[Ворагинский, из Ворагина; лат. Jacobus de Varagine, Jacobus de Voragine; итал. Giacomo da Varazze, Jacopo da Varazze, Jacopo de Voragine] (ок. 1226 или 1230, Варацце, близ Генуи - в ночь с 13 на 14.07.1298, Генуя), блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), архиеп. Генуэзский, доминиканец, агиограф, церковный историк. Сведения о жизни И. из В. можно почерпнуть из написанной им незадолго до смерти «Хроники города Генуи» (1295/96-1298). Это жанрово неоднородное сочинение с элементами панегирика, всемирной хроники и городской истории завершается сжатой автобиографией и описанием событий в Генуе во время предстоятельства И. из В. С большей осторожностью следует принимать на веру сведения о нем из сочинений доминиканских историков и биографов XV в. Самый ранний достоверно установленный факт из жизни И. из В.- вступление в орден доминиканцев в 1244 г. О его обучении, проповеднической деятельности и карьере в ордене известно немного. По нек-рым данным, он преподавал богословие в доминиканских школах Сев. Италии, к 60-м гг. XIII в. приобрел репутацию талантливого проповедника. Сведения позднейших биографов об обучении И. из В. в Париже и Болонье не находят подтверждения в ранних источниках. К 1267 г. он, вероятно, уже занимал высокое положение в ордене, на генеральном капитуле в Болонье был избран провинциалом Ломбардии (до 1286 с перерывом в 1277-1281). В 1283-1285 гг. был регентом ордена доминиканцев. Оказался вовлечен в конфликт, связанный с новым генеральным магистром Мунио де Самора (1285-1291). Историки расходятся в оценке событий, повлекших за собой отставку магистра (1290). Среди причин отставки называют испан. происхождение и происпан. политику Мунио де Саморы, недовольство Римского папы францисканца Николая IV (1288-1292) ростом влияния ордена братьев-проповедников, строгость и ригоризм магистра, к-рые враждебно настроили против него членов ордена и папской курии, а также сомнительный моральный облик магистра. И. из В. был одним из эмиссаров, доставивших на генеральный капитул в Ферраре (1290) требование папы к Мунио де Саморе сложить с себя полномочия. Капитул признал, что генеральный магистр соответствует своей должности. И. из В. передал отрицательный ответ в папскую курию (часть эмиссаров отказалась сделать это) и подписал петицию в защиту главы доминиканского ордена. По данным поздних биографов, за поддержку опального магистра на И. из В. было совершено покушение: его пытались утопить в колодце. Однако папа Николай IV покровительствовал И. из В. и после упомянутых событий.
В 1286 г. папа Гонорий IV послал И. из В. в качестве эмиссара в Геную с заданием вернуть город, раздираемый борьбой между партиями гвельфов (Рампини) и гибеллинов (Маскарати), под контроль Папского престола. Генуя была отлучена от Церкви после того, как город оказал поддержку арагонской части бывш. Королевства обеих Сицилий (папы Мартин IV и Гонорий IV не признали арагонских королей Сицилии и предоставили военную и политическую помощь Карлу Анжуйскому). В том же году И. из В. был избран новым архиепископом Генуи, однако отказался от должности. В течение 2 лет кафедра оставалась вакантной, а в 1288 г. ее занял латинский патриарх Антиохии (после захвата Антиохии мамлюками в 1268 находился в изгнании) Обиццо Фьески, после смерти которого в 1292 г. И. из В. был рукоположен во архиепископа Генуи.
О своей религ. и политико-адм. деятельности в 1292-1297 гг. И. из В. упоминает в «Хронике города Генуи». Он созвал Собор, на к-ром была подтверждена подлинность мощей св. Сира, одного из первых епископов Генуи (IV в.), реорганизовал управление архиеп-ством, добился заключения гражданского мира между генуэзскими гвельфами и гибеллинами (зимой 1294/95 состоялось офиц. примирение враждующих городских группировок, однако уже к кон. года столкновения возобновились). Из-за беспорядков вспыхнул пожар в соборе св. Лаврентия, на ремонт к-рого И. из В. получил деньги из Римской курии (июнь 1296). Одновременно в течение неск. месяцев архиепископ вел переговоры о продлении перемирия с Венецией и с этой целью в апр. 1295 г. прибыл в Римскую курию.
И. из В. был похоронен в Генуе, сначала в доминиканском мон-ре в ц. Сан-Доменико, а в кон. XVIII в. перезахоронен в ц. Санта-Мария ди Кастелло. Папа Пий VII беатифицировал И. из В. в 1816 г. В 1974 г. мощи И. из В. перенесены в Варацце, с того времени они хранятся в ц. Сан-Доменико.
И. из В. перечислены в «Хронике города Генуи»: «Легенды о святых» (Legendae Sanctorum), более известные как «Золотая легенда» (Legenda Aurea), 3 сборника проповедей: о всех святых (Sermones de omnibus sanctis et festis; сохр. более 300 рукописей), о воскресных евангельских чтениях (Sermones de omnibus evangeliis domenicalibus; сохр. более 350 рукописей), о евангельских чтениях Великого поста (Sermones quadragesimales; сохр. ок. 300 рукописей), а также «Книга о Пресв. Богородице» (Liber Marialis; сохр. ок. 70 рукописей) и «Хроника города Генуи от основания города до 1297 г.» (Chronica civitatis Ianuensis ab origine urbis usque ad annum MCCXCVII; сохр. 44 рукописи). Исследователи дополняют этот список рядом агиографических сочинений, о которых И. из В. не упоминает. Речь идет о св. местах и покровителях Генуэзского архиеп-ства (Житие св. Сира Генуэзского, повествование о перенесении мощей Иоанна Крестителя в Геную, история мощей, хранящихся в мон-ре святых Филиппа и Иакова в Генуе, и др.).
С 60-х гг. XIII в. И. из В. работал над «Золотой легендой», сборником житий святых и праздничных чтений, расположенных согласно литургическому календарю. По окончании 1-й редакции (1267) автор неоднократно перерабатывал текст. Изначально задуманное как справочник для проповедников, в ходе редактирования сочинение все более превращалось в книгу для благочестивого чтения образованными людьми. В работе с агиографическим материалом автор отдавал предпочтение древним святым, особенно ранним христ. мученикам, настороженно относясь к святым из мирян, государям и святым каролингской эпохи, к-рых порицал за близость к светской власти. В «Золотой легенде» И. из В. дал неск. архаизированную трактовку святости, на к-рую почти не оказали влияния духовные идеалы нищенствующих орденов.
«Золотая легенда» И. из В.- самый известный пример «легендария нового типа» (legenda nova), жанра агиографических сборников, появившегося в 30-40-х гг. XIII в. и рассчитанного на нужды нищенствующих монашеских орденов. Такие легендарии являлись стандартизированными, внутренне целостными компендиумами сокращенных житий наиболее популярных святых, их можно назвать занимательными агиографическими справочниками. Совместив церковный календарь, литургический легендарий и произведения биографического жанра, подобные сборники стали своего рода энциклопедией Свящ. истории и богословия. Мн. подобные компиляции вышли из-под пера членов доминиканского ордена, к-рые стремились не только приспособить легендарии для нужд странствующих проповедников, но и содействовать процессам консолидации и романизации католич. Церкви в XIII в.
Сохранившись в 1042 рукописях и послужив источником для создания иконографических образов святых, а также фольклорных мотивов, объект многочисленных переводов на народные языки, переложений и подражаний - «Золотая легенда» оказалась в ряду самых читаемых сочинений средневек. Европы. И. из В. переработал агиографический материал в «сумму, достигающую хрупкого равновесия между доктринальной и нарративной составляющей, народной религиозностью и ортодоксальностью, традицией и новаторством, провиденциальным оптимизмом и эсхатологической тревогой» (Boureau. 1984. P. 253-254). Пик популярности «Золотой легенды» приходится на XIV-XV вв., когда она, по статистике, встречается в рукописях в 40 раз чаще, чем аналогичные легендарии Жана де Майи (кон. 30-х гг. XIII в.) и Варфоломея Трентского (1245).
В отличие от средневек. аудитории гуманисты, эрудиты и исследователи Нового времени отнеслись к «Золотой легенде» с долей скептицизма (Reames. 1985. P. 27-71). Крылатым стало выражение Хуана Луиса Вивеса о И. из В. как о человеке, у которого «железные уста и свинец вместо сердца». В кон. XIX в. началась «реабилитация» «Золотой легенды», к-рой больше не ставили в вину художественный вымысел и стереотипность, считая ее «поэтическую правду» выражением «средневекового духа» (И. Делеэ). С 80-х гг. XX в. наметился рост научного интереса к «Золотой легенде», она стала объектом текстологических и структурно-антропологических исследований как целостный текст, появившийся в конкретном историческом контексте.