ЕМИЛИАН
Том XVIII , С. 442-444
опубликовано: 23 июля 2013г.

ЕМИЛИАН

Содержание

[Емилиан в куколе; лат. Aemilianus Cucullatus; испан. Millán de la Cogolla] (474-574), прп. (пам. зап. 12 нояб.), испан. отшельник, чудотворец. Основным источником сведений о Е. является Житие, составленное между 635 и 640 гг. свт. Браулионом (см. ст. Браулио), еп. Цезаравгусты (ныне Сарагоса). Житие, предназначенное для чтения во время богослужения, отличается краткостью. Его главными источниками, по словам составителя, были рассказы настоятеля Цитоната, пресвитеров Софрония и Геронтия, а также мон. Потамии, которые лично знали преподобного. Житие сопровождается посланием к пресв. Фронимиану (возможно, насельнику мон-ря Е.) с просьбой свт. Браулиона показать сочинение Цитонату и Геронтию, если те еще будут живы. Житие получило известность в Испании. Свт. Фруктуоз, еп. г. Бракара Августа (ныне Брага, Португалия), сравнивал его с Житием св. Гонората, составленным свт. Иларием, еп. Арелатским, и с Житием свт. Германа, еп. Автиссиодурского, составленным Констанцием Лугдунским (Braulio. Ep. 43 // PL. 80. Col. 691).

Сведения о родителях (вероятно, они были крестьянами) и детстве Е. в Житии отсутствуют. В юном возрасте он пас овец в горах. Однажды он крепко уснул, а пробудившись, решил оставить прежнюю жизнь и посвятить себя Богу. Он пришел к прп. Феликсу († 520), отшельнику, подвизавшемуся в горах близ старой рим. крепости Билибий (близ совр. г. Аро). После смерти наставника Е. отправился на родину, в сел. Вергегий (ныне сел. Берсео), и поселился неподалеку, на склонах поросших лесом гор. Там преподобный подвизался в уединении на протяжении 40 лет. Впосл. Дидим, еп. Тирассоны (ныне Тарасона), убедил Е. принять сан пресвитера. Преподобный вернулся в мир и служил в церкви в сел. Вергегий. Через нек-рое время клирики обвинили Е. в расточении церковного имущества, и разгневанный епископ, поверив клевете, отстранил его от служения. Преподобный терпеливо перенес унижение и вернулся в пустынь.

К этому времени относятся совершенные Е. чудеса, кратко описанные составителем Жития. Е. исцелял больных и одержимых демонами, был особенно милосерден к женщинам. По словам составителя Жития, однажды святому явился демон и предложил помериться силами. Однако Е. с помощью молитвы преодолел эти искушения. Преподобный не боялся оставаться наедине с бесноватыми, из-за чего не раз подвергался серьезной опасности. К помощи Е. прибегали и знатные люди (в Житии они именуются «сенаторами»). По просьбе «сенатора» Гонория Е. посетил его дом в Помпелоне (ныне Памплона), чтобы изгнать демона. Он предсказал захват Кантабрии (Сев. Испания) кор. Леовигильдом (574) и связанные с этим бедствия. По достижении 100-летнего возраста преподобный почувствовал приближение смерти. Е. призвал своего ученика, пресв. Азелла, и мирно скончался у него на руках. Тело Е. было погребено в построенной им часовне; на его могиле совершались чудеса.

К Житию приложен составленный свт. Браулионом стихотворный гимн в честь Е., где он представлен как чудотворец и милостивый покровитель всех прибегающих к его молитвам.

Память Е. значится в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) и средневек. мосарабских календарях, а также в ирл. месяцеслове Мариана Гормана (XII в.). В X в., при кор. Памплоны (Наварры) Гарсии Санчесе I (Гарсии III Санчесе; 925-970), было составлено 2 сборника с описаниями новых чудес Е. Поэт Гонсало де Берсео (кон. XII - 2-я пол. XIII в.) составил стихотворное Житие Е. на придворном испано-романском диалекте - «Историю господина св. Емилиана» (Estoria del Sennor S. Millán). Согласно преданию, изложенному Гонсало де Берсео, кор. Леона Рамиро II (931-951) и гр. Кастилии Фернан Гонсалес (930-970) почитали Е. как помощника в борьбе с маврами. По легенде, во время битвы при Асинасе (931 или 938) произошло чудесное явление преподобного с ап. Иаковом Зеведеевым. Жители Кастилии почитали Е. как св. покровителя, «противопоставляя» его ап. Иакову Зеведееву, объявленному офиц. покровителем Испании. В XVI в. имя преподобного было внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог. В XVII в. католич. церковные власти признали Е. св. заступником Кастилии и одновременно покровителем всей Испании (вместе с ап. Иаковом). Е. изображается в монашеском одеянии с куколем (капюшоном) или в облачении пресвитера.

Ист.: BHL, N 100-104; CPL, N 1231; Braulio. Vita S. Aemiliani Confessoris cognomento Cucullati // PL. 80. Col. 699-714; Gonzalo de Berceo. Estoria de San Millán / Hrsg. G. Koberstein. Münster, 1964; Gonzalo de Berceo. La Vida di San Millán de la Cogolla: Estudio y ed. crit. / Ed. B. Dutton. L., 1967.
Лит.: Minguella y Arnedo T. San Millán de la Cogolla: Estudio histórico-religioso acerca de la patria, estado y vida de San Millán. Madrid, 1883; Gárate Arriola J. San Millán de la Cogolla: Fue monje y abad benedictino // Príncipe de Viana. Pamplona, 1957. N 69. P. 519-532; Fernández de Bobadilla F. Recuerdo de San Millán en un obra dramática // Ibid. 1960. N 57. P. 490-496; Gómez I. M. Emilien // DHGE. T. 15. Col. 406-412; Sotomayor M., Raggi A. M. Emiliano // BiblSS. Vol. 4. Col. 1186-1189; Alonso Avila A. Visigodos y romanos de la provincia de La Rioja // Berceo. Logroño, 1985. N 108/109. P. 7-31; Olarte J. B. España en ciernes: O la vida de San Millán. Léon, 1998; Lomas Salmonte F. J. Analisis y funcionalidad de la «Vita Aemiliani» (BHL 100) // Studia historica: Historia antigua. Salamanca, 1998. N 16. P. 247-266; Castellanos S. Poder social, aristocracias y hombre en la España Visigoda: La «Vita Aemiliani» de Braulio de Zaragoza. Logroño, 1998; idem. Hagiografia y sociedad en la Hispania visigoda: La «Vita Aemiliani» y el actual territorio riojano. Logroño, 1999; Grande Quejigo F. J. Hagiografía y difusión en la Vida de San Millán de Gonzalo Berceo. Logroño, 2000.
А. К.

Монастыри прп. Емилиана

т. н. Верхний (Сан-Мильян де Сусо) и Нижний (Сан-Мильян де Юсо), расположены близ сел. Сан-Мильян-де-ла-Коголья в адм. пров. Ла-Риоха в Испании. В 1997 г. оба монастыря включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Верхний мон-рь восходит к киновии подвижников, возникшей вокруг кельи и часовни с погребением Е. В VI в. в естественных скальных полостях размещались кельи отшельников. Сохранилось более 120 монашеских захоронений в каменных саркофагах. Свт. Евгений III, архиеп. Толетский († 657), посвятил стихотворение церкви, построенной во имя Е., где совершались чудесные исцеления (Eugenius Toletanus. Carm. XI: De basilica S. Aemiliani // MGH. AA. T. 14. P. 241). В 714-759 гг. территория совр. пров. Ла-Риоха, где находится мон-рь, была захвачена арабами, но в 923 г. отвоевана кор. Памплоны Санчо I. В г. Нахера, расположенный недалеко от мон-ря, была перенесена столица королевства (925). В X в. обитель именовалась по названию хребта Дирцеций (ныне Сьерра-де-ла-Деманда), где находилась келья Е. С сер. X в. мон-рь обозначался по названию сел. Вергегий. Слово «Коголья» (куколь) в названии упоминается с 1192 г. (в 1180 так была обозначена одна из окрестных островерхих горных вершин - Gómez Moreno. 1919. P. 290). В 929 г. была освящена базилика, находившаяся, вероятно, в долине, на месте буд. Нижнего мон-ря (Ibid. Р. 293).

Мон-рь, расположенный поблизости от столицы, получал многочисленные пожертвования от королей Наварры, а также вклады от королей Леона и от гр. Кастилии Фернана Гонсалеса. Для Кастилии, выделившейся из состава королевства Леон, почитание Е. приобрело особое значение: преподобный стал рассматриваться как св. покровитель области. В 1068 г. был издан указ о неприкосновенности во время войны кастильских паломников, следовавших в мон-рь. В XII в. в мон-ре от имени Фернана Гонсалеса была составлена подложная привилегия (т. н. Обеты св. Емилиану, испан. Votos de San Millán), согласно к-рой граф якобы обязался ежегодно делать мон-рю выплаты в благодарность за чудесную помощь Е. в битве с арабами при Симанкасе (939).

Соборный храм Верхнего мон-ря был освящен в 984 г. в присутствии кор. Памплоны (Наварры) Санчо II. Церковь представляет собой один из немногих сохранившихся памятников мосарабской архитектуры. Алтарем стала пещера, где, по преданию, молился Е. С юга (из-за рельефа алтарь был ориентирован на север) к церкви примыкало высокое здание, состоящее из 2 равновеликих квадратных в плане помещений. Они перекрыты сводами на нервюрах. Края пологой кровли поддерживаются характерными для мосарабского зодчества резными модульонами. Зап. часть храма реконструируется М. Гомесом Морено (Ibid. Р. 297-300) как своеобразный клуатр, сев. стороной которого служила скала с 2 пещерными нишами. В правой, соседней с алтарем храма, находилось погребение Е.; левая, согласно преданию, была кельей преподобного. Двор соответствовал по ширине центральной части храма. С запада он был ограничен стеной, с юга - аркадой из 3 подковообразных арок, типичных для мосарабской архитектуры. Аркада вела в небольшой крытый портик, равный по глубине притвору и имевший вход по центру юж. стены. И портик и дворик соединялись с соответствующими компартиментами храма.

В 1002 г. войска правителя Андалусии аль-Мансура (Альманзора) разграбили и сожгли мон-рь. Восстановление обители началось при поддержке кор. Санчо III Великого (ок. 1000-1035). В 1030 г. мощи Е. подняли из-под алтаря храма и поместили в новую, серебряную раку. Церковь подверглась радикальной перестройке и была переориентирована с севера на восток. К храму пристроили двойной алтарь; портик и двор перекрыли новой кровлей, превратив их т. о. в нефы нового храма. Эти нефы были продлены на запад и разделены 2 новыми, полуциркульными арками. Видимо, к этому же времени относится появление открытого входного портика, пристроенного к храму с юга. В этом портике, описанном поэтом Гонсало де Берсео в Житии св. девы Ории и носящем теперь имя поэта, помещены саркофаги наваррских королев. На полу из красного кирпича и серых валунов выложены розетки и свастики.

В 1053 г. кор. Гарсия V решил перенести мощи Е. в основанный им в 1052 г. Королевский мон-рь Богородицы в Нахере (Санта-Мария ла Реаль). Согласно легенде, волы, тащившие повозку, остановились после спуска в долину, что восприняли как знак свыше. На этом месте (т. е. скорее всего на месте базилики, построенной в 929) началось строительство нового мон-ря, храм к-рого был освящен в 1067 г. В 1076 г. кор. Санчо IV подарил обители новую раку для мощей преподобного, украшенную золотом, драгоценными камнями и пластинами из слоновой кости. Пластины с рельефными изображениями сцен из Жития Е.- выдающееся произведение испан. средневек. пластики (Мадрид, Национальный археологический музей).

Верхний мон-рь оставался верен мосарабскому богослужебному уставу и традиции смешанного монашества (запрещенного папой Григорием VII в 1080), в Нижнем был введен бенедиктинский устав. В 1090 г. в Нижний мон-рь были перенесены мощи наставника Е. прп. Феликса Билибийского, к-рые хранятся в раке XII в. В 1137 г. в присутствии кор. Леона и Кастилии Альфонса VII в Нижнем мон-ре был освящен новый собор. Примерно к 50-м гг. XII в. относятся ремонтные работы в Верхнем мон-ре: входы из храма в пещерные ниши были оформлены скромными раннеготическими арками, на месте первоначального погребения святого установлен кенотаф. Он изготовлен из алебастра и изображает лежащего Е., к-рого окружают монахи и паломники. После 1076 г., когда Наварра была присоединена к Арагону, мон-рь стал терять свое значение. Из мон-ря вышли ряд деятелей католич. Церкви и испан. культуры, среди к-рых - католич. св. Доминик Силосский и 1-й кастильский поэт Гонсало де Берсео.

В 1500 г. аббат Мигель де Альсага начал строительство нового комплекса зданий Нижнего мон-ря. Монументальный собор во имя Е., 3-нефная зальная базилика с трансептом и башней-колокольней над алтарем, был воздвигнут в 1504-1540 гг. (архит. Т. Роди). Собор сочетает элементы архитектуры платереско (переходного от готики к ренессансу стиля) с аскетическим внешним оформлением в стиле эрререско (позднего испан. ренессанса); собор нередко называют «риоханский Эскориал». В 1595 г., после обрушения сев. стены, своды собора были понижены, но он по-прежнему впечатляет простором внутреннего пространства. Одновременно были возведены огромные клуатры, сочетающие формы эрререско, готики (нижний обход клуатра, оконченного в 1554) и платереско (внешний портал 2-го клуатра, построенного в 1574-1589 А. де Роди и Х. Пересом де Обьетой). Храм и клуатр имеют великолепные платерескные порталы. Из элементов оформления храма выделяется ретабло (заалтарный образ) с изображением Е., сражающегося с маврами (Х. Рицци, 1657), а также рокайльная резная преграда хора (Ф. де Бисоу, 1765-1769). Интерес представляют также Королевский зал с картинами Рицци, неоклассическая лестница св. Августина, б-ка (1780) в стилистике рококо. В 1835 г. мон-рь был закрыт, в 1878 г. передан августинцам-еремитам. В наст. время Нижний монастырь является действующим, Верхний мон-рь превращен в музей.

В Х-XI вв. Верхний мон-рь был одним из наиболее значительных рукописных центров Испании. С его скрипторием связано создание большого числа иллюстрированных рукописей, среди к-рых - сочинения «Концилиарий» (992; Б-ка Эскориала, d. I. 1), а также «Beatus» (Б-ка Королевской академии истории, 33) и «Толкование на псалмы» (Б-ка Королевской академии истории, 8), датируемые 80-90-ми гг. Х в. Кроме того, из монастыря происходят лат. рукописи, содержащие старейшие записи на романсе - предшественнике испан. языка. В словаре 964 г. (Б-ка Королевской академии истории, 46) лат. текст отражает сильное влияние разговорного языка. На полях кодекса Aemilianensis 60 (Б-ка Королевской академии истории, 60), ныне датируемого XI в., сохранились глоссы на баскском языке. Архив, хранящийся в мон-ре, содержит более 400 документов, самый старый датируется 759 г. Большой известностью пользуется собрание певч. рукописей (см. ст. Григорианское пение), выполненных в 1729-1731 гг. Оно состоит из 30 огромных фолиантов и является одной из 4 сохранившихся в Испании коллекций полного круга монастырского богослужения.

Ист.: Cartulario de San Millán de la Cogolla: 759-1076 / Ed. A. Ubieto Arteta. Valencia; Logroño, 1976; Cartulario de San Millán de la Cogolla: 1076-1200 / Ed. M. L. Ledesma Rubio. Zaragoza, 1989.
Лит.: Gómez Moreno M. E. Iglesias mozárabes: Arte español de los siglos IX a XI. Madrid, 1919. Vol. 1. P. 288-309; Peña de San José J. Documentos del convento de San Millán de la Cogolla, en los que figura Don Gonzalo de Berceo // Berceo. Logroño, 1959. N 50. P. 79-94; idem. Los marfiles de San Millán de la Cogolla. Logroño, 1978; Ubieto A. Los primeros años del Monasterio de San Millán // Príncipe de Viana. Pamplona, 1973. N 132/133. P. 181-200; Varaschin A. San Millán de la Cogolla: Le temps du monastère ou l'imaginaire de Gonzalo de Berceo // Cah. Civ. Med. 1981. Vol. 24. N 95/96. P. 257-267; Alvar López M., Garcia Mouton P. El monasterio de San Millán y el romance riojano medieval // Historia de la Rioja / Ed. J. G. Prado. Logroño, 1983. Vol. 2. P. 184-191; González de Zárate J. M. La visión emblemática de San Millán en la pintura de Juan de Ricci // Berceo. 1985. N 108/109. P. 121-133; Monreal Jimeno L. A. San Millán de Suso: Aportaciones sobre las primeras etapas de cenobio emilianense // Príncipe de Viana. 1988. N 183. P. 70-96; idem. Eremitorios rupestres altomedievales: El Alto Valle del Ebro. Bilbao, 1989; Sáenz Ruiz-Olalde J. L. San Millán de la Cogolla: Historia económica, administrativa y social en el época moderna. Pamplona, 1991; Emilianense: San Millán de la Cogolla, patrimonio de la humanidad. Logroño, 1997; Martínez Diez G. El monasterio de San Millán y sus monasterios filiales: Documentación emilianense y diplomas apócrifos // Brocar: Cuadernos del investigación histórica. Logroño, 1997. N 21. P. 7-54; Garcia Turza J. El monasterio de San Millán de la Cogolla en la Alta Edad Media: Aproximación histórica // Berceo. 1997. N 133. P. 9-25; idem. San Millán de la Cogolla y su inflencia en la historia de la lengua española // Interlingüística. Logroño, 2006. N 17. P. 17-25; Sáenz Rodríguez M. El cenotafio de San Millán de la Cogolla en el monasterio de Suso // Ibid. P. 51-84; Sáenz Preciado M. P. Arqueología en San Millán de la Cogolla: Situación actual y propuestas de intervención // Ibid. P. 141-162; Sancho Roda J., Benito Martín F. El monasterio de Suso: San Millán de la Cogolla: Estudios de investigación para una futura intervención integral // Ibid. P. 163-180; Ibáñez Rodríguez S. El dominio rústico del monasterio de San Millán de la Cogolla en el siglo de su clausura, 1752-1841 // Brocar. 1998. N 22. P. 121-136; Los monasterios de San Millán de la Cogolla: VI jornadas de arte y patrimonio regional / Ed. I. Gil-Díez Usandizaga. Logroño, 2000; Calavia Sáez O. Las formas locales de la vida religiosa: Antropología e historia de los santuarios de la Rioja. Madrid, 2002; Maestro Pablo I. San Millán de la Cogolla (La Rioja): Ensayo bibliogr. Logroño, 2002.
Л. К. Масиель Санчес
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДЕЛИНДА († ок. 926), прп. (пам. зап. 28 авг.), настоятельница мон-ря Бухау
  • АДЕЛЬГУНДА (630-684, 695 или 700), прп. (пам. зап. 30 янв.)
  • АДЕЛЬТРУДА († 696), прп. (пам. зап. 25 февр.), настоятельница в мон-ре Мобёж
  • АНСБАЛЬД ПРЮМСКИЙ († 886 ), прп. (пам. зап. 12 июля, 10 марта)
  • АНТОНИН († ок. 830), настоятель мон-ря в г. Сорренто, прп. (пам. зап. 14 февр.)
  • ВАЛЬДЕРИХ († ок. 850), св. (пам. зап. 29 нояб.)
  • ГАДЕЛИН † ок. 696, прп. (пам. зап. 3 февр., перенесение мощей 11 окт.)
  • ГАДЕЛОГА VIII в., прп. Китцингенская (пам. зап. 2 февр.)
  • ГЕЙМЕРАД (ок. 970 - 1019), пресв., прп. (пам. зап. 28 июня)
  • ГИБИТРУДА (VII в.), насельница мон-ря Эбориак (совр. Фармутье, Франция), прп. (пам. зап. 26 окт.)
  • ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция)
  • ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля)
  • ЕВСИКИЙ († 542), отшельник, основатель мон-ря Присциниак (впосл. Келлии св. Евсикия; ныне Сель-сюр-Шер, деп. Луар и Шер, Франция), прп. (пам. зап. 27 нояб.)
  • ЕЛЕВФЕРИЙ († 580-590), прп. (пам. зап. 6 сент.)