Давид бен Шломо (акроним Радбаз; ок. 1479 (1463?), Испания - 1573 (по др. источникам - в 1589?), Cафед, ныне Цфат, Израиль), евр. богослов, каббалист и законоучитель. После изгнания евреев из Испании в 1492 г. его семья поселилась в Сафеде. Получив хорошее религ. образование, в возрасте 31 года И. А. З. отправился в Фес (Марокко), где вскоре стал членом раввинского суда (бейт дин). В 1513 г. он переехал в Египет, сначала в Александрию, а затем в Каир, и в течение 40 лет был главным раввином страны, находившейся под тур. владычеством. И. А. З. играл значительную роль в общественной и политической жизни Египта, его уважали как ученого и благотворителя. Он способствовал возрождению егип. евр. общины, восстановил ряд древних обычаев, внес изменения в богослужение, вновь ввел летосчисление от Сотворения мира, проводил богословские диспуты. Кроме того, успешно занимался международными торговыми операциями. В Каире И. А. З. основал крупную иешиву, к-рую окончили мн. выдающиеся ученые и каббалисты, в т. ч. Бецалель Ашкенази и родоначальник нового направления в каббале Исаак Лурия. В 1552 г. И. А. З. сложил с себя обязанности главного раввина, раздал бедным большую часть имущества и отправился в Иерусалим, однако вскоре переселился в Сафед, где и прожил последние 20 лет. Он был активным членом влиятельного раввинского суда, во главе к-рого стоял законоучитель и каббалист Иосиф Каро.
И. А. З. был признан крупнейшим религ. авторитетом, к нему обращались с вопросами раввины Сафеда, Иерусалима, Фессалоники, Африки и Италии. Сохранилось более 3 тыс. вынесенных им религиозно-правовых постановлений (респонсов), касающихся различных вопросов, вплоть до проблемы полигамии, освобождения рабов и статуса чернокожих иудеев в Индии. Принимая галахические решения, И. А. З. был достаточно снисходителен. Он считал, что каждая из заповедей первостепенна по своему значению и не может быть иерархической систематизации религ. догматов, отрицательно относился к изучению философии. Он критиковал рационалистические комментарии Свящ. Писания ВЗ (в частности, Авраама Ибн Эзры и Давида Кимхи), признавал первенство галахи, когда она вступала в противоречие с мистическим учением. Испытывая уважение к таким философам, как Маймонид и Ибн Гебироль, И. А. З. не позволял своим ученикам изучать философию, считая вредными любые попытки систематизации и рационального толкования смысла заповедей и религ. догматов.
И. А. З. был автором ок. 20 книг, в т. ч.: комментария «Диврей Давид» (Слова Давида) к главному соч. «Мишне Тора» Маймонида; трактата по методологии Талмуда «Клалей а-гемара» (Правила Гемары); каббалистического трактата «Ор кадмон» (Предвечный свет) и комментария к Песни Песней «Михтам ле-Давид» (Поэма Давида); сочинения о смысле алфавита «Маген Давид» (Щит Давида); объяснения 613 заповедей «Мецудат Давид» (Крепость Давида); литургической поэмы «Кетер Малхут» (Царский венец) на День раскаяния (Йом-кипур) и ряда др.