ЗИНОН
Том XX , С. 181-183
опубликовано: 6 февраля 2014г.

ЗИНОН

Спас Нерукотворный Икона. 1983 г. (ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря)Спас Нерукотворный Икона. 1983 г. (ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря) (Теодор Владимир Михайлович; род. 12.10.1953, Первомайск Николаевской обл., Украина), архим., иконописец, чье творчество во многом определяет пути развития совр. церковного искусства. С детства был приобщен к церкви. Решив стать художником, в 15 лет поступил в Одесское художественное уч-ще (1969-1973); на 2-м курсе начал копировать иконы. Задуманный им дипломный проект (триптих «Андрей Рублёв») не нашел поддержки у руководителя, потребовавшего сменить тему. После службы в армии (1973-1975) выполнял художественные работы в Успенском соборе Одессы (кафедральный в 1936-2002). 5 сент. 1976 г. стал послушником в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, где в том же году 30 сент. принял монашеский постриг, через 3 дня был рукоположен во диакона, 8 нояб.- во иерея.

В 1978 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, высоко ценившего З. как иконописца, был принят в братию ТСЛ, где создал иконостас крипты Успенского собора, расписал закомары, выполнил надвратный образ преподобных Сергия и Никона Радонежских, а также множество небольших икон. В этот период он познакомился с руководителем реставрационно-иконописной мастерской ТСЛ мон. Иулианией (Соколовой; 1981), к-рая с большим уважением отнеслась к творчеству молодого мастера.

Несмотря на прошение З. о возвращении его в братию Псково-Печерского мон-ря, в 1983 г. в силу востребованности иконописца в столице его перевели в переданный РПЦ Данилов мон-рь. Там он создал иконостасы нижних приделов ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов (совм. со свящ. Вячеславом Савиных), подготовил проект росписи Троицкого собора, ориентированный на визант. образцы (не осуществлен).

Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в.Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в.

В 1985 г. З. расписывал ц. вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991). В 1987 г. выполнил иконостас ц. прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 г. создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен). В 1989 г. возведен в сан архимандрита.

Ко 2-й пол. 80-х гг. творчество З. приобрело международную известность. В 1992 г. он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 г. по заказу Покровского мон-ря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского мон-ря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995), на вост. стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, З. выполнял заказы для верующих разных христ. конфессий, желающих молиться перед правосл. образами.

Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг.Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг.

В 1994 г. З. был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский мон-рь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и др. стран. В его настоятельство была восстановлена надвратная ц. первомч. Стефана, для к-рой З. создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 авг. 1395) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995, ныне в Оптиной пуст.). В 1995 г. З. был удостоен Гос. премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христ. школе).

28 нояб. 1996 г. указом архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) З. был запрещен в служении за причащение на католич. мессе в неосвященном храме Мирожского мон-ря. Указом от 21 дек. 2001 г. Патриарха Алексия II запрещение было снято.

По запрещении в служении З. с монашеской общиной удалился в основанный им скит в дер. Гверстонь (Печорский р-н Псковской обл.). В этот период по заказам духовенства и мирян им было написано множество икон, создано неск. иконостасов для храмов и мон-рей. В 2000-2002 гг. по проекту З. в скиту был построен храм, для к-рого были выполнены энкаустические (в интерьере) и мозаичная (на фасаде) иконы, а также царские врата в технике золотой наводки по меди.

Положение во гроб. Фрагмент эпистилия иконостаса собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг.Положение во гроб. Фрагмент эпистилия иконостаса собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг.

В 2004-2005 гг. З. работал над сооружением и росписью фресковой алтарной преграды для ц. прп. Сергия Радонежского в пос. Семхоз (в черте г. Сергиев Посад), основанной на месте гибели прот. Александра Меня. С 2006 по 2008 г. по приглашению еп. Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) в Никольском соборе в Вене вместе с выпускниками фак-та церковных художеств ПСТГУ, художниками иконописной школы ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках (Москва) и иконописцами из Польши З. выполнил стенную роспись; им также были написаны иконы для иконостаса нижнего придела собора.

С 2008 г. З. пребывает на Афоне, где расписывает храм в мон-ре Симонопетра.

Творчество З. 70-х - нач. 80-х гг. было связано с освоением традиций древнерус. иконописи XV - нач. XVI в. в значительной мере под влиянием мон. Иулиании (Соколовой). С сер. 80-х гг. вслед за изучением псковской иконописи XIV-XV вв. он обратился к домонг. культуре Др. Руси и к визант. традиции, с сер. 90-х гг.- к раннехрист. памятникам Рима, Равенны, Синая. Помимо работы в традиц. для иконы технике яичной темперы З. осваивает и др. техники: энкаустику, мозаику, золотую наводку по меди, различные виды золочения. В технологии иконописи он использует разные системы последовательности работы, напр. возрождает бессанкирное письмо по среднему тону (мембране), под которым виден детально проработанный тональный рисунок по левкасу (гризайль). З. постоянно экспериментирует с защитными покрытиями иконы, изучая древние рецепты олифы, составы органических лаков, а также свойства совр. синтетических материалов. В монументальных работах использует технику фрески (альфреско) и росписи на извести с присутствием органических связующих (секко), кроме традиц. технологий применяет силикатные составы. Технологические изыскания З. базируются на изучении как структуры древних икон и росписей, так и теоретических трудов авторов разных эпох и культурных традиций (напр., «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини (посл. четв. XIV в.), Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733)). З. занимается оформлением книг, проектированием храмов и иконостасов, созданием эскизов для церковной утвари и облачений, консультирует учеников по вопросам техники, технологии, смысла и содержания иконописного образа, его связи с церковной традицией.

Соч.: Икона в литургическом возрождении // Памятники Отечества. 1992. № 2/3(26/27): Быль монастырская. С. 57-63; Об иконе // Рус. провинция. Новгород, 1993. № 1. С. 71-74; Беседы иконописца / Предисл.: С. С. Аверинцев. Новгород, 1993. Рига, 1997. Псков, 2003; À propos de l'Icône et de l'Église. La Prade, 1994; Икона рождается из Литургии // Христианос. Рига, 1995. Вып. 5. С. 140-160.
Лит.: Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995; она же. Опыт неба: Творчество архим. Зинона (Теодора) // Она же. «Се творю все новое»: Икона в XX в. Милан, 2002; она же. Икона в совр. мире // ЦиВр. 2004. № 1(26). С. 53-91; Иларион (Алфеев), еп. Таинство веры: Введ. в правосл. догматич. богословие. М.; Клин, 1996. СПб., 2006; Копировский А. М. Проблема возрождения традиций в совр. рус. иконописании // Проблемы совр. церк. живописи: Мат-лы конф., 6-8 июня 1996 г. М., 1997; Алфеева В. А. Паломничество на Синай. М., 1998; Лука (Головков), игум., Языкова И. К. Икона XX в. // История иконописи: Истоки. Традиции. Современность: VI-XX вв. М., 2002. С. 231-251; http://alexandrmen.ru/biogr /zinon.html [Электр. ресурс].
Прот. Николай Чернышёв, И. К. Языкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ (XVI в.), иконописец, монах Успенского Псково-Печерского мон-ря
  • АЛЕКСИЙ (Поликарпов Анатолий Степанович; род. в 1948), архим., наместник московского Данилова мон-ря
  • АЛИПИЙ (Воронов Иван Михайлович; 1914-1975), архим. Псково-Печерского мон-ря
  • АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 1748-1824), иером.
  • АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)