годы жизни К. продолжал публицистическую деятельность, в т. ч. печатал статьи в газ. «Орфодоксос Типос», издавал брошюры против экуменизма и церковного модернизма; в дек. 1963 г. и апр. 1965 г. он опубликовал 2 открытых письма К-польскому патриарху Афинагору.
В 60-х гг. ХХ в. К. был удостоен премии писателей и художников Афинской АН и ордена Феникса. После травм, полученных в автомобильной аварии в 1963 г., для К. начался период болезней. Он похоронен на 1-м кладбище Афин, впосл. останки были перенесены в мон-рь св. Параскевы в Неа-Макри.