ЕПИМА
Том XVIII , С. 505-506
опубликовано: 31 июля 2013г.

ЕПИМА

[Бима; копт. epime ; араб.  ], мч. Египетский (пам. копт. 8 эпепа (араб. абиб), эфиоп. 8 хамле - 2 июля). Сохранилось 2 редакции Мученичества Е. на копт. языке: ранняя, саидская, в рукописи из Коптского музея в Каире (изд.: Mina. 1937) и бохайрская, более поздняя и зависящая от 1-й, из собрания копт. рукописей Ватиканской б-ки (изд.: Ваlestri, Hyvernat. 1907). Краткий араб. пересказ Мученичества имеется в арабо-яковитском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.), а в его эфиоп. версии содержится также салам (строфа из 5 строк) в честь Е. Греч. версия Мученичества не сохранилась, и вопрос об оригинальном языке текста остается открытым.

Текст копт. редакции распадается на 2 части, каждая из которых связана с особыми циклами Мученичеств. 1-я ч. примыкает к циклам, в текстах к-рых повествуется об обстоятельствах, вызвавших гонения на христиан: о войне рим. имп. Диоклетиана (284-305) с персидским шахом Шапуром, о пленении сына последнего, по имени Никодим, и о предательстве еп. Гаия, вызвавшем гнев Диоклетиана на христиан. Первым принял мученичество воин, чье имя не названо, после чего эдикт, обязывавший приносить жертвы языческим богам, был обнародован и послан в Александрию префекту Арминию. 2-я ч., посвященная собственно мученичеству Е., относится к циклу мч. Юлия Кбахсского (Акфахсского; пам. копт. 22 тоута (араб. тут, 19 сент.)), к-рый во время гонений посещал заключенных в тюрьмах христиан и к-рому приписывается составление их Мученичеств.

Е. был родом из сел. Панколевс, расположенного близ г. Пемдже (греч. Оксиринх, ныне Эль-Бахнаса), и происходил из христ. семьи; отца звали Илией, мать - Софией. Е. отличался милосердием к неимущим и со временем был избран старостой селения. Получив особое откровение, он раздал свое имение бедным и отправился в Пемдже для исповедания веры. Дукс Кулькиан (по др. версии, Лукий), узнав о высоком положении Е., потребовал от него указать священников, выдать церковные сосуды и поклониться идолам. Е. отказался, за что был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. После чудесного исцеления арх. Михаилом и очередных пыток Е. был отправлен к префекту Арминию. В александрийской тюрьме Е. посетил Юлий Кбахсский; Е. исцелил его сестру от беснования и совершил др. чудеса, обратившие к вере мн. язычников. После судебного разбирательства, пыток и новых чудес Е. был отдан в руки прибывшим в Александрию дуксам Рукеллиану и Севастиану, к-рые забрали его с собой в В. Египет. Простившись с Е., Юлий отправил с ним 2 слуг. В Пенхамуне, предположительно локализуемом в районе Хнеса (греч. Гераклеополь Вел., ныне Ихнасья-эль-Мадина), после мучений Е. был распят вниз головой, но остался невредим и затем был усечен мечом. Слуги Юлия доставили мощи Е. сначала в Шмун (греч. Гермополь Вел., ныне Эль-Ашмунейн), а потом по повелению ангела на его родину - в Панколевс. Здесь мощи были торжественно встречены, а позже была возведена церковь, посвященная Е. Точное местонахождение Панколевса не установлено. В каталоге егип. храмов и монастырей, известном под именем Абу Салиха Армянина (автор - Абу-ль-Макарим, XIII в.), названы 2 церкви, посвященные Е., недалеко от Каира: в дер. Миньят-Андуна к югу от Эль-Гизы и в обл. Тамвайх.

Ист.: BHO, N 275; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries: Attributed to Abû-Sâlih the Armenian / Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. Piscataway (N. J.), 2001r. P. 178, 199; Ваlestri I., Hyvernat H., éd. Acta Martyrum. P., 1907. T. 1: [Textus]. P. 120-156. (CSCO; 43. Copt.; 3); 1908. T. 1: [Versio]. P. 78-98. (CSCO; 44. Copt.; 4); Le Synaxaire éthiopien / Éd., trad. I. Guidi. P., 1911, 1981r. Vol. 2. P. 286-289. (PO; T. 7. Fasc. 3. [N 33]); Mina T., éd. Le Martyre d'Apa Epima. Le Caire, 1937; Le Synaxaire arabe jacobite / Éd. R. Basset. Turnhout, 1994r. Vol. 5. P. 637-639. (PO; T. 17. Fasc. 3. [N 84]); Synaxarium Alexandrinum / Ed., trad. J. Forget. Lovanii, 1926. Vol. 2: [Versio]. P. 210-211. (CSCO; 90. Arab. 13); The Book of the Saints of the Ethiopian Church / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 4. P. 1093-1095.
Лит.: Amélineau E. Les actes des martyrs de l'Église copte. P., 1890. P. 134-140; idem. La géographie de l'Égypte à l'époque copte. P., 1893. P. 257-258, 477-478; Maspero J., Wiett G. Matériaux pour servir à la géographie de l'Égypte. Le Caire, 1919. P. 121; Delehaye H. Les martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 107; O'Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. P. 131-132; Doresse J. Epima de Pankoleus // DHGE. T. 15. Col. 603; Sauget J.-M. Epime // BiblSS. Vol. 4. Col. 1271-1274; Orlandi T. Epima, St. // CoptE. Vol. 3. P. 965.
Н. Г. Головнина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня))
  • ЕВСЕВИЙ (нач. IV в.), мч. Египетский (пам. копт. 23 амшира, пам. эфиоп. 23 якатита (17 февр.))
  • ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))
  • ИСААК мч. из Шемамы (пам. копт., эфиоп. - 19 июля)
  • АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ мч. (пам. копт. 19 февр.)
  • АГАФОН мч. Александрийский (пам. зап. 7 дек.; копт. 17 дек.)
  • АЗИРИАН И ЕПИМАХ мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.)
  • АЗКИР (V в.), свящ., мч. (пам. эфиоп. 20 или 21 нояб.)
  • АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.)
  • АНУВИЙ (III в.), мч. Александрийский (пам. копт. 18 июля)