Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ
Т. 20, С. 525-526 опубликовано: 3 апреля 2014г.


ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ

Часовня над могилой царевича Иакова. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в.
Часовня над могилой царевича Иакова. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в.

Часовня над могилой царевича Иакова. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в.
(1652 или 1660 - 7.01.1677, г. Касимов, ныне Рязанская обл.), подвижник благочестия, касимовский царевич, сын касимовского царевича Василия Арслановича (Сеид-Бурхана) и Марии Никифоровны Плещеевой (дочери Н. Ю. Плещеева). Дед И. В. Арслан Алеевич, приходившийся внуком сибир. хану Кучуму, был последним касимовским царем, исповедовавшим мусульманство. Его супруга, бабушка И. В., Фатима Султан Сеитовна (урожд. Шакулова), по преданию, была тайной христианкой. Под влиянием матери царевич Сеид-Бурхан заинтересовался христианством. В сер. XVII в., во многом благодаря проповеди архиеп. Рязанского и Муромского сщмч. Мисаила (1651-1655), имел место массовый переход касимовских мусульман в Православие. В 1654 г. 38-летний Сеид-Бурхан принял христианство, получив в крещении имя Василий (при этом он потерял право стать касимовским царем). Дети Василия Арслановича также были крещены и носили христ. имена: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна.

При Василии Арслановиче Касимов и Касимовский край быстро заселялись русскими, строились и украшались правосл. церкви. Центром правосл. жизни края был касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь (впервые упом. в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова в 1627). Обитель стала пользоваться особым покровительством касимовских царей вследствие чудесного исцеления И. В. от горячки после молебна в мон-ре перед Казанской иконой Божией Матери. В благодарность царевич пожертвовал обители 2 богатых священнических облачения, тканных серебром по красному бархату. Со временем облачения обветшали, из них сделали 2 пелены, к-рые в 1933 г. находились в бывш. монастырской Пятницкой ц. (с 1919 действовала как приходская; пелены не сохр.). Царица Фатима и сестры И. В. пожертвовали в мон-рь собственноручно вышитую серебром ризу для Казанской иконы Божией Матери (ныне в экспозиции Касимовского краеведческого музея). Др. икона, в шелковой ризе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, была вкладом Марии Никифоровны, матери И. В. Семья царевича также устроила для чудотворной Казанской иконы бархатную ризу, шитую жемчугом и драгоценными камнями. Правители Касимова пожертвовали на содержание Казанского мон-ря земли по берегу Оки, часть вотчин вне города. До своей смерти Василий Арсланович снабжал насельниц обители одеждой и продовольствием (ум. в 1679 в Москве, был погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре). После смерти сына царица Фатима содержала мон-рь на свои средства.

Могильная плита царевича Иакова. 1677 г.
Могильная плита царевича Иакова. 1677 г.

Могильная плита царевича Иакова. 1677 г.

Жизнь И. В., его щедрая благотворительность были известны в городе и вызывали неудовольствие у некоторых его соотечественников - касимовских татар. Обстоятельства смерти И. В. неизвестны. Есть предание, что он умер юным после болезни; по др. версии, царевич погиб от побоев; в Казанском мон-ре считалось, что царевич был отравлен родственниками-мусульманами. По преданию, царевич скончался, когда ему было 17 или 25 лет. Согласно завещанию, И. В. был погребен в Казанском мон-ре. Впосл. над его захоронением была построена небольшая часовня, в кон. XIX в. стоявшая справа от Казанской ц. (храм построен в 1854-1864 на месте каменной Казанской ц., сооруженной в 1715). В часовне над могилой лежала плита с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день, на Собор Иоанна Предтечи, преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 97). В нач. XX в. плиту украшала старинная «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна» (Добролюбов И., свящ. С. 72). В мон-ре хранился ныне утраченный портрет И. В. Царевич был представлен молодым человеком с коротко остриженными черными волосами, узким удлиненным лицом и короткой бородой. Художник изобразил его во весь рост, с непокрытой головой, в длинной одежде, похожей на подрясник.

В кон. 1919 г. мон-рь упразднили, в июне 1930 г., после закрытия Казанского собора, чудотворную Казанскую икону Божией Матери перенесли в Пятницкий храм. Часовня над могилой царевича была открыта для богомольцев, особенно много паломников собиралось у могилы царевича в день его кончины. Надзор за часовней был поручен бывш. послушнице Казанского мон-ря Акилине, по просьбе к-рой люди, исцелившиеся по молитвам к И. В., записывали свои свидетельства в особую тетрадь (записи о чудотворениях по молитвам к И. В. велись и в нач. XX в., до 1917 г.). В 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в. в часовне над могилой И. В. часто молилась староста Пятницкой ц. мц. Вера Николаевна Самсонова, к-рая рассказывала богомольцам об И. В. и давала им масло из лампады над могилой. В 1927-1935 гг. последним настоятелем Пятницкого храма был сщмч. Николай Анатольевич Правдолюбов. На основании совр. ему свидетельств, записей чудотворений и исторических материалов сщмч. Николай в соавторстве с братом мч. Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым в 1933-1934 гг. составил жизнеописания касимовских подвижников благочестия И. В., Петра Отшельника (сер. XIX в.) и блж. Матроны Анемнясевской († 1936). Сщмч. Николай говорил, что к нему часто обращались люди, получившие исцеление на могиле И. В., с просьбами отслужить заупокойные всенощные и панихиды по царевичу (одно из последних известных чудотворений по молитвам к И. В.- исцеление от рака в 1928 жительницы Касимова М. Д. Юсовой). Мн. людям царевич являлся во сне таким, каким он был изображен на портрете. Книга стала причиной ареста и осуждения братьев Правдолюбовых в 1935 г., вместе с ними была арестована и осуждена мц. Вера. В сер. XX в. могила И. В. и часовня над ней были уничтожены.

Арх.: ГАРО. Ф. Р-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 132; Ф. 1033. Св. 7. Д. 664. Л. 12 [Мат-лы о закрытии Казанского мон-ря и Казанского храма].
Лит.: Описание церк. вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии // Рязанские ЕВ. 1887. № 13. С. 310-311; 1892. № 7. С. 319-320; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 71-72, 97; Шишкин Н. И. История г. Касимова с древнейших времен. Рязань, 18912; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1891. Т. 4. С. 52-53, 72; Весёлкина Т. Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв. Рязань, 2000. С. 167-168; Касимовские подвижники // Рязанский церк. вестн. 2002. № 9. С. 40-41; Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004. С. 15-16, 30-33, 35-36; Николай Правдолюбов, сщмч., Владимир Правдолюбов, мч. Блж. Иаков, царевич Касимовский. М., 2005. С. 20-41, 48.
Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)
Ключевые слова:
Подвижники благочестия Иаков Васильевич (1652 или 1660 - 1677), подвижник благочестия, касимовский царевич
См.также:
АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии
АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря
АВРААМИЙ ЖИЗДРИНСКИЙ († 1855), пустынник
АВРААМИЙ РАНЕНБУРГСКИЙ († 1871), подвизался в Раненбургской Петропавловской пустыни