КОНОН
Том XXXVI , С. 651-653
опубликовано: 15 июля 2019г.

КОНОН

Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ)Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ) (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798, ст-ца Есауловская области Войска Донского (не существует, затоплена) - 21.01.1884, Владимир), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Род. в казачьей старообрядческой семье, отец - полковой писарь. В юности Смирнов ушел из дома и дал обет принять монашество, но был возвращен и по воле родителей вступил в брак, имел сына и дочь. К. служил в армии «около 30 лет в Грузии, и на Кавказской линии, и внутри Войска Донского» (РГБ НИОР. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1). По-видимому, на рубеже 30-х и 40-х гг. XIX в. Смирнов заинтересовался идеями беспоповцев об антихристе, разделял мнение о совершившемся духовном воцарении антихриста, полагал (как мн. старообрядцы), что под именем Иисус Греко-Российская Церковь чтит антихриста, считал, что эсхатологические пророчества должны исполниться в ближайшем будущем. Смирнов вел полемику по данным вопросам, в частности, с насельниками старообрядческого Лаврентьевского монастыря на Ветке близ Гомеля (закрыт в 1844). О спорах с К. вспоминал в 1863 г. И. Г. Кабанов (Ксенос), живший в Лаврентьевском монастыре ок. 10 лет (1834-1844) (Письмо к Кириллу Белокриницкому, названное «Объяснение и всенижайшее прошение», 13 янв. 1863 г. // Братское слово. 1891. Т. 2. № 14. С. 391-392). Эти воззрения отразились в толковании на 12-ю гл. 3-й Книги Ездры, к-рое К. написал, по-видимому, во 2-й пол. 40-х гг. или ранее.

В 1845 г. Смирнов расстался с женой с ее согласия и принял иночество в посаде Лужки Черниговской губ. (ныне село в Стародубском р-не Брянской обл.) от старца Тихона. Прожив 5 лет в Лужках в условиях суровой аскезы, К. отправился странствовать, жил в старообрядческих Куреневском и Черкасском мон-рях. В нач. 50-х гг. XIX в. К. поселился в Белокриницком Покровском мон-ре (см. в ст. Белая Криница); после кончины в 1854 г. инока Павла (Великодворского), исполнявшего в мон-ре обязанности письмоводителя, это послушание перешло к К. Белокриницкий митр. Кирил (Тимофеев) 20 окт. 1855 г. в Белокриницком монастыре рукоположил К. во епископа Новозыбковского, о чем просили выходцы из стародубских слобод, решившие принять Белокриницкую иерархию. К. приходилось часто менять место жительства из-за преследований полиции в России, стремившейся арестовать епископов новоучрежденной Белокриницкой иерархии (в 1879 К. писал, что он подвергся заключению «за епископство» - РГБ НИОР. Ф. 246. К. 205. Д. 12. Л. 15-15 об.). В одно из посещений старообрядческого Владимирского архиеп. Антония (Шутова) в дер. Б. Двор Богородского у. Московской губ. К. участвовал в поставлении Иова (Зрянина) в епископа Кавказского и Донского; в янв. 1857 г. в Гуслице состоялась хиротония Геннадия (Беляева) во епископа Пермского, к-рую совершили архиеп. Антоний, К. и Иов. По словам К., им «рукоположены были токмо два священника и два диакона, по крайней неудобности» (Там же. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1 об.). К. побывал в Иоанна Нового Сочавского монастыре (ныне в Румынии) «для обозрения древности».

16 окт. 1858 г., во время очередной поездки из Киева в Куреневский монастырь, К. был арестован в мест. Паволочь (ныне село в Житомирской обл., Украина). 30 янв. 1859 г. последовало постановление об отсылке его в мон-рь, 7 апр. он был доставлен в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня монастырь. Имевшиеся у К. деньги (167 р.) он попросил раздать беднейшим жителям Суздаля и передать мон-рю для нужд арестантов. Ко времени прибытия К. в Спасо-Евфимиев монастырь там содержались 2 старообрядческих епископа - Славский Аркадий (Дорофеев) и Тульчинский Алимпий (Вепринцев), позднее здесь оказался Геннадий (Беляев). Условия содержания старообрядцев были суровыми. К. много читал, посещавшие его отмечали кротость и смирение, с которыми он переносил заключение.

К старообрядческим епископам в Спасо-Евфимиев мон-рь приходили миссионеры, которые вели с ними беседы о присоединении к правосл. Церкви. Так, в одной из бесед архим. Павел Прусский предложил К. съездить в Москву и ознакомиться с собраниями древних рукописей и старопечатных книг. К. согласился. В кон. 1869 г. пришло разрешение посетить Никольский единоверческий монастырь; К. и Геннадий (Беляев) прибыли туда. Они ознакомились с рукописями хранившейся в Никольском мон-ре Хлудовской б-ки, посетили Патриаршую б-ку и Успенский собор в Кремле. В нояб. 1870 г. Геннадий вернулся в Суздаль. К. провел в Никольском монастыре зиму 1870/71 г. Его часто навещали московские старообрядцы, приносившие ему все необходимое и спрашивавшие, что он увидел в древних книгах. К. отвечал, что встречал написание имени Спасителя как Иисус «и что оно есть также имя Спасителя». Власти предлагали К. остаться в Никольском мон-ре, но он вернулся в Суздаль. С К. вел переписку Н. И. Субботин, к-рый передавал узнику книги по истории старообрядчества; последнее письмо Субботину К. послал 6 мая 1878 г.

16 июля 1875 г. в Спасо-Евфимиевом мон-ре К. написал «Истинное и беспристрастное свидетельство старообрядческого старца Конона о имени Спасителя Господа Христа» (опубл.: Братское слово. 1883. № 10. С. 508-512; Во время оно… Прил. к ж. «Церковь». 2009. Вып. 5. С. 102-104), к-рое знаменовало отказ К. от прежних эсхатологических воззрений, в частности, от представления, что под именем Иисус Русская Церковь почитает антихриста. Сочинение вызвало недоумение у старообрядческой Московской архиепископии, члены Духовного совета, заседавшего 29 сент. 1875 г., решили, что не могут согласиться с позицией К. (РГБ НИОР. Ф. 246. К. 210. Д. 1. Л. 7-7 об.).

Старообрядцы приложили много усилий для освобождения своих епископов: обращения направлялись общественным и гос. деятелям, гр. Л. Н. Толстому. Освобождение последовало 9 сент. 1881 г. К., неспособного передвигаться, вынесли из камеры. До кончины К. жил во Владимире, похоронен в Москве, на Рогожском кладбище.

Арх.: РГБ НИОР. № 496 (личный фонд К.); Ф. 246. К. 205. Д. 12; К. 210. Д. 1.
Ист.: Субботин Н. И. Поездка в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в 1870 г. // Братское слово. 1883. № 4. С. 192-206; Переписка с Кононом Новозыбковским // Там же. № 9. С. 442-475; № 10. С. 497-508; Павел (Леднев), архим. Воспоминания о Геннадии и Кононе // Там же. 1884. № 3. С. 107-120; Перекрестов Р. И. Письма старообрядческого еп. Конона // Клинцовский летописец: Исслед., документы, восп. Клинцы, 2004. Кн. 1. С. 155-162; «Часовые смотрят постоянно и не дают даже молитвы производить без смущения»: Переписка Московской архиепископии и суздальских узников // «Во время оно»: Прил. к ж. «Церковь». 2007. Вып. 4. С. 29-68; 2009. Вып. 5. С. 95-132.
Лит.: Пругавин А. С. Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости. СПб., 1903. М., 1908. Бородулино, 1995р; Агеева Е. А. Старообрядцы в Спасо-Евфимиевом монастыре // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: К 650-летию основания монастыря: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 130-137; Боченков В. В. Л. Н. Толстой и освобождение старообрядческих епископов Аркадия, Конона и Геннадия - узников суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ вв.). М., 2010. Вып. 4. С. 80-89.
Е. А. Агеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также