(† между 303 и 305), мц. (пам. зап. 10 дек.), пострадавшая в г. Эмерита Августа (ныне Мерида, Испания). Наиболее раннее упоминание о «Мученичестве» Е. содержится в гимне лат. поэта Пруденция († ок. 410), к-рый, вероятно, был составлен для пения в базилике, посвященной мученице в г. Эмерита Августа. Пруденций упоминает о Е. и в др. гимнах из цикла «О венцах мучеников» (Prudent. Perist. 4, 11). Девочка Е., как писал поэт, еще не достигшая 13-летнего возраста, отличалась благоразумием и воздержанностью. Когда началось гонение на христиан при Диоклетиане в 303-305 (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи), родители, стремясь спрятать дочь, отослали ее в деревню. Однако Е., желая принять мученический венец, явилась в город, предстала перед претором и исповедала себя христианкой. Склоняя ее к отречению от веры, судья подверг мученицу пыткам железом, к-рые не причинили ей вреда. Тогда претор приказал жечь ее огнем. От этих истязаний Е. скончалась. По словам Пруденция, присутствующие видели, как душа мученицы покинула тело в виде белой голубки. Тело Е. обнажили и бросили без погребения. Внезапно пошел снег, к-рый покрыл тело мученицы и не растаял даже от пламени полыхавшего рядом костра.
Рассказ Пруденция основан на «Мученичестве» Е., созданном, вероятно, в сер. IV в., к-рое сохранилось в переработке кон. VII в. (составлена под влиянием гимна Пруденция и последующей традиции почитания мученицы). Повествование значительно расширено описанием различных пыток, диалогами и наставлениями девам. Это позволяет предположить, что «Мученичество» Е. было переработано в девичьем мон-ре при базилике в честь Е. Вставляя в повествование детали и имена действующих лиц, редактор VII в. допустил ряд фактологических ошибок и спутал Е. с мц. Евлалией Барцинонской (Барселонской). Мучителем Е. назван презид Дациан, правитель Тарраконской Испании, власть к-рого не распространялась на г. Эмерита Августа, входивший в пров. Лузитания. Вероятно, из цикла преданий о св. Евлалии Барцинонской заимствовано также сообщение о том, что тело мученицы было подвешено на пыточном столбе. Ошибочным является и упоминание о погребении тела Е. под алтарем церкви, т. к. мученица была первоначально погребена на кладбище за городской стеной.
В IV в. почитание Е. распространилось на всем Пиренейском п-ове, о чем свидетельствуют как пример Пруденция, к-рый происходил из Тарраконской Испании, так и надписи в честь мученицы, обнаруженные на территории провинций Лузитания и Бетика. Наиболее ранние упоминания о базилике Е., построенной над могилой мученицы, содержатся в гимнах Пруденция и в хронике Идация, еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавеш, Португалия). Еп. Идаций († ок. 468) под 429 г. упоминает о гибели некоего вандала, посягнувшего на гробницу Е., а под 456 г. сообщает о видении мученицы кор. вестготов Теодориху II (453-466), к-рый намеревался разграбить Эмериту (Hydat. Chron. 90, 182). По данным археологических раскопок, в IV в. над могилой Е. был возведен прямоугольный в плане мартирий с апсидой и крытой папертью. В 1-й пол. V в. на месте мартирия была сооружена монументальная 3-нефная базилика, ставшая центром паломничества. В храме находилась усыпальница епископов Эмериты. Ок. 560 г. по повелению свт. Фиделия базилику перестроили. При свт. Масоне (ок. 570 - ок. 606) по молитвам к Е. Лузитания была избавлена от эпидемии. Свт. Масона основал в Эмерите больницу (xenodochium), медицинскую службу для паломников, в базилике Е. разрешил выдавать денежные кредиты. По повелению вестготского кор. Леовигильда (569-586) особая комиссия расследовала обстоятельства конфликта между православными и арианами за владение базиликой и отдала ее православным. После этого король приказал Масоне передать арианскому еп. Сунне тунику Е., однако тот отказался выдать святыню, за что был изгнан (582), но через 3 года возвращен на кафедру после того, как королю явилась Е. Сохранился гимн мученице, приписываемый свт. Исидору Гиспальскому (Севильскому) и впосл. вошедший в состав литургии испано-мосарабского обряда (Laudem beatae Eulaliae).
После захвата Эмериты араб. полководцем Мусой ибн Нусайром (713) богослужения в базилике Е. прекратились, храм был заброшен и начал разрушаться. По повелению кор. Сило (774-783) мощи Е. были перенесены в Астурию, в королевскую резиденцию (ныне сел. Сантьянес, близ Правии). Там был сооружен храм в честь св. Иоанна, в к-рый были положены мощи мученицы. Кор. Астурии Альфонс II (791-842) перенес резиденцию в г. Овьедо. Мощи Е. были помещены в дворцовую часовню св. Михаила (Камара Санта), впосл. ставшая частью кафедрального собора Спасителя. Кор. Леона Альфонс VI велел поместить мощи в серебряный реликварий (1075). Е. стала наиболее почитаемой в Астурии святой. С 1617 г. в Овьедо действовало братство, основанное в честь мученицы. В 1639 г. Е. была объявлена покровительницей города и еп-ства Овьедо. К кафедральному собору пристроили капеллу в стиле платереско, куда перенесли мощи мученицы.
В 1229 г. кор. Леона Альфонс IX отвоевал Мериду и воздвиг на месте обветшавшей базилики Е. новый храм в романском стиле. Город стал центром духовно-рыцарского ордена св. Иакова (см. Сантьяго), члены к-рого особо почитали Е. В 1612 г. рядом с церковью из остатков античного храма Марса была сооружена капелла в память мученичества Е. В 90-х гг. XX в. в ходе археологических раскопок под церковью были обнаружены остатки древних сооружений, возведенных над могилой мученицы. Ежегодно с 8 по 10 дек. в Мериде празднуются дни памяти Е., совершается процессия со статуей мученицы из посвященной ей церкви в кафедральный собор. В 2004 г. в Мериде прошли торжества, приуроченные к 1700-летию мученичества Е.
В нач. V в. почитание Е. распространилось в Африке. Блж. Августин посвятил мученице проповедь (Miscellanea Augustiniana. R., 1930. Vol. 1 / Ed. G. Morin. P. 593-595). Имя Е. значится в календаре Карфагенской Церкви (сер. VI в.). Не позднее сер. V в. почитание мученицы отмечено в Италии, где ее имя было внесено в италийскую редакцию Мартиролога блж. Иеронима. Изображение Е. находится среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.). Наиболее ранним свидетельством почитания Е. в Галлии является надпись из г. Бетерры (ныне Безье), к-рый в VI в. входил в состав королевства вестготов. В кон. VI в. свт. Григорий Турский посвятил чудесам мученицы главу в соч. «О славе мучеников» (Greg. Turon. Glor. martyr. 90). Григорий упоминает о 3 деревьях, которые росли у базилики Е. в Эмерите и начинали цвести в сер. дек., в день памяти мученицы. Цветы этих деревьев помогали от различных недугов. Григорий Турский сообщает также о торжественных крестных ходах, которые устраивались в Эмерите в день памяти Е. Мученица упоминается в стихотворении свт. Венанция Фортуната «О девственности» (Venant. Fort. Miscellanea. 6: De virginitate // PL. 88. Col. 271). В англосаксон. Британии на рубеже VII и VIII вв. о Е. писал св. Альдхельм, еп. Шерборнский, в поэме «Похвала девам» (Aldhelm. De laud. virg. 46 // PL. 89. Col. 146; Idem. De laudibus virginum // Ibid. Col. 273). К 1286 г. относятся сведения о пребывании части мощей Е. в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция). Однако более вероятно, что там находились мощи св. Евлалии Барцинонской.
В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) Е. упоминается 3 раза - под 10, 11 и 12 дек. (последние даты появились в результате ошибки переписчиков). Под 10 дек. память Е. отмечена почти во всех вестготско-мосарабских литургических книгах, а также в Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.). В мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда, Вандальберта и Ноткера Заики (IX-X вв.) приводится пересказ «Мученичества» Е. Память Е. значится также в Неаполитанском мраморном календаре (IX в.), к-рый отражает итало-визант. церковную традицию. О почитании мученицы в визант. Италии свидетельствует также наличие дня ее памяти в месяцеслове при слав. Апостоле из Охрида (XII в.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), этот месяцеслов составлен под влиянием зап. (греко-италийской) синаксарной традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 125-127).