Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в., Задонский у. Воронежской губ.- 24.04.1920, Москва), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения. Благодаря незаурядным муз. способностям и сильному голосу в 9 лет был принят в церковный хор при Задонском мон-ре. Обучаясь в Задонском ДУ, написал неск. духовно-муз. сочинений, вошедших в певч. практику мон-ря. В 16 лет стал регентом монастырского хора. В 1870 г. поступил в Воронежскую ДС, в к-рой 5 лет управлял церковным хором, известным во всей епархии. В 1876 г. был приглашен в Варшаву архиеп. Леонтием (Лебединским; впосл. митрополит Московский и Коломенский) на должность регента архиерейского хора. В этом качестве в короткое время добился больших успехов, участвуя в многочисленных духовных и светских концертах. Одновременно вел уроки пения в 3 жен. гимназиях, муж. прогимназии, кроме того, дирижировал в юнкерском уч-ще военным оркестром. При большой занятости окончил Варшавскую консерваторию с золотой медалью в 1880 г. и в том же году выдержал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента 1-го разряда.
С 1881 г. по приглашению известного купца-меломана В. М. Рукавишникова И. управлял в Н. Новгороде его знаменитой капеллой, обучал церковному пению мальчиков, впосл. ставших регентами в нижегородских храмах и учителями пения в городских школах. Параллельно преподавал пение в нижегородском Мариинском ин-те. С 1886 г. проживал в Москве, в течение 3 лет был регентом бывш. Духовной капеллы Русского хорового об-ва, получившей название «Духовно-певческая капелла Ф. А. Иванова». В 1890 г. проводил занятия по духовному пению с хором студентов Московского ун-та, кроме того преподавал пение в Александровском ин-те, Ермоло-Мариинском уч-ще, 5-й гимназии. Был руководителем и учителем церковного пения частных московских хоров В. Н. Постникова, М. Н. Озерецковского, С. В. Васильева, Н. П. Быстрова, В. С. Галичникова. Управлял хорами рабочих при фабрике С. И. Прохорова и служащих Казанской железной дороги.
В 1901 г. был приглашен регентом в хоровую капеллу Н. С. Перлова, с 1907 г. стал ее владельцем. Духовно-певч. капелла пользовалась в Москве широкой известностью как образцовая и самая многочисленная (160; по др. источникам, 200 певцов - приблизительно поровну мальчиков и мужчин). Капелла участвовала в богослужении в Казанском соборе на Красной пл. и в 14 приходских и домовых церквах Москвы, а также давала концерты. О степени важности для И. этой работы можно судить по предъявленным к малолетним певцам требованиям, в к-рых дисциплина и честное служение делу ставились на первое место.
Особое внимание И. уделял малолетним певчим. В капелле существовала школа с преподаванием общеобразовательных предметов, находившаяся в ведении Кирилло-Мефодиевского братства. При ней работали фортепианный и скрипичный классы, велось обучение игре на народных инструментах - балалайке и мандолине, существовал детский «великорусский» (т. е. состоявший из народных инструментов) оркестр (36 детей). В свободное время детей обучали токарному ремеслу и выпиливанию по дереву. Мальчики, к-рые переставали петь из-за мутации голоса, зачислялись на денежные средства И. в классы бухгалтерии Хорового об-ва. По окончании обучения выдавались свидетельства, похвальные листы. Для детей существовало общежитие, содержание к-рого, впрочем, подвергалось серьезной критике. Школьная б-ка насчитывала более 1 тыс. наименований книжных и нотных изданий. Хорошо была поставлена воспитательная работа: посещение театров, цирка, устройство праздников. «Чаевые» деньги детей записывались в особую книгу и выдавались по просьбе родителей.
В Москве с капеллой Перлова И. дал более 20 концертов в Большом зале консерватории, Благородном собрании, Биржевом зале и др.; капелла также выезжала на гастроли в Н. Новгород и Тулу (1913). В московском Манеже И. неоднократно управлял сводным хором из 1 тыс. чел.
Программы духовных концертов И. имели просветительский характер и составлялись им в контексте требований эпохи из сочинений классиков и композиторов того времени - Н. М. Калашникова, В. П. Титова, Б. Галуппи, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, прот. Петра Турчанинова, А. Ф. Львова, Ф. А. Багрецова, Г. Ф. Львовского, А. А. Архангельского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, прот. Димитрия Аллеманова, В. С. Калинникова, Н. И. Компанейского, С. В. Рахманинова, из собственных сочинений. В концерте капеллы И. на III Всероссийском съезде хоровых деятелей в Москве (1910) была последовательно с пояснениями Д. И. Зарина представлена история церковного пения в России от древнерус. песнопений (Богородичен догматик - унисон, «На реце Вавилонстей» демественного распева - 2-голосное, «На вербиих посреди его» демественного распева - 3-голосное (кон. XVI в.), «Яко тамо вопросиша ны» - 4-голосное (XVII в.), «Небеса убо достойно да веселятся» - 12-голосный концерт Титова) до сочинений нач. XX в. И. также включал в концерты церковную музыку сербов, болгар, греков, грузин, армян, западноевроп. католич. и лютеран. духовную музыку (сочинения Й. Гайдна, И. С. Баха, К. К. Курпиньского) и др. (Этнографический концерт 13 марта 1911 г. в Москве).
Деятельный и целеустремленный, И. пользовался авторитетом у современников. В 1909 г. на праздновании 35-летия его регентской деятельности прот. Димитрий Аллеманов от имени Наблюдательного совета Синодального уч-ща зачитал юбиляру поздравительный адрес. О профессиональном мастерстве И. позволяют судить отзывы в периодической печати.
Из 200 духовных и светских сочинений И. большая часть осталась не издана. Среди духовных произведений по концертным программам известны «Слава в вышних Богу» с контрастными чередованиями forte и piano, «Отче наш» (для смешанного хора и соло тенора), по мнению рецензентов написанное с учетом вкусов «именитого купечества», двухорный концерт «Господи, Господь наш», «Сказание о смерти Александра Благословенного», найденное И. и переложенное им для хора. Светские сочинения для смешанного хора и фортепиано («В лесу», «На охоте», «Железная дорога», «На Руси» - большое попурри из рус. (11) и малороссийских (3) народных песен; изд.: Хоры для смеш. голосов с аккомпанементом фортепиано. М., б. г.) в целом отличают авторская изобретательность, терпкость гармонических звукосочетаний и эффектность хорового звучания.