[Греч. Λυκία; лат. Lycia], древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви. Название Л. происходит от малоазийского племени ликийцев. Л. представляет собой большой гористый полуостров, образованный зап. отрогами хребта Тавр и простирающийся от бухты Телмесс (ныне Фетхие) на западе, где Л. граничит с областью Кария, до Атталийского зал. (ныне Анталья) на востоке, где начинается низменная приморская область Памфилия. Сев. граница Л. проходила по линии Телмесс - Кибира (близ совр. Гёльхисара) - Атталийский залив. Преимущественно горный ландшафт Л. прорезают образующие долины реки (с запада на восток) Ксанф (ныне Эшен), Мир (ныне Демре), Финик, Лимир (ныне Алакыр), Ариканд и др. Область традиционно разделяется на 3 региона: Восточная, Центральная (или Южная) и Западная Л. Береговая линия Л. изрезана множеством маленьких бухт с прилегающими островками, основой экономики Л. был рыбный промысел. Плодородные равнины находились только у побережья в устьях рек. Л. с трудом обеспечивала себя зерном и всегда зависела от импорта хлеба. В горной части Л. в основном разводили мелкий рогатый скот, занимались огородничеством и садоводством.
Изначально развитие Л. во многом определяло Средиземное м.; его район близ побережья Л. в античности называли Ликийским м. Сами ликийцы, народ хетто-лувийского происхождения, заняли Л., переселившись с Крита. Соседние народы в древности называли ликийцев термилами. В Л. существовали колонии финикийцев Феникунт (Финик) и родосцев (Мегиста, Родиаполь, Коридалла, Гаги и Фаселида). Ок. 540 г. до Р. Х. Л. была завоевана персами. В 470 г. до Р. Х., в ходе греко-персидских войн, область отнял у персов греч. Делосский (позднее Афинский) морской союз. Однако после серии новых войн по Царскому миру 386 г. до Р. Х. греки вернули Л. персам, к-рые включили ее в состав сатрапии под управлением карийского династа Мавсола. В 334 г. до Р. Х. Л. завоевал Александр Македонский. После его смерти областью владел Антигон Одноглазый (323-309), затем она вошла в состав Египетского царства Птолемеев (309-197), потом Восточного царства Селевкидов (197-187) и по решению Рима была под управлением о-ва Родос (187-168).
В результате 3-й римско-македонской войны в 168 г. до Р. Х. Рим провозгласил Л. свободной, и это событие открыло эпоху наивысшего ее процветания. Основу политического управления Л. составил союз (κοινóν) полисов, который впервые упоминается в источниках с 182-180 гг. до Р. Х. В союз входили не менее 36 полисов (по Плинию Старшему: Plin. Sen. Natur. hist. V 101, в нек-рые периоды их число достигало 70). Среди них выделялись несколько крупных: Ксанф, Патары, Миры, Тлос. Т. о., Л. всегда характеризовало наличие множества городов, напр., в визант. эпоху в регионе было до 45 христ. епископских кафедр. Из-за недостатка земли эти города и даже села часто входили в симполитии. В 84 г. до Р. Х. рим. полководец Сулла признал независимость Ликийского союза, а к Л. были присоединены также города Балбура, Бубон и Эноанда. Однако Восточная Л. в это время находилась в союзе с пиратами и царем Понта Митридатом VI Евпатором, и после победы римлян часть ее территории была объявлена римлянами ager publicus (собственностью гос-ва). Л. также пострадала в период гражданских войн в Риме: в 42 г. до Р. Х. здесь активно действовали войска Брута.
В 43 г. по Р. Х. из-за мятежей, в к-рых были убиты римляне, имп. Клавдий лишил Л. свободы и превратил ее в рим. провинцию с центром в Патарах. При имп. Веспасиане Л. была объединена с провинцией Памфилия (до 74-76 гг.), центром стал г. Перга. При имп. Адриане (117-138) к этой провинции присоединены также Центр. и Юж. Писидия. В 131 г. Л. посетил имп. Адриан, что сопровождалось выделением крупных средств на общественное строительство (построен гранарий в Андриаке). В 141 г. Л. сильно пострадала от землетрясения, после к-рого богач Опромоас из Родиаполя восстановил за свой счет здания в 30 городах провинции. В кон. II в. в Л. и Памфилии появилось много разбойников; в основном это были исавры и писидийцы, жившие в горах. Исавры совершали нападения и в III-V вв., разоряя преимущественно незащищенные поселения.
Между 314 и 325 гг. в рамках провинциальной реформы Л. была выделена в отдельную провинцию в составе диоцеза Асия префектуры Восток. Во главе провинции был поставлен praeses (с 1-й пол. V в.- consularis), чьей резиденцией стал г. Миры. В сер. V в. в Л., согласно Иероклу, было 35 городов. Римское адм. членение «город - село - деревня» сохранялось по крайней мере до сер. VI в. В 365 г. во время борьбы с Гомоарием, полководцем узурпатора Прокопия, Л. посетил имп. Валент. Особенно хорошо к Л. относился имп. Маркиан (450-457), которого вылечили здесь в 421/2 г. сидимские врачи Татиан и Юлий. Во время его правления они были назначены соответственно префектом К-поля и наместником Л. В Мирах были построены новые стены, в Западной Л. основан г. Маркианополь. В 529 г. Миры пострадали от землетрясения, а в 542 г.- от эпидемии бубонной чумы (остальная часть провинции была затронута эпидемией в меньшей степени).
В нач. VII в., в период византийско-персидской войны, в Л., служившей перевалочным пунктом транзитной торговли между Египтом и К-полем, начался кризис. Окончательно эта торговля прекратилась после захвата арабами Египта и Александрии в 642 г., хотя коммеркий Л. сохранялся и в VIII в. В сер. VII в., в период создания византийских фем в М. Азии, Л. первоначально, вероятно, вошла в состав фемы Анатолик. В 655 г. флот визант. имп. Константа II потерпел сокрушительное поражение от арабов в бухте Финика; в 666 г. араб. флот Абдаллы ибн Кайса уже зимовал в бухтах Л.; в 677/8 г. арабское войско Суфьяна ибн Афва высадилось в Л. и осадило некий город у моря (название неизвестно), но потерпело поражение от визант. войска патрикиев Флора, Петроны и Киприана; отступающий араб. флот был уничтожен греч. огнем. После нек-рого перерыва, в 715 г., арабы снова высадились у Финика, который благодаря окрестным лесам был важнейшим центром кораблестроения. Визант. имп. Анастасий II посетил Телмесс, укрепил его и переименовал в Анастасиополь.
При имп. Льве III до 732 г. друнгариат Кивирреотов, названный так по памфилийской Кивире и входивший в состав флота Каравасианов, был превращен в визант. морскую фему с резиденцией стратига (с кон. XI в.- дукса) в Атталии. В Х в. эта фема тянулась вдоль побережья М. Азии от Милета до Анемурия и временами доходила до Корика. Центр фемы находился на о-ве Родос, но главной гаванью стала Атталия. Старое деление этих областей на провинции Л. и Памфилия сохранялось в структуре церковной иерархии и в налоговой сфере. В Мирах находился диикит, ответственный за сбор налогов в Л. Флот фемы надежно защищал Л., и в эти столетия она страдала от нападений арабов меньше многих других областей М. Азии. Однако изредка арабы, в т. ч. критские пираты, все же нападали на нее. Фема просуществовала до кон. XII в. и к этому времени сократилась до нескольких городов: Макры, Миры, Атталиа, Сида и Калон-Ороса. Ок. 1127 г. из ее состава на севере была выделена фема Миласса.
После разгрома византийцев при Манцикерте в 1071 г. началось стремительное продвижение тюрок-сельджуков в М. Азию, и вскоре они дошли до Л., однако первоначально не смогли поставить ее под контроль. В 1087 г. жители Миры из страха перед тюрками убежали в расположенную в 12 стадиях от города крепость. Задачу охраны побережья стал выполнять назначенный ок. 1100 г. дуксом фемы Кивирреотов Евмафий Филокал, к-рый отремонтировал укрепления в Аперлах, Кавне, Макре, Патарах и Мирах, в результате чего удалось вытеснить тюрок из Л. внутрь материка. Но в 1113 г. тюрки захватили Миры, убив местных жителей и возвращавшихся домой крестоносцев, взяв пленных и захватив богатую добычу. Они снова угрожали Мирам в 1179 г. С кон. XII в. в Л. появились итальянские торговые фактории: генуэзская - в Восточной Л., пизанская - в Финике, позднее венецианская - также в Восточной Л.
Нет сведений о том, кому досталась Л. после раздела Византийской империи между крестоносцами в 1204 г., но уже в 1207 г. принадлежавшую госпитальерам Атталию заняли тюрки. В Л. они жили в основном вне городов (единственная их городская постройка до XV в.- киоск в Кемере). Западная Л. и Кария принадлежали никейским императорам, но были окончательно потеряны византийцами в кон. XIII в. и перешли под власть тюркских эмиров из рода Ментеше. Восточной Л. в XIV в. правили туркменские эмиры из рода Теке. В 1361 г. кипрский король захватил Атталию, а в 1362 г. осадил турок в Мирах, захватил крепость и сжег ее. В 1399 г. Атталию занял османский султан Баязид I. В 1402 г. Л. разорили войска Тимура. Западную Л. с Макрой османы заняли до 1426 г. В 1472 г. они начали войну с владевшими Памфилией Караманидами, но на следующий год союзники последних венецианцы овладели Макрой. Л. осталась османской, и только о. Мегиста до 1522 г. принадлежал арагонцам.
В античности религиозная жизнь Л., как и всей М. Азии, определялась смешением греч. и местных божеств: последние часто отождествлялись с греческими. Большим почитанием пользовались несколько святилищ, в т. ч. Лето близ Ксанфа и Артемиды Элевтеры в Мирах. Остатки языческих культов существовали в Л. еще в VI в.: почитались Диоскуры, священные кипарисы, в жертву приносили пары быков. Со II в. до Р. Х. в Л. (в Фаселиде, Термессе, Мирах, Тлосе) присутствовали общины иудеев.
Появление христианства в Л. связано с проповедью ап. Павла, к-рый ок. 57 г. посетил Патары, а в 59 г., уже под стражей по пути в Рим, побывал в Мирах. В Патарах и Мирах почитались неск. мучеников II-IV вв., в т. ч. 1-й епископ Мир Никандр (см. ст. Никандр и Ермей). О том, что к кон. III в. в Л. было много христиан, свидетельствуют 2 надписи, из Ариканды и Колбасы, на к-рых приведен текст рескрипта имп. Максимина Дайи 312 г. против христиан. В это гонение пострадал сщмч. Мефодий Олимпийский, еп. Патар.
После легализации христианства сформировавшаяся церковная организация Л. следовала гражданской. На I Вселенском Соборе 325 г. в Никее Л. и Памфилия были представлены как отдельные епархии, хотя от Л. присутствовал только еп. Патар Евдем. Согласно позднейшей легенде, в Соборе участвовал также епископ Мир свт. Николай Чудотворец, но его имя в списках епископов встречается лишь с VI в. Миры стали митрополией Л., т. к. именно они были адм. центром провинции. Согласно спискам епархий К-польской Церкви (Notitiae episcopatuum), митрополия Л. занимала обычно 19-21-е место среди митрополий Патриархата. Епископов имели города Агиодула, Адрианополь, Акалисс (ныне Асарчык), Аканда, Акарасс, Антифел (ныне Каш), Аперлы (ныне Сычакискелеси), Аракса (ныне Орен), Арнеи (близ совр. Эрнеза), Ариканда, Вальвура, Вувон, Евдокиада, Зинополь, Кандива (ныне Чаталолук), Кавн (близ совр. Дальяна), Кианеи (ныне Асар), Комва, Коридалла (ныне Хадживелилер), Ксанф, Левисс, Лимиры, Лорнея, Макра, Маркиана, Маставра (ныне Дереагзы), Милоиты, Ниса, Эноанда, Олимп (ныне Чыралы), Палеоты, Панорм, Патары, Пинары, Подалия, Родиаполь, Сидимы (ныне Юкарыдодурга), Таты, Телмесс, Тергас, Фаселида (близ совр. Текировы), Фелл, Филита, Финик и Хома. С самого начала нотиций в составе митрополии 2-е место после Мир занимала расположенная в глубине материка Маставра. Значимость этой кафедры подтверждает и огромный собор, построенный в городе в Х в. Реформа епархий в Л. произошла в нач. Х в., видимо, в связи с изменениями политической ситуации в Византии. К этому времени на побережье Восточной Л. не осталось ни одной кафедры. В 7-й нотиции К-польского Патриархата (X в.) указано только 33 из 37 прежних кафедр, причем вместо 12 старых появились 5 новых, а еще 3 были переименованы.
О ранних ересях в Л. известно мало. В энкомии свт. Андрея Критского свт. Николаю Мирликийскому (VI в.) упоминается местный еп. Феогний, примкнувший к маркионитам. В Житиях свт. Николая говорится о его борьбе с арианами, о присутствии которых в Л. известно также из письма свт. Василия Великого свт. Амфилохию Иконийскому (Basil Magn. Ep. 218), где он просит послать «ревностного мужа» в Л., чтобы посоветоваться там с православными епископами и пресвитерами о совместной борьбе с ересью. Известны также македониане. В 401 г. свт. Иоанн Златоуст низложил за симонию еп. Проересия из Л. Монофизитство мало затронуло Л., к-рая оставалась оплотом халкидонского православия. В 449 г. митр. Роман подписал постановления II Эфесского Собора в пользу монофизитства, но в 451 г. с 14 своими епископами он поддержал халкидонское вероисповедание. В 458 г. приверженность православию подтвердили митр. Петр и 21 его епископ. В V в. в Л. жил монофизитский отшельник Леонтий. В 518 г. епископы Л. осудили Севира Антиохийского, а епископ Эноанды Пальмарий упрекал имп. Анастасия I в симпатии к монофизитам.
Для Л. VI в. характерно появление крупных мон-рей, особенно в горной части Южной Л. Среди них мон-ри св. Иоанна Крестителя в Акалиссе, Св. Сиона, св. Иоанна в Лагве (владения последнего были освобождены от постоя солдат). Мон-ри занимались в т. ч. активной благотворительностью, особенно во время эпидемии чумы 542 г. Игумен Св. Сиона св. Николай, став епископом Пинар, дал 400 солидов из средств своей обители на строительство городского храма Богородицы. Он и его дядя Иоанн часто совершали паломнические поездки в Палестину и заимствовали идею посвящения храма Св. Сиону. В Палестине же подвизались выходцы из Л. преподобные Герасим Иорданский (V в.) и Конон, игумен лавры св. Саввы (VI в.) В своем Законе 535 г. имп. Юстиниан I (Novell. Just. 5 2) упоминает ликийского старца-подвижника Зосиму, возможно из Идира. Ок. 600 г. в Л. существовала и жен. обитель с 40 насельницами. В 724 г. в Милоитах подвизались 2 столпника; в монашеский столп был превращен и один из античных ликийских мавзолеев в Ксанфе. Между 820 и 842 гг. в горах Кундуриада близ Мир подвизался прп. Иоанникий Великий, пришедший сюда с Олимпа Вифинского. В 1-й пол. XI в. существовал монастырь в Ариканде; еще один средневизантийский мон-рь был в Аккуле. В XI в. монахи жили при храме свт. Николая в Мирах и охраняли гробницу святого.
В VIII в. митрополиты Мир были иконоборцами, но митр. Феодор покаялся на VII Вселенском Соборе в 787 г. и был оставлен в сущем сане. Митр. Никита, сторонник иконоборчества, в 824 г. участвовал в посольстве от визант. имп. Михаила II к франк. имп. Людовику Благочестивому и папе Римскому Евгению. В ХI в. в Л. известны павликиане. Прп. Лазарь Галисийский обратил в Православие павликианскую деревню в Филитской епископии. В сер. XI в. Евфимий, монах мон-ря Богородицы Перивлепты в К-поле, упоминал о присутствии богомилов в феме Кивирреотов.
После сельджукского завоевания Церковь в Л. переживала тяжелые времена. В кон. XI в. вначале итальянцы из Бари, а затем венецианцы похитили мощи свт. Николая из Мир. В 10-х гг. XIV в. в Мирах ок. 6 лет не было митрополита и там незаконно распоряжался митр. Атталии Лука; в Церкви возник спор о действительности совершенных им рукоположений. В 80-х гг. XIV в. митрополит Атталии снова противозаконно переподчинил себе мн. церковные владения Восточной Л., на что пожаловался патриарху митр. Мир Матфей, к-рому были вверены также Кос и Родос. После перевода митрополита Атталии в Угровлахию его кафедра в 1389 г. была поручена митрополиту Мир, но из-за его небрежения передана в 1393 г. митрополиту Селевкии Исаврийской якобы по просьбе клириков и архонтов Атталии. Узнав о том, что эта просьба поддельная, патриарх вернул Атталию Ликийскому митрополиту (до 1397).
В римское и ранневизант. время города Л. перестраивались по рим. образцу. В них возводили почетные арки в честь императоров, термы, прокладывали улицы с портиками, строили акведуки, нимфеи, некрополи, в т. ч. скальные. В средневизант. эпоху строили меньше, города обезлюдели и некоторые превратились в деревни. Население предпочитало перебираться в защищенные крепости (в Пиднах, Патарах, Мирах). В сельджукское время происходили дальнейшая рурализация и номадизация; в Л. появились типичные для тюрок караван-сараи.
Наиболее ранние памятники церковной архитектуры в Л. (список памятников см. Jacobek. 2010) датируются V в.; расцвет ранневизант. храмового зодчества приходится на VI в. Основной строительный материал - местный известняк; колонны в храмах - чаще всего сполии. Нередко храмы строили по частной инициативе. В городах храмы возводили на месте снесенных жилых кварталов (Ксанф, Кианеи), на акрополе (Фаселида, Ксанф), на окраине или на кладбищах (храм свт. Николая в Мирах; Кианеи, Милиада), на месте языческих храмов (Патары, Ариканда, Летоон). В богатых городах иногда существовало по несколько больших храмов. Так, в Андриаке, к-рый не был самостоятельным полисом, но лишь служил гаванью Мир, известно 5 базилик.
Основным типом храма была 3-нефная базилика эллинистического типа, ориентированная на восток, с выраженной снаружи апсидой (круглой, граненой или прямоугольной - в горной части Центральной Л.), часто с нартексом, атриумом (в больших базиликах, напр., в Ксанфе), пастофориями (Лимиры), баптистериями (Ксанф, Акалисс, Идир, Караджаорен и Пердикониси), парекклисионами (Данабашы, Идир, Родиаполь, Св. Сион, Сура, Олимп), в т. ч. в виде триконха (на акрополе Лимир, на мысе Кёк, в Летооне). Известны также др. виды пристроек, в т. ч. погребальные (в горной части Южной Л.), а также с епископскими дворцами (напр., в Фаселиде). Реже встречаются базилики с трансептом (зап. базилика в Патарах; в Тлосе, Лимирах, Олимпе, Трагалассе, Чамаркасы и Какабе). Особенность горной части Южной Л.- преобладание базилик с алтарем в виде триконха (храм св. Иоанна в Акалиссе; Св. Сион; в Дикмене, Девекуюсу), тип к-рого, вероятно, был заимствован из Палестины (Grossmann, Severin. 2003). Купольная базилика известна только в Кавне (Zah. 2003; реконструкция неверна). Базилики Л. и Памфилии отличаются высокими межнефными стилобатами; колонны соединяются чаще арками, чем архитравами, нередко встречаются синтроны. Во всех базиликах использовались колонны, за исключением, возможно, нижней базилики в Суре, где между нефами были возведены столпы (если их использование не является результатом перестройки нач. IX в.). Центрические культовые постройки в ранневизант. Л. почти не известны, кроме крестообразной церкви в Гедельме и парекклисиона в форме вписанного креста с изолированными угловыми ячейками в Каркаво. Архитектурная скульптурная декорация характерна преимущественно для горной части Южной Л. и связана с мастерами из Арней, о к-рых мы знаем из Жития св. Николая Сионского и к-рые, подражая в известняке столичной мраморной скульптуре, работали в Акалиссе, Св. Сионе, Трагалассе и Каркаво, а также в окрестностях Арней и, вероятно, на побережье и в Атталии (Grossmann, Severin. 2003). Впрочем, на побережье встречаются и мраморные базы и привозные капители, в т. ч. столичные и проконесские. Найдено также много фрагментов мраморных литургических устройств (амвонов, алтарных преград, престолов, кивориев). Во многих храмах открыты напольные мозаики из каменных тессер, в т. ч. фигуративные (в вост. базилике Ксанфа, в Летооне, в базилике № 3 на Пердикониси, в соборе Лимир, в Кавне, Коридалле, Ариканде). Opus sectile встречается на полах (в вост. базилике Ксанфа, Летооне) и на стенах апсид (в базиликах в гавани и «с трансептом» в Патарах). Фресок сохранилось мало, преимущественно нефигуративных: имитация мраморов (на Пердикониси), разгранка под квадры (в раннем храме в Аполлонии). О богатстве литургической утвари дает представление связанный с храмом Св. Сиона клад из Коридаллы с предметами 546-565 гг.
С VII в. начинается запустение больших ранневизант. храмов, в т. ч. из-за депопуляции Л., обеднения населения и упадка ктиторских семей, что привело к постепенному обрушению деревянных перекрытий базилик. Кроме того, сильное землетрясение на рубеже VIII и IX вв. повредило мн. церкви Центральной Л. (в Суре, Мирах, Акалиссе, Каркаво и др.). Чаще всего в восточной части старых базилик строили маленький зальный храм, иногда перестраивая центральный неф (Аперлы, базилика «А» в Кианеях). Реже их восстанавливали в прежнем виде (нижний храм в Суре), иногда с увеличением размеров (в Каркаво, храм свт. Николая в Мирах?), в виде базилик на столпах (на акрополе Лимир, храм св. Иоанна в Акалиссе) или как крестово-купольные храмы. В Ксанфе старый баптистерий был перестроен в храм, к нему пристроили новую апсиду.
Средневизантийские крестово-купольные храмы Л. сложно датировать, частично они представляют собой перестроенные ранневизантийские базилики. В Пиднах базилику переделали в храм типа «клуазоне» в зап. части (с проходами между нефами) и с изолированными угловыми ячейками в восточной. При этом свод вост. рукава оказался ниже конхи старой апсиды, а подкупольное пространство стало трапециевидным (Adam. 1977; реконструкция неверна). Аналогичное пространственное решение было применено в «базилике у источника» в Патарах (Ruggieri. 2009). В Суре в старую базилику встроен храм на 4 столпах, причем его зап. угловые ячейки равны по длине центральным и были перекрыты поперечными сводами; апсиды имеют 3-лопастный абрис.
Аналогичное пространственное решение присутствует и в храме в Аполлонии, где старый зальный храм включен в новый в качестве юго-вост. пастофория. Над зап. входом, к-рый закрывал крупный нартекс на крещатых столпах, имеется декор, состоящий из античного архитрава с триглифами и его имитации из кирпича и камня над люнетой. Храм в визант. крепости Патар имеет необычную конструкцию. Его купол опирался на 4 колонны, но вост. колонны вплотную примыкают к стенам между вимами, а к западу поставлена еще одна пара колонн и пара полуколонн - у зап. стены; боковые апсиды снаружи не выражены. Храм явно был епископским, на что указывают синтрон, солея и амвон; очевидно, он достаточно долго был действующим и врос в землю, так что пришлось сделать лестницы для спуска (Ruggieri. 2009).
Средневизантийские храмы Л. построены преимущественно из мелких, плохо отесанных камней, с активным использованием ранневизант. сполий, а также деревянных связей, как в храме в крепости Патар. Весь кирпич в них употреблен вторично; различная керамика часто используется для выравнивания кладки. Фасадной декорации почти нет: украшен зап. вход в Аполлонии, в Ксанфе апсида разделана глухими арками. На стенах ряда храмов (в Ксанфе, Аполлонии, крепости Патар, на акрополе Лимир, в Ксанфе, на Пердикониси) сохранились остатки фресок. Из этого ряда выделяется собор в Маставре, построенный к-польским архитектором в технике opus mixtum, с усложнениями в стиле столичной архитектуры (пастофории, апсидиоли и др.). В Ксанфе апсиду отделял от наоса украшенный мрамором иконостас с 3 проходами и изображением Деисуса в медальонах над св. вратами.