КОПЬЕ СВЯТОЕ
Том XXXVII , С. 615-620
опубликовано: 27 июля 2019г.

КОПЬЕ СВЯТОЕ

Содержание

Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в.Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в. [Копье Лонгина, Копье св. Маврикия; лат. Sacra Lancea; нем. Heilige Lanze], реликвия, происхождение к-рой связывалось со Страстями Христовыми. Как правило, К. с. отождествляли с копьем, к-рым рим. воин пронзил тело Христа (Ин 19. 34), но в средние века существовали также предания о др. копье, якобы принадлежавшем мч. Маврикию, св. равноап. имп. Константину Великому или имп. Карлу Великому.

Копье Лонгина

Согласно Ин 19. 31-37, Понтий Пилат по просьбе иудеев велел перебить голени Христу и распятым с Ним разбойникам, чтобы они умерли до наступления субботы. Обнаружив, что Христос уже скончался, один из воинов решил удостовериться в этом, ударив Его копьем в грудь, «и тотчас истекла кровь и вода». Имя воина - Лонгин (вероятно, от греч. lVogch - копье) впервые названо в апокрифическом Евангелии от Никодима (IV в.- CANT, N 62). Согласно этому произведению, Лонгин ранил Христа до Его смерти, после того как воины предложили Ему выпить уксус и желчь. Предание о воине, к-рый пронзил тело Христа копьем, получило развитие в откровениях католич. мистика блж. Анны Катарины Эммерик († 1824): воин Кассий (настоящее имя Лонгина) из сочувствия к страданиям Христа не решился перебить Ему ноги, но с силой вонзил в Него копье, чтобы избавить Его от страданий. Из раны хлынули кровь и вода, залившие воину лицо; упав на колени, он во всеуслышание объявил, что уверовал в божественность Христа (Das bittere Leiden unsers Herrn Jesu Christi nach den Betrachtungen d. A. K. Emmerich. Sulzbach, 1834. S. 307-308).

Свидетельства о К. с., хранившемся в Иерусалиме, содержатся в трудах лат. авторов VI в. Согласно итинерарию (ок. 570), ложно приписываемому мч. Антонину из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия), «копье, которым ударили в бок Господа», находилось в базилике Св. Сиона (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 140. (CCSL; 175)). По-видимому, из этого источника заимствовано свидетельство Григория Турского (Greg. Turon. Glor. martyr. 6 // MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 42). Др. упоминание о К. с., к-рое хранилось в Иерусалиме, принадлежит Кассиодору († ок. 580) (Cassiod. Exp. ps. 86 // PL. 70. Col. 621). В VII-VIII вв. свт. Андрей, архиеп. Критский, впервые привел предание о том, что К. с. вместе с др. святынями было обретено равноап. Еленой, матерью имп. Константина Великого, во время раскопок на месте казни и погребения Христа (в более ранних источниках об этом не сообщается).

Обретение копья в Антиохии в 1098 г. Миниатюра из кн.: Mamerot S. Passages d’Outremer. Ок. 1474 г. (Paris. fr. 5594. Fol. 67v)Обретение копья в Антиохии в 1098 г. Миниатюра из кн.: Mamerot S. Passages d’Outremer. Ок. 1474 г. (Paris. fr. 5594. Fol. 67v)

Дальнейшие сведения о К. с. противоречивы. По свидетельству Адомнана, аббата Ионы, в 80-х гг. VII в. еп. Аркульф видел реликвию в Иерусалиме, где она хранилась в портике храма Гроба Господня (базилики Константина). Речь шла о целом копье, древко которого было расколото на 2 части (Adamnan's «De Locis Sanctis» / Ed. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 48-51). По др. сведениям, после разорения Иерусалима персами (614) К. с. было вывезено в К-поль. В Пасхальной хронике под 614 г. сообщается, что святыню доставили из Иерусалима в К-поль и на несколько дней выставили для поклонения в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. // PG. 92. Col. 987-990). Возможно, это свидетельство на самом деле относится к событиям 629-630 гг., когда византийцы одержали верх над персами и заставили их вернуть святыни, захваченные в Иерусалиме. По указанию имп. Ираклия часть Св. Креста, губку и К. с. скорее всего отправили для поклонения в К-поль, затем вернули в Иерусалим, но после взятия города арабами (637) снова вывезли в столицу империи (см.: Klein. 2001; Idem. 2006. S. 88). Впосл. К. с. хранилось в ц. Пресв. Богородицы Фара, построенной в сер. VIII в. и входившей в комплекс Большого дворца в К-поле. Об этом упоминается в трактате «О церемониях», составленном по указанию имп. Константина VII Багрянородного (944-959): обряд выхода императора в Великую пятницу включал поклонение К. с. (Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34); о реликвиях Фаросской церкви см.: Bacci M. Relics of the Pharos Chapel: A View from the Latin West // Восточнохрист. реликвии / Сост.: А. М. Лидов. М., 2003. С. 234-248). Самое подробное описание реликвии принадлежит Николаю Месариту (1201). По его свидетельству, К. с. имело «вид обоюдоострого меча... в форме крестного знамения», на его наконечнике были заметны следы засохшей крови (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники / Сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 204). Среди реликвий, обнаруженных крестоносцами в дворцовой капелле визант. императоров, Робер де Клари называл «железный наконечник от копья» (le fer de la Lanche - Робер де Клари. Завоевание К-поля / Пер.: М. А. Заборов. М., 1986. С. 59).

После взятия К-поля крестоносцами (1204) в Европу было доставлено неск. реликвий, которые, как считалось, были К. с. или его фрагментами. Так, К-польский имп. Генрих I (1206-1216) передал аббатству Клерво неск. визант. реликвариев «из сокровищ св. Елены, захваченных в Константинополе»; в одном из них находилась частица К. с. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae / Ed. P.-É.-D. Riant. Gen., 1878. Fasc. 2. P. 194). После закрытия монастыря во время Французской революции 1789-1799 гг. святыня хранилась в кафедральном соборе в Лангре. В XIX в. ее поместили в реликварий в виде фигуры ангела с копьем в руках (в 2011 частица К. с. была похищена из ризницы собора).

Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин)Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин)

Среди реликвий, доставленных в 1205 г. из К-поля в Суасон еп. Нивелоном (1175-1207), была «часть острия, которым пронзили Господа» (Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 8). В Кливлендском музее искусств (США) хранится готический реликварий-ставротека, датированный 1214 г. (изготовлен скорее всего в рейнских землях). Согласно надписи, в числе находившихся в нем святынь была частица «копья Господня».

Несмотря на распространение фрагментов К. с., хранившихся в церквах и мон-рях Европы с XIII в., считалось, что основная часть реликвии по-прежнему находилась в К-поле. С 1238 г. франц. кор. Людовик IX Святой выкупил у имп. Балдуина II значительную часть святынь, ранее хранившихся в Фаросской церкви, в т. ч. наконечник К. с. Акт передачи реликвий был подписан императором в июне 1247 г. (Ibid. 1878. Fasc. 2. P. 133-135). Перенесение святынь, среди к-рых наибольшее значение придавалось терновому венцу Христа, описано в ряде источников (напр.: Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 45-56; 1878. Fasc. 2. P. 241-258; Journal des Savants. 1885. P. 295-302). Так, Матвей Парижский в «Великой хронике» уточнил, что доставленное в Париж К. с. представляло собой наконечник копья (Matthaei Parisiensis Chronica majora / Ed. H. R. Luard. L., 1877. Vol. 4. P. 90-92). Для хранения святынь при королевском дворце в Париже была возведена Св. капелла (Сент-Шапель); празднование в честь хранившихся там реликвий совершалось 30 сент. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae. 1878. Fasc. 2. P. 47-49). К. с. находилось в византийском реликварии в форме креста, инкрустированном по краям драгоценными камнями. В 1791 г. святыни из Св. капеллы перевезли в аббатство Сен-Дени; в 1793 г. бóльшая часть реликвариев была переплавлена, но некоторые предметы передали в Кабинет медалей Национальной б-ки. Среди них было К. с., последнее свидетельство о котором относится к 1796 г. В 1804 г. терновый венец и др. уцелевшие реликвии были переданы в кафедральный собор Нотр-Дам, но К. С. признали утраченным ([Gosselin J. E. A.] Notice historique et critique sur la sainte couronne d'épines de Notre Seigneur Jésus-Christ. P., 1828. P. 158-159, 161).

Во время 1-го крестового похода (1096-1099) в Антиохии была обретена др. реликвия, к-рую считали К. с. Вскоре после взятия города крестоносцами (10 июня 1098) провансалец Петр Варфоломей сообщил о сокрытой в городе святыне руководителям похода, папскому легату Адемару из Монтёя, еп. Ле-Пюи (1077-1098), и гр. Раймунду IV Тулузскому. По словам Петра Варфоломея, ему неоднократно являлся ап. Андрей с повелением рассказать крестоносцам о К. с., спрятанном в соборной ц. св. Петра, к-рую сарацины использовали как мечеть. Провансалец был известен как лжец и обманщик, поэтому еп. Адемар скептически отнесся к этому рассказу, но гр. Раймунд проявил интерес и велел провести раскопки в указанном месте. На протяжении неск. часов поиски не давали результата, и реликвия была обретена только после того, как в яму спустился Петр Варфоломей. Несмотря на позицию еп. Адемара, считавшего обнаружение К. с. обманом, это событие воодушевило крестоносцев и вост. христиан, живших в городе. Самый подробный рассказ об обретении реликвии приведен Раймундом из Агилера, капелланом гр. Раймунда и очевидцем этого события. Капеллан Раймунд выносил К. с. к войску во время сражения с Кербогой, атабеком Мосула, в котором крестоносцы одержали победу (28 июня 1098). Однако дальнейшие действия Петра Варфоломея, который, ссылаясь на полученные откровения, пытался оказывать влияние на политику руководителей крестового похода, заставили мн. крестоносцев усомниться в его честности. Оскорбленный их недоверием, Петр Варфоломей вызвался пройти ордалию и через неск. дней умер от полученных травм. Мн. современники, в т. ч. историки 1-го крестового похода Фульхерий Шартрский и Альберт Ахенский, выражали скептическое отношение к подлинности К. с. По их мнению, почитание реликвии укреплял прежде всего гр. Раймунд, преследовавший корыстные цели (Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana (1095-1127) / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 235-241; Albert of Aachen. Historia Ierosolimitana = History of the Journey to Jerusalem / Ed. S. B. Edgington. Oxf., 2007. P. 316, 320, 378, 604). Впосл. К. с. находилось во владении графа, к-рый вынес его к войску перед битвой при Мерзифоне (1101). По-видимому, именно эту реликвию Понтий из Мельгея, аббат Клюни, нес перед войском крестоносцев в битве при Йибне (1123) (MGH. SS. T. 6. P. 379; подробнее см.: Runciman C. A History of the Crusades. Camb., 1987r. Vol. 1. P. 241-247, 253-254, 273-274; см. также: A History of the Crusades / Ed. K. M. Setton. Madison (Wisconsin) etc., 19692. Vol. 1. P. 320-325, 356).

Частица К. С. наряду с др. реликвиями хранилась в папской капелле св. Лаврентия («Святая святых») в комплексе Латеранского дворца. Об этой святыне сообщается в «Описании Латеранской базилики» в редакции Иоанна Диакона (2-я пол. XII в.) и в перечне реликвий, составленном в 1624 г. Л. Бонинконтри (Lauer P. Le trésor du Sancta Sanctorum // Monuments et mémoires publiés par l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. P., 1906. T. 15. P. 29, 35).

Копье святое (Венская сокровищница)Копье святое (Венская сокровищница)

В XIV-XV вв. в К-поле хранилась др. реликвия, которую считали К. с. По свидетельству европ. и рус. путешественников, святыни, связанные со Страстями Христовыми, находились в Манганском монастыре, а с кон. XIV в.- в мон-ре св. Иоанна Крестителя в Петре (Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 132-133, 140-141, 160-161, 186-189, 216-218, 342-344, 368-369). Самое подробное описание К. с. принадлежит Рую Гонсалесу де Клавихо, к-рый в нач. XV в. видел «железо от копья... и было оно тонко и остро, как шип или стрела, а в месте, где насаживалось на древко, продырявлено; длина его, возможно, одна пядь и два дюйма. На конце острия виднелась кровь...». Реликвия была вставлена в «позолоченную дощечку» вместе с фрагментами трости и губки, при помощи к-рых Христа поили уксусом и желчью (Реликвии в Византии и Др. Руси. 2006. С. 240). После завоевания К-поля османами путешественник Перо Тафур вспоминал о К. с., к-рое он видел в 1437-1438 гг. в соборе Св. Софии (Там же. С. 244). По-видимому, именно эту реликвию в 1492 г. султан Баязид II (1481-1512) подарил папе Римскому Иннокентию VIII в благодарность за то, что понтифик удерживал при папском дворе его младшего брата и соперника Джема. Появление «нового» К. с. насторожило кардиналов, т. к. в Европе хранилось несколько аналогичных реликвий; высказывалось мнение, что султан предлагал папе Римскому фальшивую святыню, чтобы поглумиться над христианской верой. В качестве предосторожности папские посланники встретили османскую делегацию в Анконе, но после длительного обсуждения папа Иннокентий VIII принял решение организовать торжественную встречу К. с. в Риме (Mély. 1904. P. 44-45; Setton. 1978. P. 425-430). Реликвию поместили в ризнице римской базилики св. Петра; после строительства нового храма для нее была устроена особая капелла в северо-восточном подкупольном столпе, в нише которого установили мраморную статую св. Лонгина, изготовленную в 30-х гг. XVII в. Дж. Л. Бернини. Изучение ватиканского К. с. показывает, что оно было изготовлено скорее всего в XI в. Не исключено, что именно эта реликвия была обнаружена крестоносцами в Антиохии (Schulze-Dörrlamm. 2010. S. 134-138).

Согласно арм. традиции, К. с. хранилось в монастыре Гегард, название которого связано с этой реликвией (в наст. время святыня находится в Эчмиадзине). По преданию, святыню привез в Армению ап. Фаддей. Вопрос о происхождении и датировке реликвии остается дискуссионным. Высказывалось предположение, что арм. К. с.- реликвия, обретенная в Антиохии (Mély. 1904. P. 50-63). Форма и декор реликвии из Гегарда позволяют предположить, что она была изготовлена в VII в. в Византии (Schulze-Dörrlamm. 2010. S. 139-140).

Наличие нескольких реликвий, именовавшихся К. с., способствовало возникновению сомнений в их подлинности. Так, во время пребывания в Нюрнберге Тафуру показали «железное копье длиной в локоть», по преданию, привезенное имп. Карлом Великим из Иерусалима. Тафур, ранее видевший К. с. в К-поле, сделал неосторожное замечание относительно этой реликвии, вызвавшее гнев местных жителей (Реликвии в Византии и Др. Руси. М., 2006. С. 244-245). Впосл. к теме многочисленных предметов, которые связывали с земной жизнью Христа, обращались протестантские авторы, критиковавшие католич. почитание реликвий. Так, Жан Кальвин в «Трактате о реликвиях» отмечал, что ему было известно о 4 реликвиях, именовавшихся К. с.; они хранились в Риме, в Париже, в мон-ре Нотр-Дам-де-ла-Тенай в Сентонже и в мон-ре Ла-Сов-Мажёр близ Бордо (Calvin J. Traité des reliques / Éd. A. Autin. P., 1921. P. 118, 133).

Копье св. Маврикия

В средневековой европ. традиции существовали предания о К. с., некогда принадлежавшем св. Маврикию, Константину Великому или Карлу Великому. Эти предания могли восходить к воспоминаниям о «реликвиях от Гроба Господня», которые в 799 г. преподнес Карлу Великому посланник Иерусалимского патриарха (Annales regni Francorum / Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 108-109. (MGH. Script. Rer. Germ.; [6])). Впосл. возникла легенда о том, как Карл Великий совершил паломничество в К-поль и привез оттуда наконечник К. с. (копья Лонгина), к-рый вместе с частицей копья св. Маврикия был вмонтирован в рукоять т. н. меча Карла Великого (франц. epée Joyeuse) (Coulet. 1907). Считалось, что наследники императора владели копьем-реликвией, но сведения о нем были неточными и противоречивыми. Так, согласно Уильяму из Малмсбери, Гуго Великий (герцог франков в 936-956) направил кор. Англии Ательстану (924/5-939) щедрые дары, среди к-рых были меч Константина Великого, копье, которым Карл Великий сражался с сарацинами, и знамя (vexillum) св. Маврикия (Willelmi Malmesbiriensis De gestis regum Anglorum. II 135 // Willelmi Malmesbiriensis monachi De gestis regum Anglorum libri quinque / Ed. W. Stubbs. L., 1887. Vol. 1. P. 150-151). В перечне святынь кафедрального собора в Эксетере (XI в.) среди реликвий, подаренных собору кор. Ательстаном, названа частица К. с. (см.: Loomis. 1950; Keynes S. King Athelstan's Books // Learning and Literature in Anglo-Saxon England: Studies Presented to P. Clemoes on the Occasion of His 65th Birthday. Camb., 1987r. P. 194-195).

В Свящ. Римской империи К. с. называли инсигнию герм. королей и императоров. Как правило, ее не отождествляли с копьем, которым римский воин пронзил тело Христа, однако, по преданию, в нее были вмонтированы гвозди, использованные при распятии Христа. Инсигния хранится в Венской сокровищнице; ее копия, подаренная имп. Оттоном III польск. кн. Болеславу I Храброму,- в музее кафедрального собора на Вавеле в Кракове (краковское К. с. содержит частицу св. гвоздя). Венское К. с. представляет собой наконечник стального копья длиной 50,7 см, сломанный посередине и скрепленный железными и серебряными накладками, поверх к-рых наложено покрытие из листового золота. На серебряных накладках, созданных при имп. Генрихе IV (1084-1106), сохранилась посвятительная надпись; золотое крепление было добавлено при имп. Карле IV (1355-1378). Материал и форма копья указывают на то, что предмет был изготовлен в VII-VIII вв. Во 2-й пол. VIII в. или нач. IX в. в верхней части наконечника было сделано отверстие, в к-рое вмонтировали и закрепили серебряной проволокой железный шип (по преданию, фрагмент св. гвоздя). Происхождение и первоначальная форма шипа не установлены. Возможно, это был обоюдоострый шип в виде 2 гвоздей, скрепленных шляпками, или бронзовый медицинский зонд.

Копье святое. IX в. (ризница кафедрального собора на Вавеле, Краков)Копье святое. IX в. (ризница кафедрального собора на Вавеле, Краков)

Самое раннее упоминание о герм. К. с. содержится в «Антадопосисе» Лиутпранда Кремонского. Приведя легенду о том, что К. с. некогда принадлежало имп. Константину Великому, историк выразил скептическое отношение к этим сведениям (1-м достоверно известным ему владельцем инсигнии был гр. Самсон из Сев. Италии). Во время восстания против кор. Беренгария Фриульского (888-924) североитал. знать пригласила на царство Рудольфа II, кор. Бургундии (912-933), к-рому вручили К. с. как символ власти (Brackmann. 1937; Hlawitschka. 1960). По свидетельству Лиутпранда, благодаря этой реликвии Рудольф II одержал победу над войском герм. кор. Генриха I Птицелова (919-936). Впосл. Генриху I удалось получить К. с. от Рудольфа II в обмен на земли в Швабии и крупную денежную выплату. Видукинд Корвейский утверждал, что К. с. находилось во владении герм. короля уже при Конраде I (911-918), но это свидетельство скорее всего ошибочно (Hofmeister. 1908; Schramm. 1955). Согласно Лиутпранду, со времени Генриха I К. с. хранилось в Германии и рассматривалось как символ власти королей и императоров. Однако описанный историком предмет не полностью соответствует реликвиям, хранящимся в Вене и Кракове: на наконечнике, имевшем «в середине... отверстия по обеим его сторонам», были закреплены 2 св. гвоздя, сложенные в форме креста (Лиутпранд Кремонский. Антаподосис: Книга об Оттоне: Отчет о посольстве в К-поль / Изд. подгот., пер.: И. В. Дьяконов. М., 2006. С. 84-85).

С XI в. происхождение К. с. связывалось со св. Маврикием. Исследователи вслед за А. Бракманном полагают, что новая атрибуция утвердилась вслед. попытки устранить память об итал. происхождении инсигнии и, напротив, связать реликвию с почитанием св. Маврикия как покровителя герм. королей и императоров (почитание св. Маврикия получило широкое распространение в герм. землях при кор. Оттоне I Великом (936-973; император с 962)) (Brackmann. 1937; Idem. 1943). Позднее высказывалось также мнение об идентичности К. с. и копья Лонгина, но оно не получило признания. В трудах авторов X-XI вв. К. с. рассматривалось как важный атрибут имп. власти наравне с короной; оно символизировало власть императора как старшего христ. правителя и как защитника Церкви, а также власть над отдельными регионами империи - Бургундией, Германией или Италией. Согласно П. Э. Шрамму, К. с. выносили перед императором во время торжественных процессий, в т. ч. при шествии в Рим для имп. коронации, а также в сражениях, особенно с языческими народами; его также могли использовать во время принесения присяги. В ритуале коронации К. с. не использовали (единственный известный пример - церемония коронации Генриха II как короля Германии (Римского короля) в 1002).

После XII в. К. с. рассматривали не столько как символ имп. власти, сколько как христ. реликвию. Возрождение интереса к нему со стороны герм. правителей связано с противостоянием Карла IV Люксембурга (1346-1378, император с 1355) и Людовика IV Баварского (1314-1347, император с 1328). Поскольку имп. корона находилась во владении баварской династии Виттельсбахов, Карл IV велел перенести К. с. в Прагу, где находилась его резиденция. В 1424 г. в связи с угрозой нападения гуситов по указанию чеш. кор. Сигизмунда I (1419-1437, император с 1433) инсигния была доставлена в Нюрнберг, где хранилась до 1796 г. В период наполеоновских войн имп. регалии были вывезены в Регенсбург, а в 1800 г.- в Вену (с 1938 по указанию А. Гитлера инсигнии хранились в Нюрнберге и были возвращены в Вену американскими военными властями в 1946).

Лит.: Mély F., de. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. P., 1904. P. 23-163; Coulet J. Études sur l'ancien poème français du Voyage de Charlemagne en Orient. Montpellier, 1907; Hofmeister A. Die heilige Lanze ein Abzeichen des alten Reichs. Breslau, 1908; Beurlier E. Lance // Dictionnaire de la Bible. P., 1912. T. 4. Pt. 1. Col. 63-70; Brackmann A. Die politische Bedeutung der Mauritius-Verehrung im frühen Mittelalter // SPAW. 1937. Bd. 30. S. 279-305; idem. Zur Geschichte der heilige Lanze Heinrichs I // DA. 1943. Bd. 6. S. 401-411; Holtzmann W. König Heinrich I und die heilige Lanze: Krit. Untersuch. zur Aussenpolitik in den Anfängen des Deutschen Reiches. Bonn, 1947; Loomis L. H. The Holy Relics of Charlemagne and King Athelstan: The Lances of Longinus and St. Mauricius // Speculum. Camb. (Mass.), 1950. Vol. 25. N 4. P. 437-456; Schramm P. E. Die «heilige Lanze»: Reliquie und Herrschaftszeichen des Reiches und ihre Replik in Krakau: Ein Überblick über die Geschichte der Königslanze // Idem. Herrschaftszeichen und Staatssymbolik: Beiträge zu ihrer Geschichte vom III. bis zum XVI. Jh. Stuttg., 1955. Tl. 2. S. 492-537; Wegener W. Die Lanze des heiligen Wenzel: Ein Versuch zur Geschichte der mittelalterlichen Herrschaftszeichen // ZSRG.G. 1955. Bd. 72. S. 56-82; Uhlirz M. Zur Geschichte der Mauritiuslanze, der sacra lancea imperialis // Ostdeutsche Wissenschaft: Jb. des ostdeutschen Kulturrates. Münch., 1958. Bd. 5. S. 99-112; Hlawitschka E. Franken, Alemannen, Bayern und Burgunder in Oberitalien (774-962). Freiburg i. Br., 1960; Frolow A. La relique de la Vraie Croix: Rech. sur le développement d'un culte. P., 1961; Hörle J. Die sogenannte «Beschreibung der heilige Lanze» bei Liutprand von Cremona (Antapodosis. IV 24 u. 25) // Archiv f. mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 1962. Bd. 14. S. 63-80; Bühler A. Die heilige Lanze: Ein ikonographischer Beitrag zur Geschichte der deutschen Reichskleinodien // Das Münster. Münch., 1963. Bd. 16. N 3/4. S. 86-116; Hauck K. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber: Mit der Mitteilung der mikrochemischen Analyse der Heiligen Lanze in Wien von H. Malissa // FS f. W. Schlesinger / Hrsg. H. Beuman. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-353; Setton K. M. The Papacy and the Levant (1204-1571). Phil., 1978. Vol. 2; Goetz H.-W. Die heilige Lanze // LexMA. Bd. 4. Sp. 2020-2021; Warner D. A. The Cult of St. Maurice: Ritual Politics and Political Symbolism in Ottonian Germany. Los Ang., 1989; Bouzy O. Les armes symboles d'un pouvoir politique: L'épée du sacré, la Sainte Lance, l'Oriflamme, aux VIIIe-XIIe siècles // Francia. Sigmaringen, 1995. Bd. 22. N 1. S. 45-57; Dalewski Z. Die Heilige Lanze und die polnischen Insignien // Europas Mitte um 1000: Beiträge zur Geschichte, Kunst und Archäologie / Hrsg. A. Wieczorek, H.-M. Hinz. Stuttg., 2000. Bd. 2. S. 907-911; Worm P. Die Heilige Lanze: Bedeutungswandel und Verehrung eines Herrschaftszeichens // Arbeiten aus dem Marburger Hilfswissenschaftlichen Institut / Hrsg. E. Eisenlohr, P. Worm. Marburg, 2000. S. 179-216; Klein H. A. Niketas und das wahre Kreuz: Krit. Anmerkungen zur Überlieferung des Chronicon Paschale ad annum 614 // BZ. 2001. Bd. 94. N 2. S. 580-587; idem. Sacred Relics and Imperial Ceremonies at the Great Palace of Constantinople // Visualisierungen von Herrschaft: Frühmittelalterliche Residenzen - Gestalt und Zeremoniell / Hrsg. F. A. Bauer. Istanbul, 2006. S. 79-99. (Byzas; 5); Die Heilige Lanze in Wien: Insignie, Reliquie, «Schicksalsspeer» / Hrsg. F. Kirschwegner. W., 2005; Nickell J. Relics of the Christ. Lexington, 2007. P. 106-110; Will M. Die «heiligen Lanzen» von Poing: Neues zu einem langobardischen Lanzentyp // Acta Praehistorica et Archaeologica. B., 2007. Bd. 39. S. 181-193; Schulze-Dörrlamm M. Heilige Nägel und heilige Lanzen // Byzanz - Das Römerreich im Mittelalter / Hrsg. F. Daim, J. Drauschke. Mainz, 2010. Tl. 1. S. 97-171; eadem. Die Heilige Lanze in Wien: Die Frühgeschichte des karolingisch-ottonischen Herrschaftszeichens aus archäologischer Sicht // Jb. des Römisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz. 2011. Bd. 58. N 2. S. 707-742.
Н. А. Ломакин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
  • АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот
  • АМИНЬ богослужебная формула
  • АМФИПОЛЬ древн. город в Македонии, на вост. берегу р. Стримон, кот. посетил ап. Павел