[греч. Ζωσιμᾶς], прп. (пам. греч. 24 янв.). Время и место жизни неизвестны, Житие не сохранилось. Память З. и посвященное ему двустишие находятся в составе визант. стишных синаксарей (напр., ГИМ. Син. греч. № 390(354), 1295 г.; Paris. gr. 1582, XIV в.) и оттуда были внесены в греч. печатные Минеи (Венеция, 1595) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, а также при переводе синаксарей на слав. язык - в стишные Прологи и из них в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 413 (1-й паг.)).
Болландисты считают, что З. являлся одним лицом с прп. Зосимом Синайским, еп. Вавилона Египетского (пам. 4 июня). Это мнение разделял и архиеп. Сергий (Спасский), предполагавший также, что сведения в ВМЧ, помещенные под 3 янв., относятся к тому же святому. Однако упоминание прп. Зосимы Синайского под этим числом встречается только в Царском списке ВМЧ. В др. списках приводится правильное чтение: прп. Мины Синайского (ВМЧ. Янв. Дни 1-6. Стб. 160).
В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца высказано предположение о тождестве З. с прп. Зосимой Финикийским (пам. 8 июля). Этого мнения придерживался и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский.