(УПЦ), образована в 1946 г. как Станиславская и Коломыйская, с 1962 г. имеет совр. название. Границы епархии совпадают с границами Ивано-Франковской обл. Украины. Кафедральные храмы - Спасо-Преображенский молитвенный дом (Ивано-Франковск, до 9 нояб. 1962 Станислав) и собор в честь Успения Пресв. Богородицы (Коломыя). Правящий архиерей - еп. Пантелеимон (Луговой; с 19 окт. 2007). Территория епархии разделена на благочиннические округа: Богородчанский, Городенковский, Ивано-Франковский, Коломыйский, Косовский, Рогатинский. К 1 февр. 2009 г. в И.-Ф. е. насчитывалось 34 прихода, 2 мон-ря (мужской и женский), в клире епархии состояли 40 священнослужителей.
Территория И.-Ф. е. является частью исторической области Галицкая Русь (Галичина) на сев.-вост. склонах Карпат (совр. Зап. Украина). В XI в. эти земли входили во Владимиро-Волынскую епархию, с сер. XII до нач. XVI в.- в Галицкую епархию, к-рая в XIV в. неск. раз преобразовывалась в митрополию. После 1415 г. Галицкие епископы неизвестны. С 1458 г. территория совр. Ивано-Франковской обл., ставшая частью Западнорусской митрополии, находилась под управлением Киевских митрополитов. Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче (ныне районный центр в Ивано-Франковской обл.) действовали наместники митрополита, но фактическая адм. власть над духовенством принадлежала старостам, назначавшимся польск. королем. В кон. 40-х гг. XV в. на Галицкую митрополию из Рима был поставлен униат Иоаким, 16 янв. 1458 г. папа Каллист III объявил о поставлении на Галицкую кафедру униата Макария Серба. Позднее назначений униат. епископов в Галич не было, поскольку главным направлением политики польских духовной и светской властей было насаждение в регионе католичества, а не поддержка унии. В 1539 г. территория И.-Ф. е. вошла в состав новообразованной правосл. Львовской и Каменец-Подольской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия), в 1700 г. перешедшей в унию. В 1772 г., по 1-му разделу Польши, основная часть Галиции, в т. ч. территория совр. И.-Ф. е., вошла в Австрийскую империю. В XVIII в. главным оплотом Православия в Галиции был Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит близ совр. Ивано-Франковска, единственный начиная с 20-х гг. XVIII в. правосл. мон-рь в Галиции. В 1785 г. имп. Франц Иосиф II издал указ о его закрытии и обитель была разрушена. Юж. и вост. части территории И.-Ф. е. с кон. XIX в. входили в униат. Станиславскую епархию, которая выделилась в 1885 г. из Львовской архиепархии. Станиславская епархия охватывала значительную часть территории совр. Ивано-Франковской и юго-запад совр. Тернопольской областей Украины, включала Буковину С 1921 по сент. 1939 г. Галиция являлась частью Польши.
После начала второй мировой войны Галиция была занята советскими войсками, вошла в СССР как часть Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), была разделена на Львовскую, Дрогобычскую (в 1945-1951 большая часть Дрогобычской обл. была присоединена к Польше, в 1959 оставшаяся в пределах УССР часть вошла во Львовскую обл.), Тернопольскую и Станиславскую области. 15 марта 1945 г. глава Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов представил И. В. Сталину записку по проблемам отношений с Ватиканом и униатами, где речь также шла о переустройстве униат. епархий на Зап. Украине. Карпов предлагал создать правосл. Львовско-Тернопольскую епархию, к-рая объединила бы приходы во Львовской, в Станиславской, Дрогобычской и Тернопольской областях. 22 апр. 1945 г. правосл. Львовско-Тернопольскую епархию возглавил еп. Макарий (Оксиюк).
К 1 янв. 1946 г. на территории советской Галиции помимо правосл. Львовско-Тернопольской епархии существовали 2 крупные униатские епархии - Львовская и Станиславская. Для увеличения числа правосл. епископов в крае советские власти разрешили создание Станиславско-Коломыйской и Дрогобычско-Самборской епархий. Указом Свящ. Синода и Патриарха Алексия I от 19-20 февр. 1946 г. бывш. униат. свящ. Антоний Пельвецкий после присоединения к православной Церкви и принятия монашества был назначен управляющим Станиславско-Коломыйской епархией (состоя в инициативной группе по воссоединению греко-католической Церкви Галичины РПЦ, о. Антоний с мая 1945 выполнял обязанности администратора униат. Станиславской епархии). 24 февр. 1946 г. в кафедральном Владимирском соборе Киева Антоний (Пельвецкий) был хиротонисан во епископа Станиславского и Коломыйского.
8-9 марта 1946 г. при активном содействии советских властей был проведен Львовский Собор греко-католич. духовенства, принявший решение о воссоединении с Русской Церковью. В докладе на Соборе руководитель инициативной группы по воссоединению униатов с Православием Г. Костельник говорил об упразднении униат. епархий на Зап. Украине. В 12-м п. доклада устанавливалось, что «в соответствии с принятым в 1945 г. Уставом РПЦ границы епархии должны совпадать с областным административным делением, и потому отныне в Галичине будет 4 епархии: Львовская, Дрогобычско-Самборская, Станиславская и Тернопольская» (цит. по: Боцюркiв. 2005. С. 152-153. Примеч. 110). В соответствии с границами Станиславской обл. Чортковское, Гусятинское и Скалатское благочиния бывш. униат. Станиславской епархии вошли в состав Львовской и Тернопольской епархии, на западе к Станиславской епархии присоединились Калушское, Рогатинское, Болеховское и Галичское благочиния, ранее входившие в состав Львовской униат. епархии. (Правосл. Тернопольская епархия, создание к-рой предполагалось согласно докладу Костельника, была образована в 1988.) К нач. 1946 г. в Станиславской обл. насчитывался 691 униатский приход, в клир епархии входили 304 священника. После Львовского Собора с правосл. Церковью воссоединились 648 приходов, 237 священников (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 158. Л. 7). Несмотря на переход большей части униат. клириков на Зап. Украине в Православие, об исчезновении униатства в Галиции говорить не приходилось. Во многом причинами этого являлись установка советских властей на силовые методы при проведении воссоединения и отсутствие разъяснительной и просветительной работы с униатами.
С авг. по нояб. 1952 г. еп. Антоний временно управлял Львовской и Тернопольской епархией, с окт. 1955 по сент. 1956 г.- Дрогобычской и Самборской епархией. 24 окт. 1954 г. архиерей был возведен в сан архиепископа. Архиеп. Антоний часто совершал объезды епархии. Его преемник на Станиславско-Коломыйской кафедре еп. Иосиф (Савраш) также часто посещал храмы епархии. Так, в 1959 г. он 12 раз совершал богослужение на престольные праздники в разных приходах. При еп. Иосифе стали регулярно проводиться съезды епархиальных благочинных, при ЕУ был создан миссионерский комитет для работы с униатами. Необходимость миссионерской работы была обусловлена тем обстоятельством, что в Станиславской обл. симпатии к униатству среди местного населения проявлялись наиболее отчетливо в сравнении с др. областями Зап. Украины. Кроме того, на проведении «борьбы с остатками унии» настаивали уполномоченные Совета по делам РПЦ по Станиславской обл. К 1 нояб. 1960 г. в области действовали 34 униат. церкви, служили ок. 80 униат. священников.
Во время нового этапа гонений на Церковь (см. Хрущёв Н. С.) еп. Иосиф (с 5 февр. 1965 архиепископ) старался не конфликтовать с уполномоченным Совета по делам РПЦ и в основном исполнял его требования. При участии еп. Иосифа в 1960 г. было вскрыто «тайное униатское братство» в одной из церквей г. Снятына, архиерей запретил в служении главу «братства» свящ. Руденского (считавшегося православным). В 1961 г. еп. Иосиф был вынужден по требованию властей передать здание Станиславского ЕУ филиалу Черновицкого ун-та, одновременно часть книг и документов из епархиального архива перешла в фонды местного краеведческого музея. В нач. 60-х гг. ХХ в. массовый характер имело закрытие приходов И.-Ф. е. Из 597 общин верующих, зарегистрированных к 1 янв. 1962 г., к 1 янв. 1963 г. прошли перерегистрацию только 337 общин. В области находилось 205 действующих церквей, из них только в 1962 г. 17 было полностью разобрано, 18 переоборудовано под клубы и медицинские учреждения, 23 здания занято под склады (Там же. Оп. 1. Д. 2093. Л. 4, 6-7). В 1957-1962 гг. изменилось административно-территориальное деление Станиславской (с 9 нояб. 1962 Ивано-Франковской) обл., в результате к-рого было упразднено 29 районов. В архивных материалах есть указание на то, что в нач. 60-х гг. ХХ в. на фоне укрупнения районов области власти планировали объединение Станиславской и Черновицкой епархий с еп. Иосифом во главе, но этот план не был исполнен (Там же. Оп. 7. Д. 158. Л. 11).
В нояб.-дек. 1981 г. архиеп. Иосиф совершил последнюю поездку по епархии, посетив Рогатинское, Тлумачское и Снятынское благочиния. Решением Свящ. Синода 12 окт. 1982 г. на Ивано-Франковскую кафедру был назначен архиеп. Макарий (Свистун), возглавлявший епархию с небольшим перерывом до марта 1990 г. При архиеп. Макарии на Ивано-Франковщине началась подготовка к празднованию Тысячелетия Крещения Руси. ЕУ выделило значительные средства на ремонт приходских храмов и кафедрального Воскресенского собора в Ивано-Франковске. Праздничные мероприятия в И.-Ф. е. начались в июле 1988 г. и продолжались до конца года. Архиеп. Макарий по возвращении из Москвы, где он 6-9 июня принимал участие в работе Поместного Собора РПЦ, совершил поездку по всем благочиниям епархии.
В 70-80-х гг. XX в. для И.-Ф. е. были характерны сокращение количества приходов и одновременно рост числа священнослужителей. В 1970 г. в И.-Ф. е. было зарегистрировано 374 прихода и 208 священнослужителей, в 1980 г.- 357 приходов и 210 священнослужителей, в 1986 г.- 333 прихода и 455 священнослужителей (Там же. Оп. 6. Д. 307. Л. 79-80, 84; Д. 1963. Л. 84, 87-88; Д. 3135. Л. 120, 130-131). Насильственное закрытие приходов на территории УССР в 70-80-х гг. ХХ в., более интенсивное в сравнении с др. союзными республиками, шло по инициативе ЦК Компартии Украины. Спецификой Зап. Украины было вынужденное пребывание мн. клириков за штатом. Источником материального обеспечения таких священнослужителей было почти исключительно совершение треб, они не скрывали униат. настроений и в большинстве своем в кон. 80-х гг. ХХ в. перешли в униатство.
20 авг. 1989 г. в Ивано-Франковске начался многодневный крестный ход в Гошевский мон-рь на Ясной горе (близ с. Гошев Долинского р-на), в к-ром силами И.-Ф. е. осуществлялись реставрационные работы. Гошевский мон-рь, известный с кон. XVI в. и принадлежавший с XVIII в. униатам, был закрыт после Великой Отечественной войны, в 1988 г. возродился как правосл. Спасо-Преображенский муж. мон-рь, его наместником стал игум. Серафим (Демьянов). Для участия в крестном ходе на площади перед Воскресенским собором Ивано-Франковска собралось ок. 15 тыс. верующих. Архиеп. Макарий освятил Гошевскую икону Божией Матери (копию утраченного в годы войны чудотворного образа).
Открытие правосл. Гошевской обители совпало по времени с началом испытаний для Православия на Ивано-Франковщине. В кон. 80-х гг. ХХ в. на Зап. Украине начался драматический период конфессионального размежевания. Находившаяся после Львовского Собора 1946 г. под запретом и действовавшая подпольно Украинская греко-католич. Церковь (УГКЦ) в 1988-1989 гг. предпринимала активные действия для легализации. 20 нояб. 1989 г. Совет по делам религий при Совете министров УССР объявил о гос. регистрации греко-католич. приходов. Начался массовый переход общин из Московского Патриархата в унию. Одновременно мн. приходы примкнули к раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), в к-рой в 1990 г. была создана Галицкая и Ивано-Франковская митрополия. Как униаты, так и автокефалисты были едины в наступлении на Русскую Церковь, которое повсеместно развернулось на Зап. Украине.
20 дек. 1989 г. группа униатов вместе с представителями «комитета по защите Украинской католической Церкви» и «Народного руха Украины» во время богослужения в Воскресенском соборе, совершавшегося архиеп. Макарием, ворвалась в храм, изгнала правосл. верующих и захватила собор. Архиеп. Макарий отказался покинуть собор и вместе с 10 верующими объявил голодовку, продолжавшуюся 2 недели. Несмотря на это, 28 янв. 1990 г. Ивано-Франковский горисполком принял решение о передаче Воскресенского собора униатам. В кон. дек. 1989 г. нападению униатов подвергся Гошевский мон-рь, настоятель был тяжело ранен. 2 февр. 1990 г. униаты разгромили монашеские корпуса, сорвали двери Преображенского храма, были повреждены теплотрасса и водопровод, ведущие к мон-рю, братия осталась без тепла и воды. В селах около мон-ря начались поджоги домов православных.
Созыв Архиерейского Собора РПЦ 30-31 янв. 1990 г. в Москве был напрямую связан с осложнением религ. обстановки на Зап. Украине после легализации УГКЦ и возобновления автокефалистского раскола. Собор обратился к Правительствам СССР и УССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов» (цит. по: Петрушко. 2008. С. 188). После Собора была создана 4-сторонняя комиссия, в к-рую вошли представители Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви (УПЦ), Римско- и Греко-католических Церквей. 8-13 марта комиссия заседала во Львове, были выработаны взаимоприемлемые условия, на основании которых должно было произойти перераспределение храмов между православными и униатами. 12 и 13 марта 1990 г., во время работы комиссии, в Ивано-Франковске многочисленная группа униатов в сопровождении духовенства напала на здание правосл. ЕУ. 22 марта униаты объявили о недействительности решений 4-сторонней комиссии и вышли из ее состава, после чего кампания по захвату правосл. храмов на Зап. Украине развернулась с новой силой.
Сменивший на Ивано-Франковской кафедре 20 марта 1990 г. ушедшего на покой «до выздоровления» архиеп. Макария архиеп. Феодосий (Дикун) попытался активно выступить против притеснений правосл. верующих. Он был избран председателем общественного комитета защиты Православия. Усилиями комитета, в частности, была организована успешная оборона ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Самборе Львовской обл. от нападений униатов. Однако к тому моменту греко-католики получили практически неограниченную поддержку местных властей всех уровней, что стало следствием прихода в нач. 1990 г. в местные советы в зап. областях Украины представителей националистических движений, большинство к-рых декларировало поддержку униат. Церкви. 12 июня 1990 г. Ивано-Франковский обл. совет народных депутатов объявил о признании решений Львовского Собора «юридически и канонически неправомерными». К этому времени в Ивано-Франковске все 7 храмов были отобраны у православных: 6 оказались в руках униатов, 1 храм был занят автокефалистами. Верующим, оставшимся в юрисдикции Московского Патриархата, было предоставлено помещение бывшего детского сада. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. И.-Ф. е. в большей степени, нежели др. западнорус. епархии, пострадала от агрессии униатов и автокефалистов: если к 1 янв. 1992 г. в Тернопольской обл. действовало 273 правосл. прихода, во Львовской обл.- 166 приходов, то в Ивано-Франковской обл. сохранилось лишь 18 правосл. общин.
7 авг. 1991 г. управляющим И.-Ф. е. был назначен митр. Агафангел (Саввин) - решительный противник курса на автокефалию Украинской Церкви, взятого митр. Киевским и всея Украины Филаретом (см. Денисенко М. А.). Митр. Агафангел назначение не принял. Также не состоялся перевод на Ивано-Франковскую кафедру еще одного противника автокефалистской политики Филарета - Черновицкого и Буковинского еп. Онуфрия (Березовского), попытку назначения к-рого Филарет предпринял 7 сент. 1991 г. Черновицкая паства не отпустила еп. Онуфрия, указ о его переводе был отменен после Архиерейского Собора 31 марта - 5 апр. 1992 г. 25 июня 1992 г. в результате усилий Денисенко, изверженного из сана и лишенного всех степеней священства Архиерейским Собором РПЦ 11 июня 1992 г., была создана раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), к которой присоединилась значительная часть общин в Ивано-Франковской обл., ранее состоявших в юрисдикции УАПЦ.
Летом 1992 г. И.-Ф. е. пережила очередной натиск, на этот раз со стороны раскольников-филаретовцев. 22 июня на местном гос. телевидении филаретовский «Ивано-Франковский епископ» Варсонофий Мазурак призвал всех «нaциoнaльно сознательных» украинцев не допустить якобы готовившегося вывоза в Россию церковных ценностей из здания Ивано-Франковского ЕУ. После этого провокационного призыва обстановка вокруг ЕУ резко обострилась, около него собралось неск. десятков человек, в основном активистов националистических организаций, угрожавших расправой. При защите здания ЕУ пострадали правосл. священники Михаил Шувар, Адам Залецкий, Николай Богаченко и неск. мирян. В поддержку православных в Ивано-Франковске выступил Черновицкий еп. Онуфрий (Березовский), направивший телеграмму главе Ивано-Франковской обл. администрации Б. Павлыку с предупреждением о возможном приезде в Ивано-Франковск для защиты ЕУ неск. тыс. правосл. верующих с Буковины. После этого милиция вмешалась в ситуацию, и штурм здания ЕУ филаретовцами был пресечен.
В 90-х гг. притеснения местными властями канонического Православия в Ивано-Франковской обл. не ослабевали. 12 сент. 1994 г. горисполком передал здание Ивано-Франковского ЕУ общине УГКЦ. 26 авг. 1997 г. горисполком передал УПЦ КП единственный в городе правосл. молитвенный дом (Спасо-Преображенский храм), действовавший в помещении бывш. детского сада. Однако в последнем случае власти столкнулись с организованным сопротивлением правосл. верующих. Во все гос. инстанции Украины были направлены жалобы, была оповещена правосл. общественность Украины и России. После попыток филаретовцев в сер. янв. 1998 г. захватить молитвенный дом православно-патриотические организации Москвы 29 янв. и 2 февр. 1998 г. пикетировали посольство Украины в России. Инцидент приобрел широкий резонанс, и Ивано-Франковский горисполком был вынужден отменить свое решение и продлить срок аренды с общиной УПЦ. В таких трудных условиях в 1997 г. была осуществлена закладка правосл. кафедрального собора Рождества Христова в Ивано-Франковске. 19 окт. 2007 г. во епископа Ивано-Франковского и Коломыйского был хиротонисан Пантелеимон (Луговой). В 2004 г. в И.-Ф. е. действовали 28 приходов, в клире состояли 28 священнослужителей (25 священников, 3 диакона). В наст. время в Ивано-Франковске существует 2 правосл. храма: Спасо-Преображенский (кафедральный) и Свято-Васильевский.
К 2009 г. на территории Ивано-Франковской обл. насчитывалось 646 униат. приходов, 282 прихода УПЦ КП и 131 община УАПЦ.
архиеп. Антоний (Пельвецкий; 24 февр. 1946 - 3 февр. 1957, в сане архиепископа с 24 окт. 1954), архиеп. Иосиф (Савраш; 4 авг. 1957 - 12 окт. 1982, в сане архиепископа с 5 февр. 1965), архиеп. Макарий (Свистун; 12 окт. 1982 - 26 июня 1985, 4 окт. 1985 - 20 марта 1990), архиеп. Лазарь (Швец; 26 июня - 4 окт. 1985), архиеп. Феодосий (Дикун; 20 марта 1990 - 7 авг. 1991), еп. Онуфрий (Березовский; 7 сент. 1991 - 7 апр. 1992), еп. Иларион (Шукало; 7 апр.- 29 июля 1992), архиеп. Николай (Грох; 29 июля 1992 - 19 окт. 2007), еп. Пантелеимон (Луговой; с 19 окт. 2007).
Действующие: Тустанский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (женский, в Галичском р-не, основан в 1995) и Святой Троицы Дуконский (мужской, близ с. Пробойновка Верховинского р-на, основан в дек. 2003).
Упраздненные: Гошевский Спасо-Преображенский (мужской, близ с. Гошев Долинского р-на, известен с кон. XVI в., с XVIII в. принадлежал униатам, закрыт в 1946, возрожден в 1988 как православный, в 1990 захвачен униатами), Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит (мужской, близ Ивано-Франковска, основан в 1607, упразднен в 1785, в 1998 воссоздан как муж. мон-рь в юрисдикции УПЦ КП).