[лат. Copernicus, польск. Kopernik] Николай (19.02. 1473, Торунь - 24.05.1543, Фромборк), польск. математик, астроном, создатель гелиоцентрической модели устройства вселенной. Создание К. гелиоцентрической модели стало одним из ключевых моментов научной революции. Несмотря на формальное противоречие Библии, теория К. долгое время не была официально осуждена католической Церковью.
Отцом К. был краковский торговец Николай Коперник. К 1458 г. Коперник-старший обосновался в Торуне, где женился на Барбаре Ватценроде, дочери Лукаша Ватценроде, многолетнего выборного председателя городского суда; после его смерти (1462) Коперник-старший унаследовал эту должность. Когда в 1483 г. отец К. умер, покровителем семьи Коперников стал дядя К., Лукаш Ватценроде - младший.
К. получил начальное образование в школе при костеле св. Яна в Торуне. После смерти отца он продолжил обучение: по одним свидетельствам - в Влоцлавеке, по другим - в Хелмно, в школе голл. организации Братства общей жизни. Первым учителем-астрономом К. был Николай Вудка - гуманист, преподаватель Влоцлавской школы и Краковского ун-та. В 1491 г. К. поступил в Краковский ун-т, бывший на тот момент крупнейшим центром изучения естественных наук. На период обучения К. в Краковском ун-те пришлись открытие Х. Колумбом Америки, появление кометы в янв. 1492 г., частичное затмение солнца в 1493 г. В ун-те К. изучал трактат «О сфере» И. Сакробоско, геометрию (по «Началам» Евклида), теорию планетных движений, календарь Региомонтана (И. Мюллера), астрологию и «Четверокнижие» Птолемея. По окончании обучения К. не получил ученой степени, что было связано с желанием Лукаша Ватценроде, на тот момент епископа Вармийского, сделать его каноником капитула (это произошло, по-видимому, в 1495) - каноникам, не имевшим научной степени, полагался 3-годичный отпуск для завершения обучения с сохранением материального обеспечения. В 1496 г. К. отправился в Болонью для изучения светского и церковного права, а также математики и астрономии. В Болонье К. начал изучать древнегреческий язык (Grendler P. The Universities of the Italian Renaissance. Baltimore, 2002. P. 510) и познакомился с рядом мыслителей-гуманистов; для этого периода особенно важны общение и совместная работа с астрономом Д. М. Новарой, к-рый критически относился к господствовавшей тогда астрономии Птолемея.
В 1500 г. из-за близости военных действий К. уехал в Рим, по-видимому, для прохождения практики в папской курии; в том же году он сделал доклад в Римском ун-те Сапиенца, вероятно, на математико-астрономическую тему. В 1501 г. К. пришлось вернуться в Польшу и отчитаться перед капитулом Фромборка (каноником к-рого он был) за отсутствие. Затем он направился в ун-т Падуи для изучения медицины, вызывавшей его интерес, поскольку на то время пришелся расцвет медицинской астрологии, находившейся под влиянием восточной астрономической традиции (Siraisi N. Medieval and Early Renaissance Medicine: An Introd. to Knowledge and Practice. Chicago, 1990. P. 16). В 1503 г. К. получил докторскую степень по каноническому праву в Ферраре.
По возвращении К. в Польшу (не позднее 1507) еп. Лукаш Ватценроде добился для него статуса внешнего каноника капитула и сделал его своим секретарем и лейб-медиком. К. обосновался в епископской резиденции и по сути являлся правой рукой епископа в условиях крайней политической напряженности между Вармией и Тевтонским орденом: К. сопровождал Ватценроде на сеймиках, на переговорах и при дворе (1512).
В 1510 г. К. был назначен канцлером капитула, но приступил к своим обязанностям во Фромборке лишь в 1513 г. После смерти Ватценроде в 1512 г. К. не столько утратил могущественного покровителя, сколько унаследовал обширные связи своего дяди. В 1516 г. К. становится на 3 года управляющим владениями капитула в Ольштыне и Пененжно, а через год - комиссаром Вармии. В кон. 1520 г. К. вновь избран администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Во время войны между польск. кор. Сигизмундом и Тевтонским орденом К. стал управляющим Ольштына; благодаря принятым им оборонительным мерам ордену не удалось захватить город. В нач. 1521 г. в результате переговоров, в к-рых К. принимал участие, было заключено перемирие между Тевтонским орденом и Польшей, и Вармии были предоставлены гарантии безопасности от набегов рыцарей. После смерти еп. Фабиана Лузьянского в нач. 1523 г. К., как администратор владений капитула, становится фактическим управляющим всей Вармией.
К. занимался вопросом монетной реформы (в кон. 20-х гг. XVI в. принимал участие в ее обсуждении) и составлением карты Польши (1529, вместе с А. Скультети). Все это время К. не оставлял астрономических изысканий. На момент отъезда из Италии его волновали вопросы движения полюсов, неподвижности небес, центрального положения земли, вечности мира и обитаемости экватора (об этом свидетельствуют записи на полях принадлежавшей К. кн. «Сфера мира» Сакробоско). По-видимому, к 1530 г., когда сократилась его общественная деятельность, он закончил и работу над трактатом «О вращениях небесных сфер», к-рый, однако, тогда не был издан. На протяжении 30-х гг. XVI в. К. продолжал заниматься астрономией и медициной. В 1539 г. из Виттенберга к К. для лучшего знакомства с его теорией приехал Ретик (Г. И. фон Лаухен), сыгравший решающую роль в распространении его идей и в публикации трактата «О вращениях…». Вскоре после получения экземпляра издания этого труда К. скончался; похоронен в кафедральном соборе Фромборка.
«Малый комментарий» (Commentariolus) написан не позднее 1514 г.; при жизни К. не был издан, ходил в списках, к-рые К. распространял среди друзей и коллег (Rosen. 1971. Р. 343). После смерти К. «Малый комментарий» был надолго забыт, один из его списков был обнаружен лишь во 2-й пол. XIX в. и опубликован в 1878 г. «Малый комментарий» лишен математических доказательств и содержит раннюю версию коперниканской астрономии.
В 1524 г. К. написал «Послание против Вернера» - критику сочинения нем. математика и астронома И. Вернера (1468-1522) «Письмо о движении восьмой сферы». К. указал Вернеру на ошибки в вычислениях, однако критика не касалась его космологических убеждений.
Появление сочинений К. о чеканке монет связано с тем, что после окончания Тринадцатилетней войны в Польше Гданьск, Торунь и Эльблонг имели свои монетные дворы; постепенно содержание серебра в монетах уменьшалось, росли цены и падало благосостояние населения. Самым полным текстом К. на экономическую тему считается «Трактат о чеканке монет» (Monetae Cudentae Ratio), опубликованный в 1526 г. В нем К. сформулировал закон вытеснения полноценных денег неполноценными, известный как закон Коперника-Грешема.
К. выполнил перевод на латынь писем визант. автора VII в. Феофилакта Симокатты. Перевод К. был издан в 1509 г. в Кракове с заголовком: «Нравственные, сельские и любовные письма схоластика Феофилакта Симокатты в латинском переводе Николая Коперника, в Кракове, в типографии Иоанна Галлера, в год спасения нашего 1509». Текст писем сопровожден длинным стихотворением Вавженца (Лаврентия) Корвина, включающим посвящение Лукашу Ватценроде.
Коперник завершил свой главный труд к 1539 г. Трактат состоит из 6 книг: в 1-й и 2-й книгах описана модель гелиоцентрической вселенной - порядок расположения небесных тел относительно солнца и отношение между порядком планет и периодом их обращений; 3-я книга посвящена прецессии равноденствий; в 4-й описывается движение Луны; 5-я и 6-я соответственно описывают долготы и широты планет.
К. следует представлениям своего времени, согласно к-рым вселенная конечна и имеет сферическую форму, а все звезды расположены на звездной сфере и находятся на одинаковом расстоянии от центральной точки. Новым в модели К. было утверждение о том, что звездная сфера неподвижна (а не обращается вокруг Земли каждые сутки); напротив, Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, что и создает для наблюдателя эффект вращения звезд и Солнца. Кроме того, К. постулировал еще одно движение Земли - орбитальное вращение вокруг солнца с периодом в 1 год; т. о., Солнце в модели К. становится центром орбитального вращения Земли и др. планет. Доказательная база К. основывалась не на новых, а на уже хорошо известных в его время данных наблюдений: он смог показать, что его теория дает более простые и более точные объяснения существующим фактам.
Трактат был издан в 1543 г. И. Петреусом. Ретик намеревался самостоятельно руководить подготовкой к изданию, но ему это не удалось из-за необходимости вести преподавательскую деятельность в Лейпцигском ун-те. Ретик поручил проследить за изданием протестант. свящ. Андреасу Озиандеру (1498-1552), интересовавшемуся математикой и астрономией. Озиандер написал к трактату «О вращениях…» анонимное предисловие, в к-ром основные положения теории К. представлены как гипотезы. Это предисловие сгладило реакцию на сочинение, но было осуждено и Ретиком, и близким другом К. еп. Тидеманном Гизе.
Астрономические идеи К. были широко известны в Европе задолго до публикации трактата «О вращениях…». В 1533 г. кард. И. А. Видманнштеттер делал доклад при дворе папы Климента VII, в котором представил гелиоцентрический подход к вопросу устройства вселенной. Возможно, Видманнштеттер узнал об изысканиях К. от Теодориха фон Редена, представителя Вармийской епархии в Риме (Rosen. 1971. P. 387). Интерес к астрономическим новациям при папском дворе диктовался необходимостью календарной реформы. По мнению нек-рых исследователей, само создание гелиоцентрической модели мира К. было предпринято ради календарной реформы (Ravetz J. The Origin of the Copernican Revolution // Scientific American. 1977. N 236. P. 88-98), однако этот взгляд не находит подтверждения (Дмитриев. 2006. С. 223).
После публикации трактата «О вращениях...» не последовало никакой офиц. церковной реакции. Доминиканский богослов и философ Б. Спина, пользовавшийся особенным уважением папы, планировал заняться опровержением теории К., однако скончался в апр. 1547 г. Доминиканец-астроном Дж. М. Толозани, друг Спины, включил в свой трактат «О чистейшей истине Божественных Писаний, против человеческих ошибок» отрывок, посвященный критике учения К. с философских и теологических позиций. Работа Толозани осталась неопубликованной из-за его смерти в 1549 г. Аргументация Толозани опиралась на Свящ. Писание, в к-ром, по его мнению, имплицитно присутствует аристотелевское и птолемеевское понимание устройства вселенной. Для подтверждения своей т. зр. он привлек соответствующие библейские тексты, толкуя их в рамках принятой в то время геоцентрической модели (Еккл 1. 4-5; 2 Кор 12. 2). Вместе с тем он не считал необходимым подробно опровергать взгляды К., т. к. всякий, кто отступает от аристотелевского подхода, отступает от рациональных принципов понимания мира и впадает в заблуждение пифагорейцев, неправота к-рых была продемонстрирована уже Фомой Аквинским (Marzi. 1897; Omodeo. 2014).
Теория К. подвергалась критике и со стороны протестант. богословов из-за ее видимого несоответствия Библии. Имеется свидетельство об устной беседе М. Лютера, в которой он неодобрительно отозвался о взглядах К., не называя его по имени (он говорил о некоем «новом астрологе»). Лютер ссылался на библейский рассказ о битве израильтян в Гаваоне. Пока народ сражался, Иисус Навин воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» - после чего Солнце и Луна оставались на своем месте до окончания битвы (Нав 10. 12-13). Поскольку Иисус Навин приказал остановиться Солнцу, а не Земле, гелиоцентрическая модель К., по мнению Лютера, противоречит Писанию и потому не может быть верной (Kobe. 1998).
Ф. Меланхтон, познакомившийся с теорией К. в изложении Ретика, подверг ее критике в лекциях, опубликованных в 1549 г. По его мнению, гелиоцентрическая модель противоречит Свящ. Писанию и ее можно опровергнуть научно на основании учения Аристотеля о простом движении. Несмотря на это, Меланхтон одобрительно отзывался в своих лекциях о модели К. для движения Луны, а также использовал некоторые из его данных для своих расчетов. В следующем издании лекций Меланхтон смягчил критику взглядов К., и в целом его отношение было менее враждебным, чем у Лютера (Westman. 1975).
Впервые офиц. отрицательная реакция на сочинения К. со стороны католич. Церкви последовала значительно позже, в связи с осуждением Г. Галилея В 1616 г. соч. «О вращениях…» было внесено в Индекс запрещенных книг, однако в 1620 г. было снова разрешено после внесения в новое издание исправлений: из текста были изъяты утверждения о несомненности гелиоцентрического устройства вселенной.