ЕЛИМА
Том XVIII , С. 381
опубликовано: 12 июля 2013г.

ЕЛИМА

[греч. ᾿Ελύμας], иудейский маг при дворе рим. правителя Кипра Сергия Павла (Деян 13. 8). Е. пытался воспрепятствовать проповеди ап. Павла, когда тот вместе с ап. Варнавой во время 1-го миссионерского путешествия посетил проконсула. В наказание Е. был временно ослеплен по молитве ап. Павла. Сергий, увидев торжество христианской веры, «уверовал, дивясь учению Господню» (Деян 13. 6-12). Е. также именуется Вариисусом (Βαριησοῦς от арам.    - сын Иисуса) и «лжепророком иудейским» (ψευδοπροφήτην ᾿Ιουδαῖον (Деян 13. 6)).

Истолкование образа Е., а также выяснение точного соотношения между его 2 именами - важные проблемы для христианской экзегезы. Во фразе: «...Елима волхв (ибо то значит имя его)...» (Деян 13. 8) - большинство исследователей рассматривают греч. μάϒος (волшебник, маг) как истолкование имени Е. (см., напр.: Haenchen. 1971. P. 398). Поэтому имя Е. (негреческое по происхождению) является транслитерацией семит. слова со значением волшебства, к-рое должно обладать отдаленным сходством по своему звучанию с греч. термином. Были предложены различные варианты исходного термина: араб.   - мудрый, арам.   - мощный, сильный (Schille G. Die Apostelgeschichte des Lukas. B., 19842. S. 287). Ряд ученых производят греч. ᾿Ελύμας от арам.   к-рое означает «толкователь снов» (Yaure. 1960; Jervell J. Die Apostelgeschichte. Gött., 199817. S. 346).

Др. исследователи на основании передачи имени Е. в кодексе Безы как ᾿Ετ[.]ιμας читают в этом стихе имя ῾Ετοιμᾶς (или ῞Ετοιμος - см.: Metzger B. M. A Textual Comment. on the Greek NT. Stuttg., 19942. P. 402-403). Т. Цан (Zahn T. Die Apostelgeschichte des Lucas. Lpz., 19223. Bd. 1. S. 416-418) принял это написание за оригинальное, утверждая, что имя Вариисус является искаженной транслитерацией евр.   (от глагола   - делать гладким, ровным, успокаивать), к-рое могло быть переведено на греческий как ἕτοιμος - готовый. Появление этого разночтения в кодексе Безы может быть объяснено более поздней правкой писца, к-рый стремился соединить Е. с упомянутым Иосифом Флавием иудейским магом Атомосом (῎Ατομος) с о-ва Кипр. Этот маг помог прокуратору Феликсу достигнуть расположения Друзиллы, дочери Агриппы I (Ios. Flav. Antiq. XX 7. 2). Кроме того, описывая родословие ветхозаветных патриархов, Иосиф Флавий сообщает, что «Элам [῎Ελυμος] оставил после себя эламейцев, родоначальников персов» (Ibid. I 6. 4). В Свящ. Писании Элам (Елам) назван сыном Сима (евр.   - Быт 10. 22), имя к-рого по-еврейски пишется так же, как и слово «имя». Поскольку маги ассоциировались с персами, здесь можно увидеть основания для связи между 2 именами Е. без обращения к семит. реконструкции. Считая возможным словосочетание «сын Иисуса» заменить словосочетанием «сын Имени» (на основании Деян 4. 12), Р. Стрелан усматривает тонкую языковую и понятийную игру в тексте кн. Деяния св. апостолов (Сын Шема / перс (=маг) - сын Иисуса / Имени - Елима / маг) (Strelan. 2004. P. 79-80). Смена имени ее носителем и наличие у него 2 имен, не связанных лингвистически друг с другом,- явление общепринятое в культуре эллинистического иудаизма (см., напр., Иоанн-Марк - Деян 12. 12; Савл-Павел - Деян. 13. 9).

Описание еврея из диаспоры, вовлеченного в занятия магией, несмотря на ее осуждение в нормативных евр. текстах, выглядит достаточно правдоподобным (Schürer E. History of Jewish People in the Age of Jesus. Edinb., 1986. Vol. 3. Pt. 1. P. 342-343). Возможно, роль Е. при дворе проконсула была подобной влиянию придворного философа или астролога (Haenchen. 1971. P. 398). Тем не менее отдельные исследователи акцентируют внимание на именовании Е. «сыном Иисуса». На основании того, что в Свящ. Писании идиома «сын кого-либо» зачастую указывает не на родственные связи, а на принадлежность к определенному кругу лиц, напр. к общине учеников (Лев 1. 5; 2 Пар 35. 14-15; Притч 1. 8; Деян 4. 36; Мк 3. 17; Лк 11. 19), 2-е имя Е. может указывать на его косвенное отношение к христ. кругам (Schmiedel P. Barjesus // Encyclopaedia Biblica. L., 1901. Vol. 2. P. 480; Strelan. 2004. P. 75-76).

Е. представлен в кн. Деяний св. апостолов как серьезный противник христ. веры потому, что своим служением совращал «с прямых путей Господних» (Деян 13. 10). Кроме того, в богословии кн. Деяний св. апостолов конфликт между Павлом и E. следует рассматривать в контексте полемики о волшебниках-магах и лжепророках. Евангелист Лука описывает и др. ложных последователей Иисуса Христа (Симона Волхва - Деян 8. 9-24; сыновей первосвященника Скевы - Деян 19. 13-16 и др.). В каждом случае победа в споре над лжеучением одерживается благодаря чудесной силе Иисуса Христа и благодатной помощи Св. Духа (Деян 13. 9).

Лит.: Yaure L. Elymas-Nehelamite-Pethor // JBL. 1960. Vol. 79. N 4. P. 297-314; Haenchen E. The Acts of the Apostles. Oxf., 1971; McCasland S. V. Elymas // IDB. Vol. 2. P. 95-96; Martin T. W. Elymas // ABD. Vol. 2. P. 487-488; Strelan R. Who Was Bar Jesus (Acts 13, 6-12)? // Biblica. 2004. Vol. 85. P. 65-81.
А. Е. Петров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГРИППА I ИРОД (10 до Р. Х.- 44 по Р. Х.), правитель Иудеи (41 - 44 по Р.Х.)
  • АГРИППА II ИРОД (27 по Р.Х. - 92 по Р.Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.)
  • АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
  • АЛФЕЙ имя, упоминаемое в НЗ