ЕЛЕВФЕРИЙ
Том XVIII , С. 282-287
опубликовано: 3 июля 2013г.

ЕЛЕВФЕРИЙ

(Воронцов Вениамин Александрович; 17.10.1892, Москва - 27.03.1959, Ленинград), митр. Ленинградский и Ладожский. Род. в семье прот. Александра Михайловича Воронцова (1870-1942), настоятеля Никольского храма с. Ромашкова (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). Окончил сельскую школу, затем Заиконоспасское ДУ в Москве. В 1912 г. окончил Московскую ДС и поступил в МДА. Летом 1915 г., по окончании 3-го курса академии, вступил в брак с дочерью священника Михаило-Архангельской ц. Сергиевского посада Марией Николаевной Милославиной. 8 сент. того же года ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) по благословению Московского митр. св. Макария (Невского) рукоположил В. Воронцова во диакона, а 21 нояб.- во иерея. В 1916 г. свящ. В. Воронцов окончил МДА по 1-му разряду со степенью кандидата богословия за соч. «Учение ветхозаветного Слова Божия о страданиях человеческих (Книга Иова)». С 1 сент. 1916 г. настоятель Введенского храма Мариинского жен. уч-ща Дамского попечительства о бедных в Москве и законоучитель того же уч-ща. 1 нояб. 1916 г. перемещен на должность 2-го священника в Покровский храм Марфо-Мариинской московской жен. обители. Его семья поддерживала близкие отношения с руководительницей обители вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, ставшей крестной матерью одной из дочерей о. Вениамина. В 1917 г. удостоен премии за лучшее произнесение проповедей.

Елевферий (Воронцов), митр. Лениградский и Ладожский. Фотография. 1959 г.Елевферий (Воронцов), митр. Лениградский и Ладожский. Фотография. 1959 г.

Служил в обители до 1919 г. В 1920 г. призван в тыловое ополчение. Пробыл в Московском рабочем полку до 1922 г., после вновь стал служить в Покровском храме Марфо-Мариинской обители. 27 марта 1923 г. был арестован по обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения к сопротивлению власти», содержался в Бутырской тюрьме. 16 июня Коллегия ГПУ приняла решение о прекращении следствия за отсутствием состава преступления с передачей дела в Комиссию НКВД по адм. высылкам. 24 авг. освобожден решением комиссии.

После закрытия Покровской ц. стал в 1927 г. настоятелем храма Благовещения Пресв. Богородицы в Пыжах, был возведен в сан протоиерея. В ночь на 29 окт. 1929 г. арестован в числе большой группы московских священнослужителей и монашествующих. 3 месяца находился в Бутырской тюрьме, затем был приговорен за «контрреволюционную деятельность» к 4 годам ссылки в Северный край. Проживал в г. Шенкурске (ныне Архангельской обл.), работал на лесоповале. 5 мая 1933 г. арестован в Шенкурске по обвинению в «антисоветской агитации... участии в активизации церковной жизни в районе». 28 июня освобожден в связи с прекращением уголовного дела.

В кон. 1933 г. возвратился из ссылки и поселился в Ивановской обл. Последовательно служил с 1934 г. священником в церкви с. Филипповского (ныне Киржачского р-на Владимирской обл.), с 1936 г.- в храме с. Волохова (ныне Александровского р-на Владимирской обл.), с 1937 г.- в Никольской ц. в Киржаче. С 1938 г. настоятель Благовещенского, затем Преображенского храма Иванова. В том же году овдовел. В 1938-1940 гг. в связи с отделением от Московского Патриархата Ивановского еп. Алексия (Сергеева) пребывал вне РПЦ. После принесения еп. Алексием покаяния был принят в церковное общение Местоблюстителем Московского Патриаршего престола митр. Сергием (Страгородским, с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси). К тому времени находился за штатом из-за закрытия храма. Поступил на гражданскую службу. Работал инструктором хинизации на Ивановской малярийной станции. С началом Великой Отечественной войны вернулся к пастырскому служению, одновременно работал лаборантом в инфекционном отд-нии местной больницы.

В июле 1943 г. был вызван митр. Сергием в Москву, где получил предложение об архипастырском служении. 9 авг. 1943 г. Можайским еп. Димитрием (Градусовым) был пострижен в монашество с именем Елевферий. 10 авг. хиротонисан во епископа Ростовского. Хиротонию в московском Богоявления соборе в Елохове возглавлял митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский, с 1945 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I). Вскоре Е. участвовал в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 8 сент. 1943 г., избравшем митр. Сергия Патриархом.

6 окт. 1943 г. Е. прибыл в Ростов-на-Дону и вступил в управление епархией. 31 дек. постановлением Свящ. Синода ему было указано именоваться «Ростовским и Таганрогским». Е. также было поручено «разрешать дела по Сталинской области» (ныне Донецкая обл. Украины). В Ростовской епархии за время нем. оккупации было открыто 243 церкви (в начале войны действовал только 1 храм). С весны 1944 г. началась постепенная гос. регистрация фактически действовавших приходов. Всего к концу войны было зарегистрировано более 50 приходских общин. В июне 1944 г. ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы официально был передан верующим. Здания храмов, как правило, находились в разрушенном состоянии. Так, в Рождественском соборе были повреждены кровля, живопись стен, утрачены иконостасы, разрушена колокольня, на хорах не было пола и перил. Восстановление церковных зданий осуществлялось силами верующих.

Е. был участником Поместного Собора РПЦ 1945 г., избравшего Патриархом Алексия I (Симанского). С 16 окт. по 29 нояб. 1945 г. возглавлял делегацию Московской Патриархии, направленную в занятую советскими войсками Маньчжурию для переговоров с правосл. архипастырями, находившимися в Китае. 26 окт. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский), Камчатский архиеп. Нестор (Анисимов), Хайларский архиеп. Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) подписали в Харбине акт о воссоединении с Московской Патриархией.

8 нояб. 1945 г. в г. Оломоуце (Чехия) состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, принявшее решение просить Сербскую Православную Церковь отпустить вдовствующую после мученической кончины в 1942 г. еп. сщмч. Горазда (Павлика) Чешскую епархию из своей канонической власти и благословить ее переход в подчинение РПЦ. С 10 по 14 янв. 1946 г. делегация Чешской епархии находилась в Москве, где проходили переговоры c Патриархом Алексием I. 14 янв. Патриарх подписал «Определение об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии». В нем говорилось о создании на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии с правами автономии в том объеме, к-рый был предусмотрен Уставом Чешской правосл. епархии 1929 г. Однако назначение в Чехословакию экзарха Московской Патриархии признавалось возможным лишь после получения согласия на это Сербской Православной Церкви. 20 марта 1946 г. Синод Сербской Церкви постановил, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял церковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Православная Церковь ныне не может этого сделать». 5 апр. Свящ. Синод постановил назначить Е. экзархом Московской Патриархии с титулом «архиепископ Пражский и Чешский» с местопребыванием в Праге. В состав Экзархата были включены все правосл. приходы на территории Чехословакии, в т. ч. рус. приходы, ранее руководимые еп. Сергием (Королёвым).

19 мая 1946 г. Е. прибыл в Прагу. 31 авг. Чешское епархиальное собрание в соответствии с Уставом Чешской правосл. епархии избрало Е. правящим архиереем этой епархии. 10 июля Е. был утвержден временным управляющим Восточно-Словацкой (Прешовской) епархией, оставшейся после присоединения Закарпатья к СССР в Чехословакии части прежней Мукачевско-Прешовской епархии. Осенью того же года посетил находившегося в г. Карлови-Вари на излечении Сербского Патриарха Гавриила. После переговоров, проведенных по поручению Патриарха Алексия I и с санкции советских властей, Патриарх Гавриил принял решение о возвращении в Югославию, где после окончания второй мировой войны к власти пришло коммунистическое правительство (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 407. Л. 27).

Главным направлением деятельности Е. в должности экзарха стало восстановление правосл. Церкви в Чешских землях после ее фактического уничтожения в годы второй мировой войны. В отношении Вост. Словакии приоритетной являлась задача укрепления в регионе позиций правосл. Церкви в противовес греко-католической Церкви. На момент прибытия Е. в Прагу на территории Чехословакии действовало чуть более 30 правосл. приходов. Общее впечатление, вынесенное Е. из ознакомления с местной церковной жизнью, было, по его словам, «безотрадным». В 1-м отчете, направленном в Москву 19 мая 1946 г., Е., в частности, писал: «Чувствую себя совершенно одиноким. Не с кем посоветоваться, как правильно поступить в том или ином случае. Здесь иной народ, иные обычаи» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 19. Л. 210). Приехав в Прагу, Е. столкнулся с тем, что богослужебные обычаи правосл. чехов существенно отличались от рус. литургических традиций. В соответствии с «Определением...» Святейшего Патриарха Алексия от 14 янв. 1945 г. в Чешской епархии должны были быть сохранены формы церковной жизни, введенные здесь в 1920-1930 гг. еп. Гораздом. Чешской Православной Церкви лишь рекомендовалось отказаться от зап. пасхалии и перейти на восточную. Е. в точности исполнил это «Определение...». 25 мая 1948 г. он докладывал Патриарху Алексию, что в 1948 г. во всех приходах Экзархата Пасха Христова праздновалась по вост. календарю.

В 1947 г. в Чехословакию прибыло более 30 тыс. чехов, проживавших прежде на Волыни. Из них 90% исповедовали Православие. В течение 1947 г. по инициативе Е. для них было открыто 16 новых приходов. Для богослужений в этих приходах использовались либо бывш. евангелические костелы, либо купленные или взятые в аренду помещения. Под рук. Е. был разработан Устав для Прешовской епархии в составе Экзархата. 26 апр. 1947 г. в Прешове общее собрание правосл. духовенства и выборных от мирян единогласно утвердило этот Устав и сформировало органы епархиального управления (церковный, просветительный и хозяйственный отделы, церковный суд). 5 июля Е. торжественно освятил после капитального ремонта кафедральный собор во имя святых Кирилла и Мефодия в Праге.

В марте 1948 г. Е. присутствовал в Бухаресте на похоронах Румынского Патриарха Никодима (Мунтяну). При этом он провел переговоры с представителями Румынской и Болгарской Православных Церквей о перспективе их участия в Совещании глав и представителей Автокефальных Церквей в Москве летом 1948 г. 26 апр. 1948 г. был удостоен права ношения креста на клобуке. В июле 1948 г. Е. во главе чехословацкой делегации присутствовал на юбилейных торжествах в честь 500-летия автокефалии РПЦ, а также участвовал в работе Совещания представителей Поместных Православных Церквей в Москве. 18 июля 1948 г. указом Патриарха был возведен в сан митрополита. В 1949 г. избран почетным членом МДА.

В результате активной деятельности Е. в 1948 г. в состав Экзархата входило уже более 100 приходов. 7 дек. 1949 г. решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская епархия была разделена на 2 самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. Е. остался правящим архиереем Пражской епархии и главой Экзархата, а Оломоуцко-Брненским епископом был избран прот. Честмир Крачмар. 30 дек. Прешовское епархиальное собрание под председательством Е. избрало правящим архиереем этой епархии архим. Алексия (Дехтерёва). Для совершения хиротоний 2 новоизбранных епископов, а также для ознакомления с жизнью Экзархата Патриархом Алексием в Чехословакию была направлена делегация РПЦ в составе митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), архиеп. Львовско-Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского Макария (Оксиюка) и благочинного Москвы прот. Павла Цветкова. 5 февр. 1950 г. в Оломоуце митр. Николай, Е. и архиеп. Макарий совершили епископскую хиротонию Честмира (Крачмара), предварительно принявшего монашество и возведенного в сан архимандрита. 12 февр. в Прешове митр. Николай, Е., архиеп. Макарий и еп. Честмир совершили епископскую хиротонию архим. Алексия. Тем самым был завершен процесс формирования Оломоуцко-Брненской и Прешовской правосл. епархий. В том же году Е. посетил Будапешт, где рукоположил ряд правосл. священников - венгров.

Пришедшая к власти в Чехословакии в 1948 г. коммунистическая партия в конфессиональной политике взяла курс на ослабление в обществе позиций католич. Церкви. Одной из составляющих этого курса было стремление упразднить Словацкую греко-католическую Церковь, воссоединив ее духовенство и паству с правосл. Церковью. С 1949 г. Чехословацкое гос. управление по церковным делам активно занималось подготовкой этого воссоединения. В населенных пунктах Вост. Словакии с преобладающим униат. населением создавались воссоединительные комитеты, в к-рые входили греко-католич. священники и миряне. После визита в Вост. Словакию делегации РПЦ (февр. 1950) воссоединительное движение здесь заметно усилилось. В ходе визита члены делегации провели ряд совещаний с Е. и представителями посольства СССР в Праге, посвященных униат. проблеме. Как Е., так и митр. Николай (Ярушевич) и архиеп. Макарий (Оксиюк) неоднократно упоминали, что переход греко-католиков в Православие в обязательном порядке должен быть предварен широкой разъяснительной работой среди духовенства и мирян этой конфессии. Иерархи настаивали на том, что в Вост. Словакии должна проводиться «постоянная подготовительная работа в низовых массах» и что необходимо также создать здесь инициативную группу для работы среди униатов (Там же. Д. 735. Л. 5). Однако церковная комиссия Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) приняла решение форсировать процесс воссоединения греко-католиков с Православием. Поэтому Е., в целом поддерживая перспективу возврата униатов в лоно правосл. Церкви, все же уклонялся от активного участия в подготовке воссоединения, полагая, что оно должно быть результатом свободного выбора самих греко-католиков.

28 апр. 1950 г. в Прешове было намечено проведение конференции представителей воссоединительных комитетов. Предполагалось, что на этом форуме будет создан Центральный воссоединительный комитет, к-рый издаст обращение ко всем греко-католикам Чехословакии. В ночь с 27 на 28 апр., накануне открытия конференции в Прешове, состоялось совещание руководителей Чехословацкого гос. управления по церковным делам с представителями центральных и местных органов власти и представителями местных отд-ний КПЧ, на к-ром было принято решение провести 28 апр. не конференцию, а Собор Словацкой греко-католической Церкви, к-рый объявит об упразднении Ужгородской унии 1646-1649 гг. и о воссоединении униатов с правосл. Церковью. По окончании совещания Е. был в срочном порядке вызван из Праги в Прешов. 28 апр. в Прешове действительно состоялся Собор, объявивший об отмене Ужгородской унии. По окончании его работы участники передали Е. меморандум, в к-ром высказывалась просьба сообщить о результатах Собора Московскому Патриарху Алексию и Правительству Чехословакии. В тот же день кафедральный собор Словацкой греко-католической Церкви в Прешове был передан правосл. Церкви. 30 апр. Е. направил телеграмму Патриарху Алексию, в к-рой сообщил о решениях Прешовского Собора. В ответной телеграмме Патриарх приветствовал состоявшееся воссоединение. О решениях Собора Е. также сообщил в Чехословацкое гос. управление по церковным делам, к-рое 26 мая ответило, что «считает постановление Собора от 28 апреля о ликвидации унии и возвращении бывших униатов в Православие полностью законным решением… в силу которого Православная Церковь приняла все права, имущество и учреждения бывшей Греко-Католической Церкви» (цит. по: Gorazd (Vopatrný). 1998. S. 83-84). В июле в Вост. Словакии была открыта еще одна правосл. епархия - Михаловская во главе с еп. Александром (Михаличем). Е. оставался правящим архиереем Пражской епархии и главой Экзархата, в к-рый теперь входило уже 4 епархии.

Несмотря на то что Е. принял в состав Экзархата бывш. паству Словацкой греко-католической Церкви, он все же считал, что воссоединение словац. греко-католиков с правосл. Церковью было проведено с излишней поспешностью. 6 июля 1950 г. он писал митр. Николаю (Ярушевичу): «Дело воссоединения униатов не считаю в данный момент прочным. Слишком быстрыми темпами оно было проведено, и притом гражданской властью, и с помощью полиции; применялись репрессии, угрозы и т. п.» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 42. Л. 120). Ускоренное и фактически насильственное присоединение униатов к Православию потерпело неудачу. К сер. сент. 1950 г. из 262 греко-католич. священников Православие приняло лишь ок. 100 чел. Наиболее активных противников воссоединения власти либо подвергали арестам, либо переселяли в Моравию. Е. полагал, что Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии оказался не готовым к воссоединению греко-католиков с правосл. Церковью. Среди униатов не было авторитетного лидера, также не была создана инициативная группа, к-рая могла бы должным образом подготовить воссоединение. Е. предлагал Московской Патриархии осуществить ряд мер по упрочению позиций правосл. Церкви в Вост. Словакии, в частности организовать приезд сюда делегации бывш. униатов Закарпатской Украины для совместных служб и встреч с паствой. Т. о., Е. стремился, насколько это было возможно, противопоставить репрессивным мерам органов власти планомерную миссионерскую деятельность.

Е. особо заботился о развитии в Чехословакии правосл. богословского образования. 14 нояб. 1948 г. в Карлови-Вари была открыта правосл. ДС, переведенная на следующий год в Прагу. В 1950 г. она была преобразована в Православный богословский фак-т, размещенный в Прешове в здании бывш. греко-католич. академии. Е. принимал активное участие в движении по защите мира. По его инициативе при Синоде Чехословацкой Православной Церкви была создана постоянная комиссия по вопросам участия Церкви в борьбе за мир, а в епархиальных центрах - епархиальные комиссии мира.

В связи с укреплением правосл. Церкви в Чехословакии активно обсуждался вопрос о предоставлении ей автокефалии. Желательность обретения правосл. Церковью полной самостоятельности высказывалась и со стороны властей Чехословакии, обратившихся за содействием к Правительству СССР. 30 янв. 1951 г. Совет министров СССР в соответствии с пожеланиями чехословацкого правительства принял секретное постановление по поводу автокефалии Чехословацкой Православной Церкви.

2 окт. 1951 г. на заседании Экзаршего Совета в Праге было принято решение просить Патриарха Московского и всея Руси даровать Чехословацкой Православной Церкви автокефалию. Экзарший Совет также направил обращение в Чехословацкое гос. управление по церковным делам с просьбой дать согласие на провозглашение автокефалии и избрание Е. на пост Предстоятеля новой независимой Церкви. 9 окт. 1951 г. чехословацкое правительство постановило, что не возражает против создания в республике автокефальной правосл. Церкви и дает предварительное согласие на кандидатуру Е. для выборов на пост ее главы. Правительство также постановило в случае избрания Е. Предстоятелем предоставить ему чехословацкое гражданство.

Предварительное согласие на предоставление автокефалии было дано Свящ. Синодом РПЦ 8 окт. Из-за невозможности созыва Собора был организован сбор подписей архипастырей. 23 нояб. 1951 г. Патриарх Алексий подписал от имени Архиерейского Собора РПЦ Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. Синод также постановил в случае избрания Е. Предстоятелем новой Поместной Церкви отпустить его из юрисдикции РПЦ. 8 дек. в Праге в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия состоялось заседание Экзаршего Собрания (Церковного Собора), на к-ром был оглашен Акт о даровании автокефалии. В тот же день Е. был избран Предстоятелем новой Поместной Церкви с титулом «Блаженнейший митрополит Пражский и всей Чехословакии». 9 дек. в соборе святых Кирилла и Мефодия состоялась его интронизация, в к-рой приняли участие представители Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей. После этого Е. было предоставлено чехословацкое гражданство.

24 апр. 1952 г. Е. был избран 1-м доктором богословия (honoris causa) Православного богословского факультета в Прешове. На торжественном акте он прочел докторскую речь «О задачах современной проповеди». 16 июля - 25 авг. 1954 г. Е. участвовал в торжествах, посвященных 600-летию Троице-Сергиевой лавры.

С 1952 г. взаимоотношения Е. с чехословацкими органами власти заметно ухудшились. К этому времени греко-католики утратили свои позиции, также была сломлена оппозиция новому режиму внутри Римско-католической Церкви в Чехословакии. Поэтому местное партийное и гос. руководство перестало рассматривать правосл. Церковь как своего стратегического партнера и начало активно вмешиваться в ее внутренние дела. Власти требовали публикации в офиц. церковных изданиях статей на политические темы. Гос. управление по церковным делам распорядилось, чтобы в тех случаях, когда церковные праздники приходятся на будние дни, богослужение заканчивалось не позднее 7.30 утра, дабы не отвлекать граждан от работы. Е. сообщал в Москву, что ему неофициально предлагали совершать литургию не только утром, но и вечером (по примеру католич. Церкви), на что он ответил решительным отказом. Власти требовали, чтобы Е. в Пасхальном послании не упоминал о крестных страданиях Христа, так как это якобы рождает у верующих пессимистические настроения. Гос. управление по церковным делам требовало, чтобы Е. выдал упорствующим униат. священникам декреты об утверждении их на приходах «с правом воссоединения их с Православной Церковью тогда, когда они найдут это для себя возможным» (Там же. Оп. 1. Д. 841. Л. 28-29). По сути дела это означало прием в правосл. Церковь униат. священников, придерживавшихся католич. вероучения и находившихся в адм. подчинении Ватикану. Е. отказался выполнить это антиканоническое требование властей. Его позиция была поддержана Патриархом Алексием и Советом по делам РПЦ при Совете министров СССР. Все эти обстоятельства привели к взаимному недоверию между Е. и чехословацкими властями. В результате с 1953 г. Е. стал искать возможности вернуться в СССР. Однако и руководство РПЦ, и советские власти считали возможным отзыв Е. на Родину лишь после подготовки ему полноценной замены из числа местного духовенства.

В 1955 г., в день Рождества Христова, во время проповеди в кафедральном соборе в Праге Е. потерял сознание. Врачи констатировали инфаркт миокарда. До марта 1955 г. он находился в больнице в Праге. После этого Е. прибыл в Москву для продолжительного лечения и отдыха. Патриарх Алексий предоставил ему свои покои на патриаршей даче в Переделкине. 4 авг. 1955 г. Е. направил письмо Патриарху Алексию, в к-ром сообщал о решении оставить пост главы Чехословацкой Православной Церкви, т. к. возвращение в Прагу, по мнению врачей, ему противопоказано. Е. также просил назначить его на к.-л. кафедру в пределах СССР, но желательно не на юге страны. 8 авг. 1955 г. Свящ. Синод рассмотрел просьбу Е. и постановил «предоставить ему пребывание в Свято-Духовом монастыре в г. Вильнюсе с поручением ему управлять Литовской епархией». Вскоре после этого дочь Е. Елисавета посетила Вильнюс, чтобы подготовить переезд сюда отца. Ознакомившись с состоянием архиерейской резиденции в Свято-Духовом мон-ре, она направила письмо Патриарху Алексию, в к-ром сообщала, что резиденция требует капитального ремонта и переезд в нее Е., еще не оправившегося от тяжелой болезни, невозможен. В кон. авг. Е. обратился к Патриарху с просьбой пересмотреть решение Синода о назначении его в Вильнюс.

5 нояб. 1955 г. скончался митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 28 нояб. 1955 г. Свящ. Синод под председательством Патриарха Алексия постановил освободить Е. от управления Литовской епархией и определил ему быть митрополитом Ленинградским и Новгородским. 22 нояб. 1956 г. Свящ. Синод по представлению Е. постановил выделить Новгородскую епархию в самостоятельную и в связи с этим с 1 янв. 1957 г. освободить Е. от управления ею. Отныне Е. носил титул «митрополит Ленинградский и Ладожский».

В 1955 г. верующим был возвращен Троицкий собор Александро-Невской лавры. По инициативе Е. здесь был проведен капитальный ремонт, по окончании которого 12 сент. 1957 г. он освятил собор. Е. продолжал общественную деятельность в защиту мира. В июне 1958 г. был избран в Совет Ленинградского обл. совета мира.

В ночь с 26 на 27 марта 1959 г. у Е. случился повторный инфаркт. Он скончался ок. 9 ч. утра 27 марта. 31 марта в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялось отпевание, к-рое возглавил Патриарх Алексий. Ему сослужили 8 архиереев, ок. 90 священников и 15 диаконов. Е. был похоронен в крестовой ц. митрополичьих покоев. В 1961 г. прах Е. был перезахоронен в крипте Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Е. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1948), орденом святых братьев Кирилла и Мефодия 1-й степени правосл. Церкви в Чехословакии (1952), чехословацким Орденом республики (1956).

Соч.: Учение ветхозаветного Слова Божия о страданиях человеческих (Книга Иова) // РГБ ОР. Ф. 172. Картон 215. Ед. хр. 3; Кончина и погребение Свят. Патриарха Румынского Никодима // ЖМП. 1948. № 3. С. 15-18; Воззвание Православной Церкви в Чехословакии в связи с решениями Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира // ЖМП. 1950. № 5. С. 29; Обращение к боголюбивому духовенству и верующим, возвращающимся в Святую Православную Церковь из греко-католичества // Там же. № 7. С. 37-39; Речь на Конференции духовенства всех христианских исповеданий [Чехословакии] в Лугачовицах 1 июля 1950 г. // Там же. № 9. С. 39-40; Речь на 1-м Чехословацком съезде защитников мира 21 янв. 1951 г. // ЖМП. 1951. № 2. С. 9-10, 39-40; На Божьей ниве. Прага, 1951; Опять на Родине // ЖМП. 1952. № 9. С. 7-10; Послание пастырям и верным чадам Православной Церкви Ленинграда по случаю торжества празднования 250-летия Ленинграда // ЖМП. 1957. № 7. С. 4-5; Доклад о пребывании в Маньчжурии в 1945 г. / Публ.: О. В. Косик // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. 2007. Вып. 2(23). С. 131-153 (совм. со свящ. Гр. Разумовским).
Арх.: Архив ЦНЦ. Фонд. 3. Д. 12; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 797; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 19, 273, 423, 579, 735, 859, 992, 1101; Оп. 7. Д. 42; ОР РГБ. Ф. 172. Картон 215. Ед. хр. 3-5; Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2; РГАНИ. Ф. 5. Оп. 16. Д. 669. Л. 118-120; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 569. Л. 254.
Лит.: Рус. Правосл. Церковь и Великая Отечественная война: Сб. церк. док-тов. М., 1943. С. 40, 170, 187-189; Разумовский Г., свящ. Патриаршая делегация в Харбине // ЖМП. 1945. № 12. С. 14-17; Николай (Ярушевич), митр. Делегация РПЦ в Чехословакии // Там же. 1950. № 4. С. 10-18; Ведерников А. Прекращение унии в Чехословакии // Там же. № 7. С. 40-53; Богословская деятельность... митр. Елевферия // Правосл. мысль. Прага, 1956. № 1. С. 5-7; Митр. Ленинградский и Ладожский Елевферий: (Некролог) // ЖМП. 1959. № 5. С. 10-15; Добрынин М. Кончина и погребение митр. Ленинградского и Ладожского Елевферия // Там же. № 5. С. 15-19; Новак Г., прот. Памяти митр. Елевферия // Там же. № 6. С. 72-75; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 154-156; Aleš P., prot. Pravoslavná církev u nás. Brno, 1993; Kaplan K. Stát a církev v Čescoslovensku, 1948-1953. Brno; Praha, 1993; Bulinová M., Janišová M., Kaplan K. Církevní komise KSČ: Edice dokumentů. Sv. 1: 1949-1951. Brno, 1994; Скурат. ИППЦ. 1994. Т. 2. С. 239-241; Очерки по истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 269-270; Антицерковные гонения в Ленинградской епархии: 1958-1964 / Публ.: М. В. Шкаровский // Невский архив. СПб., 1995. Вып. 2. С. 128; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 414; Pešek J., Barnovský M. Štatna moc a cirkvi na Slovensku. Bratislava, 1997; Gorazd (Vopatrný). Pravoslavná církev v Československu v letech 1945-1951. Brno, 1998; Голубцов С. А., протодиак. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999. С. 147-152; Бурега В. В. Проблема юрисдикции Православной Церкви в Чешских Землях в ХХ в. // ЦИВ. 2002. № 9. С. 154-185; он же. Чехословацкая Православная Церковь: путь к автокефалии, 1945-1951 // Власть и Церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939-1958: Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 200-219; он же. Особенности богослужебной жизни Православной Церкви в Чешских землях // ЦиВр. 2004. № 4(29). С. 250-269; Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Вост. Европа: Власть и Церковь в период обществ. трансформаций 40-50-х гг. ХХ в.: Очерки истории. М., 2008.
В. В. Бурега, М. В. Шкаровский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
  • ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов
  • ЕЛЕВФЕРИЙ (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 1870 - 1940), митр. Виленский и Литовский
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
  • АЛЕКСАНДР (Бердов) († 1591), митр. Новгородский
  • АЛЕКСАНДР (Кудряшов Александр Иванович; род. в 1940), митр. Рижский и всей Латвии
  • АЛЕКСАНДР (Могилёв Александр Геннадьевич; род. в 1957), митр. Астанайский и Казахстанский
  • АЛЕКСАНДР (Немоловский Александр Алексеевич; 1876–1960), митр. Брюссельский и Бельгийский
  • АЛЕКСАНДР (Паулус Александр Карлович; 1872-1953), бывш. митр. Таллинский и всей Эстонии
  • АЛЕКСАНДР (Агриков Василий Александрович; род. 13 мая 1953 г.), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии