ЕРМЕТ
Том XVIII , С. 623-624
опубликовано: 14 августа 2013г.

ЕРМЕТ

[лат. Hermes, Herma] (III в.?), мч. Римский (пам. зап. 28 авг.). Неопубликованное Мученичество (Passio) Е. (Venet. Marc. Lat. IX 27) является извлечением из «Мученичества святых Александра, Евентия и Феодула» VII - нач. IX в., к-рое хотя и подтверждается документально подлинными актами допросов мучеников, однако в повествовательной части недостоверно (так, рим. пресв. мч. Александр (III в.) спутан с еп. Римским Александром I (ок. 105/08 - ок. 115/18), к-рый мучеником не был). Согласно источнику, Е., префект Рима при имп. Траяне (98-117), был обращен в христ. веру рим. пресв. Александром. Вместе с Е. христианство приняли его дети, сестра Феодора и более тысячи рабов Е. Имп. Траян, узнав об обращении Е., послал магистра «обеих армий» (magister utriusque militum) Аврелиана с приказом арестовать Е. Аврелиан передал Е. в руки трибуна Квирина, к-рый, не сумев отвратить мученика от Христа, приказал его обезглавить. Тело Е. было захоронено его сестрой Феодорой на старой Соляной дороге (Via Salaria vetus).

Кроме «Мученичества» сохранилась эпитафия Е., сделанная Римским еп. Дамасом I (366-384). Хотя текст эпитафии был известен по т. н. Лоршской антологии эпохи Каролингов, фрагменты каменной плиты с высеченным на ней текстом обнаружили лишь в ходе археологических раскопок в 1932 и 1940 гг. Из эпитафии Дамаса известно, что Е. происходил с Востока (из Греции); о к.-л. посте, к-рый якобы занимал Е. в рим. администрации, здесь не сказано.

Самое древнее свидетельство о почитании Е. относится к пребыванию на Римской кафедре предшественника Дамаса I Либерия (352-366). В составленном тогда рим. календаре «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» под 28 авг. указана память Е. в катакомбах Василлы на старой Соляной дороге (PL. 13. Col. 464), что противоречит датам, приведенным в «Мученичестве святых Александра, Евентия и Феодула», поскольку катакомбы Василлы датируются не ранее нач. III в. Память Е. с указанием места его погребения в катакомбах Василлы упоминается также в сакраментариях пап Геласия I (492-496) и Григория I Великого (590-604).

Перестроенная папой Римским Пелагием I (556-561) часть катакомб Василлы была посвящена Е. (LP. T. 1. P. 309). О захоронении там Е. упоминалось во всех рим. итинерариях VII в. и в более поздних. Близ места захоронения мученика со временем была возведена базилика. В Айнзидельнском итинерарии (VII в.) сообщается о подземной гробнице (sub terra) на старой Соляной дороге. В период правления папы Адриана I (772-795) при базилике св. Ермета существовал мон-рь с тем же посвящением. При папе Григории IV (827-844) мон-рь перевели за городские стены, в ц. св. Марка (Сан-Марко Эванджелиста аль Кампидольо), туда же перенесли и мощи Е. Остатки древней базилики обнаружили в XVII в. В 1844 г. Дж. Марки построил новую церковь, имитирующую древнюю базилику.

В Аниции существовала базилика, посвященная Е., к-рая в 418 г. стала резиденцией антипапы Евлалия (Ibid. P. 227). В посланиях папы Григория I Великого упоминается о 4 мон-рях, посвященных Е. (в Италии, на о-вах Сицилия и Сардиния). Папа Лев IV (847-855) подарил часть мощей мученика франк. имп. Лотарю I, к-рый передал святыню в мон-рь Корнелимюнстер (ныне в черте Ахена, Германия), затем они были помещены в мон-рь Ронсе (ныне г. Ронсе, Бельгия). В наст. время хранятся в крипте позднеготической ц. св. Ермета (1456-1500). В XVIII в. в Риме частицы мощей Е. находились в базиликах Санта-Мария Маджоре, Сан-Клементе и Санти-Бонифачо-э-Алессьо.

Ист.: ActaSS. Aug. T. 6. P. 142-151; MartHieron. Comment. P. 472-473; MartRom. P. 365; Greg. Magn. Ep. // MGH. Ep. T. 1. P. 415, 477; T. 2. P. 42, 76, 164.
Лит.: Delehaye. Origines. P. 271-272; idem. Étude sur le légendier romain. Brux., 1936. P. 22, 31, 150; Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1937. T. 1. P. 195-208; Ferrua A. Epigrammata Damasiana. Vat., 1942. P. 195-197.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также