(† авг. 827, Рим), папа Римский (с июня 824). После смерти папы Пасхалия I (между февр. и маем 824) в связи с выборами нового папы обострилось противостояние рим. аристократии (лат. exercitus romanus) и духовенства, входившего в состав Римской курии (familia sancti Petri). Несмотря на постановление Собора 769 г., в соответствии с к-рым миряне не могли принимать участие в выборах папы, рим. нобили выдвинули своего претендента на Папский престол. При посредничестве мон. Валы, советника Лотаря (сына и с 817 соправителя франк. имп. Людовика Благочестивого), противоборствующим сторонам удалось достичь компромисса. На Папский престол был избран ставленник аристократии - архипресвитер базилики св. Сабины Е. Точная дата посвящения Е. в сан Римского епископа неизвестна (не позднее 6 июня 824). О своем избрании на Римскую кафедру Е. известил имп. Людовика Благочестивого, к-рый направил в Рим Лотаря для утверждения нового епископа и установления порядка в городе (о наличии волнений свидетельствует тот факт, что тело папы Пасхалия I оставалось незахороненным вплоть до посвящения Е.).
Осенью 824 г. в Рим прибыл Лотарь. В нояб. того же года между ним и Е. был заключен договор - «Constitutio romana» (Римское уложение), в соответствии с к-рым над Папским престолом фактически устанавливался имперский суверенитет. Договор регулировал процедуру избрания папы, обеспечив преимущественные права франк. императора, гарантировал участие в выборах светским лицам, определил систему управления Римом: параллельно с папской адм. структурой создавалась императорская. Двойственная система вводилась и в судопроизводстве. Папский и имп. суд были независимы друг от друга, и римлянин мог выбирать, остаться в юрисдикции папского суда или перейти в юрисдикцию императорского. Важной частью «Constitutio romana» являлась клятва верности Людовику и Лотарю, к-рую должны были принести римляне. Согласно тексту присяги, папа до своего посвящения должен был принести клятву верности императору. В текст присяги было включено обязательство не подчиняться кандидату на Папский престол, избранному вопреки канонам и не присягнувшему на верность императору.
Е., как и Пасхалий I, укреплял авторитет папы в вопросах веры, что проявилось в его отношении к возродившемуся в 814 г. в Византии иконоборчеству. В 824 г. визант. имп. Михаил II Травл, умеренный противник почитания икон, обратился к Людовику Благочестивому с посланием, в к-ром жаловался на иконопочитателей, бежавших из Византии в Рим и распускавших там слухи о господстве в Византии иконоборческой ереси. Михаил II указывал, что его меры направлены лишь против неподобающего поклонения иконам, а не против иконопочитания в целом, и просил Людовика оказать помощь в получении папского одобрения иконоборчества и изгнания из Рима клеветников. Однако ни направленный в Рим франк. императором еп. Лизьё Фрекульф, ни побывавшее в Риме визант. посольство не смогли заставить Е. изменить т. зр. в вопросе о поклонении иконам. Папа считал окончательными решения Вселенского VII Собора (787), осудившего иконоборчество. В 825 г. Людовик собрал в Париже представителей франк. духовенства, к-рые составили специальную книжицу (libellus), призванную на основе цитат из трудов св. отцов убедить Е. в необходимости поддержать позицию визант. имп. Михаила II. Однако папа, отказавшись признать право императора на вмешательство в догматические вопросы, остался верен своей позиции.
В сер. нояб. 826 г. Е. созвал Собор в Риме в составе 62 епископов, представлявших Рим и диоцезы Сев. Италии. Было принято 38 канонов, к-рые регулировали порядок избрания епископов, образование клириков, повседневную жизнь и светскую деятельность духовенства, обязанности священников и семейное право. Римский Собор 826 г. также известен тем, что в ряде принятых им канонов впервые содержалось юридическое признание церковной собственности. Решения Собора во многом повторяли законы, действовавшие в Каролингской империи, что отразило стремление папства взять инициативу по проведению церковной реформы в свои руки.
Е. похоронен, вероятно, в базилике св. Петра. Сохранилось неск. его посланий и декретов. Основными источниками по истории понтификата Е. являются различные каролингские хроники и анналы, биография имп. Людовика Благочестивого и Житие папы (Vita Eugenii II), вошедшее в состав Liber Pontificalis.