КОНФЕССИЯ
Том XXXVII , С. 471
опубликовано: 23 июля 2019г.

КОНФЕССИЯ

[от лат. confessio - исповедание], вероисповедание. В расширительном смысле употребляется как синоним слова «религия». В более узком - обозначает направления или школы внутри религий, напр., суннизм и шиизм в исламе, талмудизм и караимство в иудаизме, хинаяна и махаяна в буддизме. В нек-рых случаях К. называют также основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм, несторианство, монофизитство, однако в терминологически строгом употреблении словом «конфессия» могут быть названы любые христ. общины, именующие себя церквами и исповедующие различные вероучения, даже если расхождения между ними касаются единичных положений. Так, напр., лютеранские, пресвитерианские, евангелические и др. церкви, объединяемые принадлежностью к протестантизму, представляют собой разные христ. К. В большинстве случаев вероучительные расхождения между христ. общинами влекут за собой разрыв евхаристического общения или не позволяют такое общение установить.

С правосл. т. зр. полнотой церковности обладает лишь правосл. Церковь, тождественная единой, святой, соборной и апостольской Церкви, о к-рой говорится в Никео-Константинопольском Символе веры (381). Вопрос об отношении к этой Церкви различных христ. К. и о мере их церковности представляет собой сложную и отчасти дискуссионную даже в рамках правосл. богословия проблему (см. ст. Границы Церкви).

Термин «конфессия» вошел в употребление в связи с возникновением и последующим дроблением протестантизма, поскольку «исповеданием» (нем. Konfession; франц., англ. confession) часто называли символические книги, излагающие доктрину того или иного протестант. течения, напр. «Аугсбургское исповедание» 1530 г., «Галликанское исповедение» 1559 г., «Вестминстерское исповедание» 1647 г.

В ряде случаев доктринальные расхождения между христ. К. выражаются в содержательных разночтениях в символе веры. Так, напр., католицизм от православия помимо прочего отличает добавление к Символу выражения «и от Сына» (Filioque) в предложении, где речь идет об исхождении Св. Духа от Отца. В др. случаях вероучительные расхождения между К. не отражаются в символах веры, напр., старокатолич. церкви, являясь самостоятельными К., используют те же символы, что и католики, но не признают изменения, к-рым подверглось католич. вероучение на Ватиканском I Соборе, в частности отвергают учение о папской непогрешимости.

Центр тяжести при различении К., появляющихся в результате разделений общин верующих, лежит в вероучительной области. Разрыв евхаристического общения вслед. раскола, причиной к-рого могут быть обрядовые, канонические, политические и прочие не вероучительные по сути конфликты, не дает оснований для того, чтобы квалифицировать возникающие в результате новые религ. общины как К., поэтому, напр., ни обновленчество, ни автокефалистский раскол на Украине, ни старообрядчество не представляют собой отдельных К. Вместе с тем установление евхаристического общения в рамках экуменического движения, к-рое имеет место между разными протестант. общинами, не приводит к исчезновению конфессиональных различий между ними.

В практикие православной Церкви, в частности РПЦ, различают К. и секты. В Российской империи секты отличали от вероисповеданий, т. е. от К., по социологическому (относительная малочисленность приверженцев) и, главное, по юридическому фактору - нелегальный статус соответствующих религ. общин. В наст. время это различие проводится в основном по доктринальным основаниям ввиду радикального расхождения доктрин сект с вероучением, исповедуемым большинством К. той религии, принадлежность к к-рой декларируется приверженцами секты. Напр., в РПЦ сектами называются общины адвентистов, пятидесятников, Иеговы свидетелей, мормонов, молокан, хлыстов, в то время как баптизм, в Российской империи квалифицировавшийся как секта, ныне принято считать К.

К. следует отличать также от деноминаций, к-рые выделяются как по конфессиональному, так и по юрисдикционному принципу. Напр., на территории США существует большое число правосл. деноминаций в силу их принадлежности к разным Поместным Церквам, при этом между ними нет конфессиональных различий, и большинство из них поддерживают между собой каноническое и евхаристическое общение.

Лит.: Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. М., 1997; Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. М., 2008.
Прот. Владислав Цыпин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ религия или конфессия, а также принадлежность того или иного лица к религии
  • ДЕНОМИНАЦИЯ синоним вероисповедания, конфессии - см. Вероисповедание
  • КАТОЛИКОС традиц. титул иерархов, возглавляющих ряд автокефальных Церквей на Ближ. и Ср. Востоке
  • КИР часть титулования вост. духовенства, в т. ч. патриархов
  • КОЛЛОКВИУМЫ принятое в современной исторической науке наименование проходивших в период европейской Реформации религиозных собеседований, участниками которых первоначально были представители католицизма и протестантизма
  • МИССИОНЕРСТВО или миссия, одна из форм церковной деятельности, целью которой является обращение неверующих или иноверцев к вере во Христа