ЕВСТОХИЯ
Том XVII , С. 328
опубликовано: 3 апреля 2013г.

ЕВСТОХИЯ

(† 1.11.362), мц. (пам. зап. 2 нояб.), пострадала в г. Тарс в Киликии при рим. имп. Юлиане Отступнике.

Сохранившаяся лат. версия Мученичества Е. (BHL, N 2775) представляет собой перевод с греческого, выполненный, видимо, не ранее 2-й пол. IX в., т. к. оно неизвестно составителям каролингских Мартирологов. Греч. оригинал был основан на подлинных актах допроса, впосл. подвергшихся лит. переработке в Антиохии. Редактор датирует кончину святой по «антиохийской эре», что соответствует 356 г. (он соотнес 2-й год правления имп. Юлиана Отступника, когда пострадала Е., с офиц. датой провозглашения его цезарем (355), а не с годом прихода его к власти на Востоке (361)).

Согласно Мученичеству Е., имп. Юлиан Отступник по прибытии в Тарс устроил всенародное празднество во дворце в честь богини Венеры. Для участия в жертвоприношениях и торжествах были приглашены все жители города. Однако некая дева Е., христианка, стала публично призывать народ не ходить на праздник и не поклоняться ложным богам. Когда об этом донесли имп. Юлиану, тот велел привести ее и заставить принять участие в празднестве. Однако Е. обличила императора. Юлиан приказал пытать святую и склонять к совершению жертвоприношений. Е. только молилась и благодарила Христа. По приказу императора святая была сожжена. Выброшенные без погребения останки Е. забрала ее мать и похоронила в фамильной гробнице.

И. Делеэ считает Мученичество сугубо лит. произведением, но не приводит аргументов, подтверждающих его мнение. Др. болландист, Г. ван Хофф, рассматривая Мученичество Е. в общем контексте правления имп. Юлиана Отступника, приходит к выводу, что оно дает верное представление о гонении имп. Юлиана. Содержание агиографического рассказа вполне достоверно. Хотя Зосим (Zosim. Hist. III 11) и Сократ Cхоластик (Socr. Schol. Hist eccl. III 17) по-разному описывают причины, приведшие Юлиана в Тарс, оба они утверждают, что император находился там в нач. нояб. 362 г. Обстоятельства мучений Е. вполне соответствуют «мягкому», по выражению блж. Иеронима, гонению в правление Юлиана, которое являлось не законодательно оформленным преследованием христиан, а скорее проявлением личной неприязни императора к ним.

Хотя в Мученичестве днем кончины Е. указано 1 нояб., в Римском Мартирологе ее имя помещено под 2 нояб. Впервые этот сдвиг отмечен в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), где память Е. указана вместо памяти вмч. Евстафия Плакиды (называемого иногда в зап. традиции Евстахием), к-рый поминается под этой датой в Мартирологе Узуарда (IX в.). Однако к XIV в. в рим. литургических книгах для Евстафия Плакиды основным днем памяти стало 20 сент., что и нашло отражение в Римском Мартирологе.

Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 523-531; MartRom. P. 498; Petr. Natal. CatSS. X 10.
Лит.: Gordini G. D. Eustochio // BiblSS. Vol. 5. Col. 307.
О. И. Фельдштейн
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта)
  • АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.)
  • АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта)
  • АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.)
  • АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.)
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)