Ганс [нем. Conzelmann] (27.10.1915, Тайльфинген - 20.06.1989, Гёттинген), нем. протестант. теолог и библеист. Род. в небогатой семье, школьное образование получил благодаря помощи местного пастора. Учился на богословских фак-тах (1934-1938) в Тюбингене (с 1934) и Марбурге (с 1936), где большое влияние на него оказали Р. К. Бультман и Х. Ф. фон Зоден. По окончании ун-та был призван на военную службу, после тяжелого ранения, полученного во Франции, вернулся и, сдав богословский экзамен, стал ассистентом проф. Х. Тиликке в Тюбингенском ун-те. В 1951 г. в Гейдельбергском ун-те защитил диссертацию. После защиты 2-й (хабилитационной) диссертации в 1952 г. «Середина времени: исследование по богословию евангелиста Луки» (Die Mitte der Zeit: Studien zur Theologie des Lukas) стал доцентом на кафедре НЗ. С 1954 г. экстраординарный профессор в Цюрихе, с 1956 гг. ординарный профессор, 1960-1978 гг. профессор кафедры НЗ в Гёттингенском ун-те.
Как и в работах В. Марксена и Г. Борнкамма в книгах К. получил развитие метод анализа редакций синоптических Евангелий (см. в статьях Библеистика, Исагогика). Обе его диссертации посвящены богословию евангелиста Луки. Основная работа К. («Середина времени») вызвала дискуссию, во многом определившую научные исследования Евангелия от Луки во 2-й пол. XX в. По убеждению К., евангелист Лука творчески переосмыслил древние традиции, известные ему из Евангелия от Марка и из источника логий (см. в ст. Евангелие), в эсхатологической перспективе. К. показал, что у ап. Луки как в Евангелии, так и в Деяниях концепция истории является самостоятельной богословской концепцией, и с ее помощью евангелист интерпретирует факт «задержки парусии», т. е. объясняет необходимость для христиан найти свой образ жизни в ситуации, когда не исполнилась вера в скорое Второе пришествие Христа (т. е. в «продолжающемся времени Церкви»). Этот богословский акцент в повествовании евангелиста К. назвал «историей спасения» (Heilsgeschichte) и выделил 3 ее этапа: ветхозаветную эру (включая время Иоанна Крестителя), период служения Иисуса (время, свободное от власти сатаны) и время Церкви. Евангельские события в изображении Луки были, по убеждению К., «серединой времени». Задача, которую ставил исследователь,- с помощью анализа редакций восстановить богословие документа в его окончательном виде. К. применяет этот подход в исследовании богословия всего НЗ.