ЕВФИМИЙ
Том XVII , С. 405-406
опубликовано: 12 апреля 2013г.

ЕВФИМИЙ

Иеросхим. Евфимий (Уштовский). Рисунок. XIX в.Иеросхим. Евфимий (Уштовский). Рисунок. XIX в. (Уштовский [Ушаков] Евсевий Михайлович; 1769, г. Тихвин Новгородской губ.- 1.10.1829, Валаамский мужской мон-рь), иеросхим., старец Валаамский. Впервые материалы о Е. были собраны по благословению игум. Дамаскина (Кононова) и опубликованы в кн.: Валаамские подвижники. СПб., 1872. Род. в дворянской семье, служил копиистом в управе Тихвинского благочиния. 22 янв. 1792 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, 16 июня 1798 г. определен в послушники, 30 марта 1800 г. игум. Назарием (Кондратьевым) пострижен в монашество с именем Евдоким, 16 марта 1802 г. рукоположен во диакона, 5 окт. 1805 г.- во иерея. Проходил послушания огородника, с 1801 г.- пономаря, с 1804 г.- келлиарха и книгохранителя, затем братского духовника.

Не имея опытного духовного руководителя, Е. надеялся достигнуть преуспеяния в аскезе одними внешними подвигами, что приводило его к отчаянию и помыслам о самоубийстве. В 1811 г. он сблизился с поступившими в Валаамскую обитель учениками прп. Паисия (Величковского) - иеромонахами Леонидом (впосл. Лев (Наголкин)), Клеопой (Антоновым) и схим. Феодором Нямецким (Пользиковым). Старцы разъяснили Е., что, согласно учению св. отцов, одни телесные подвиги не ведут инока к полноценной духовной жизни. Главным подвигом Е. стало стяжание смирения; постепенно оно преобразило его настолько, что самоукорение его не знали границ. По благословению старцев в 1814 г. он даже отказался от священнослужения и обязанностей братского духовника, до конца жизни никого не благословлял по-иерейски и причащался как простой монах - со лжицы. Стяжал дар слезной молитвы и кротости, каждого насельника, даже новоначального, приветствовал земным поклоном. Опытно познав глубокое раскаяние, Е. в 20-х гг. XIX в. нес старческое служение. Окормлявшийся у Е. с 1820 г. послушник Дамиан (впосл. игум. Дамаскин (Кононов)) рассказывал, что в келье старца находились лишь иконы, книги, стол, 2 сделанные им скамейки, 2 доски, на к-рых он спал. В праздничные дни перед вечерней Е. собирал в келье учеников и одному из них поручал читать книги св. отцов. По воспоминаниям игум. Дамаскина, Е. предостерегал братию от самочинного увлечения молитвой Иисусовой, «от художественного молитвенного делания, описанного в Добротолюбии, и долго даже не давал нам читать этой книги, опасаясь, чтобы мы этим деланием не увлеклись». Однажды игум. Дамаскин спросил Е.: «Что же ты, батюшка, не учишь нас художественной молитве? Вот отец Антоний учит ей своих учеников». Старец ответил: «А понимает ли он сам, чему учит других?» Насельники называли Е. «духовной улицей» за умение наставлять новых послушников на безопасный путь аскетического возрастания.

В марте 1826 г. Е. поселился близ мон-ря в пещере, затем в пустыньке, лишь изредка общался с учениками, 30 марта 1827 г. принял великую схиму с именем Евфимий. Перед смертью исповедовался и причастился Св. Таин. В день кончины Е. явился одному из учеников, насельнику Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря мон. Илариону, о чем последний свидетельствовал в письме от 19 дек. 1858 г. игум. Дамаскину (Кононову).

Е. похоронен в сев.-вост. части старого братского кладбища Валаамского мон-ря, могила сохранилась. На плите начертано: «Схимонах Евфимий, старец и пустынник, просиявший глубоким смирением». Митр. Вениамин (Федченков) называл Е. «старцем высокой духовной жизни».

Арх.: РГИА. Ф. 19. Оп. 2. № 2377. Л. 1.
Лит.: ЖПодв. Окт. С. 5-7; Иувиан (Красноперов), мон. Валаамский летописец. М., 1995. С. 94-95; Валаамский патерик. СПб., 2001. С. 8, 13; Вениамин (Федченков), митр. На «Cеверный Афон». М., 2003; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 2005; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский мон-рь и его покровители, прп. Сергий и Герман. СПб., 2005. С. 160-162, 659-660.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также