ЛИМАСОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XLI, С. 67-70
опубликовано: 7 июля 2020г.

ЛИМАСОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Λεμεσοῦ], епархия Кипрской Православной Церкви.

Исторический очерк

Располагавшийся на месте Лимасола Неаполь возник между такими крупными античными центрами, как Курион и Амафунт, и развивался по мере того, как соседние города пришли в упадок после ряда разрушительных землетрясений IV в. по Р. Х. В V в. Неаполь также именовался Феодосиана. С Х в. с исчезновением араб. угрозы этот город становится крупным портом и появляется новое название - Немес (Νέμεσος, Νεμεσός), к-рое произошло от греч. слова ἀνάμεσος, т. е. «расположенный посередине». В период правления династии Лузиньянов (1192-1489) за городом закрепилось название Лимасол (Λεμεσός).

Первым епископом Неаполя считается ап. от 70 Тихик (Leont. Makhair. Chronicle. § 30. P. 28). В Житии свт. Авксивия, еп. г. Солы, говорится, что ап. Павел, узнав о мученической кончине ап. Варнавы на Кипре, отправил к сщмч. Ираклидию своих учеников апостолов Епафраса и Тихика (Vita Sancti Auxibii. 13-14 // Hagiographica Cypria: Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e menologio imperiali deprompta. Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret. Turnhout; Leuven, 1993. P. 185 (CCSG; 26)). Еп. Феодосианы Сотер присутствовал на IV Вселенском Соборе (451). Одной из наиболее выдающихся фигур, занимавших епископскую кафедру, был свт. Леонтий Неапольский (пам. кипр. 18 июня; † ок. 650), известный церковный писатель, перу которого принадлежат Жития свт. Иоанна V (III) Милостивого, патриарха Александрийского, свт. Спиридона Тримифунтского, Симеона Юродивого, Похвальное слово ап. Варнаве, слова «Против иудеев и за иконы святых» и др.

Археологические находки раннехристианских памятников в Лимасоле немногочисленны по сравнению с Курионом (базилики епископская, прибрежная и вне городских стен) и Амафунтом (базилики на вершине акрополя, у подножия акрополя, на берегу моря, свт. Тихона и вмц. Варвары). В 1993 г. в ходе раскопок в центре Лимасола с вост. стороны мечети Кебир-джами был обнаружен фундамент раннехристианской 3-нефной базилики V-VII вв. Это здание являлось кафедральным собором Лимасола. В юж. конхе сохранилась часть каменного саркофага, который мог принадлежать какому-то местному святому (Тихику или Немесию). В VIII в. здесь была воздвигнута ц. вмц. Екатерины с двумя 5-гранными апсидами, к-рая действовала до кон. XIII в., на что указывают захоронения архиереев, а затем здание перешло к латинянам. На месте средневек. лимасольского замка археологи обнаружили мраморный подиум раннехрист. базилики и пол ц. вмч. Георгия Победоносца X-XI вв. После лат. завоевания Кипра (1191) византийские укрепления были перестроены, замком владели рыцари-тамплиеры, а затем иоанниты. В 20-х гг. XIII в. число правосл. епископий было сокращено с 14 до 4, Лимасольская епископия включила в свой состав Курийскую и Амафунтскую, а ее кафедра была перенесена из Лимасола в Лефкару; архиерейский титул - «епископ Амафунтский, предстоятель Немеса и Курия», но одновременно употреблялся и другой - «епископ Лефкарский». В Лимасоле находилась кафедра лат. Лимасольского епископа. Сосуществование лат. и правосл. иерархов не всегда было мирным. Правосл. Лимасольский еп. Матфей (ранее 1287-1301) был отлучен лат. Лимасольским еп. Бернардом, но, несмотря на это, сохранил за собой кафедру. В 1318 г. Солийский епископ и Лимасольский еп. Ольвиан были обвинены в совершении хиротоний вопреки Кипрской булле 1260 г. и заключены в тюрьму. Впоследствии, после вмешательства папы Иоанна XXII, они были освобождены. В 1459 г. лат. епископ Лимасола жаловался, что у него фактически нет паствы, т. к. верующие следуют за православным Лимасольским епископом (Σωφρόνιος (Μιχαηλίδης). 2002. Σ. 71).

В сер. XIV в. Лимасол процветал, но в 1347 г. на город обрушилась эпидемия чумы, а в 1373 г. его сжег и разорил генуэзский флот. За этим последовало неск. сильных землетрясений, а в 1425 и 1426 гг.- нашествия мамлюков. Окончательный удар городу нанесло землетрясение 1491 г. К кон. XV в. Лимасол лежал в руинах, в течение 50 лет существовал только замок.

Епископская базилика в Курионе. V в.Епископская базилика в Курионе. V в.В 1538 г. город был ненадолго захвачен турками, а в 1570-1571 гг., как и весь остров, оказался под властью османов. После восстановления правосл. епископий территория Лимасольской епископии была включена в состав Китийской (см. подробнее в ст. Китийская митрополия). Первые десятилетия после османского завоевания (не ранее 1625) кафедра продолжала находиться в Лимасоле, кафедральным собором служила ц. Панагии Кафолики, построенная на месте, где раньше существовал францисканский мон-рь (свидетельство Пьетро делла Валле - Cobham C. D. Excerpta Cypria. Camb., 1908. P. 214). Титул архиерея некоторое время сохранялся как «епископ Лимасольский и Амафунтский» (титул «епископ Китийский» впервые встречается в источниках в 1600; с сер. XVII в.- митрополиты Китийские). C экономическим расцветом Ларнаки кафедра была перемещена туда, поскольку на протяжении всего периода османского владычества Лимасол оставался небольшим бедным городом. Точное время переноса кафедры неизвестно. Но он был осуществлен задолго до 1674 г., когда Китийский митр. Косма (Маврудис) в одном из писем прямо свидетельствовал об этом (Σωφρόνιος (Μιχαηλίδης). 2002. Σ. 93).

С нач. XVIII в. в источниках упоминаются экзархи, назначаемые в Лимасол Китийскими митрополитами.

Интерьер ц. Агия-Напа в Лимасоле. 1891–1903 гг. Архит. Г. ПападакисИнтерьер ц. Агия-Напа в Лимасоле. 1891–1903 гг. Архит. Г. ПападакисВ 1819 г. Китийский митр. Мелетий выделил для размещения основанной жителями Лимасола Греческой школы принадлежащее митрополии здание. В течение XIX в. экономическое состояние Лимасола начало улучшаться. В 1849 г. в Лимасоле проживало 2 тыс. чел. (1500 христиан и 500 мусульман), в 1878 г.- ок. 6 тыс. чел. (1/3 - мусульмане) (Ibid. Σ. 207-208).

Жители Лимасола были недовольны тем, что из-за перемещения церковно-адм. центра епархии в Ларнаку их город стал второстепенным по значению. Так, в 1869 г. на собрании представителей Лимасольского окр. говорилось о необходимости строительства в Лимасоле новых зданий митрополии, потому что в том состоянии, в котором она находилась, была «недостойна своего названия» (Ibid. Σ. 245).

Интенсивное развитие Лимасола началось с 1878 г., в период брит. правления. Первым из Китийских митрополитов, проживавших в Лимасоле больше времени, чем в Ларнаке, был Киприан (Икономидис; 1868-1886). Из-за этого жители Ларнаки в 1882 г. пригрозили сделать митрополитом Китийским Хрисанфа (Иоаннидиса) Киринийского, а Киприана оставить митрополитом Лимасольским и Курийским (Ibid. Σ. 313). После этого Киприан вернулся в Ларнаку.

Значительное внимание Лимасолу уделил Китийский митр. Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II). Он построил новую митрополичью резиденцию (архит. З. Вондас из Александрии), в 1911 г. освятил величественный храм Агия-Напа (1891-1903, архит. Г. Пападакис), к-рый стал кафедральным собором вместо небольшой ц. преподобных Андроника и Афанасии (1835-1850). На свои средства он начал восстановление мон-ря св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), в котором поселил 3 монахов из Ставровуни и хотел создать Земледельческую школу. При разработке проекта Уставной хартии Кипрской Православной Церкви 1914 г. митр. Мелетий первым высказал идею о выделении из состава Китийской митрополии Лимасольской.

Кафедральный собор Панагии Кафолики. 50-е гг. XX в.Кафедральный собор Панагии Кафолики. 50-е гг. XX в.Большую роль в развитии духовной жизни в епархии сыграл эконом ц. Св. Троицы в Лимасоле свящ. Соломон Панагидис. Он создал первые на Кипре катехизаторскую школу (1933), правосл. лагеря (1937), правосл. молодежную организацию (1939) и открыл вечернюю школу (1940). В 30-40-х гг. при приходах стали возникать кружки и общества, напр. об-во «Благочестие» при ц. Панагии Кафолики. Ок. 1940 г. в Лимасоле действовала правосл. благотворительная орг-ция «Добрый самарянин», а в 1940 г. была учреждена Орг-ция социальной защиты и взаимопомощи Лимасола, в которой участвовали все благотворительные учреждения города. В 1948 г. Китийский митр. Макарий (впосл. архиеп. Кипрский Макарий III) реорганизовал систему благотворительной деятельности в епархии, основав Нищелюбивое братство Лимасола. Он запланировал строительство нового митрополичьего дворца в Лимасоле и утвердил проект, который был осуществлен в 1955 г., когда Макарий занял архиепископскую кафедру. В 50-х гг. был воздвигнут новый кафедральный собор Панагии Кафолики (освященный во имя Божией Матери Пантанассы) на месте снесенного храма, действовавшего в 1864-1953 гг. Китийский митр. Анфим (Махериотис) (1951-1973) проводил большую часть времени в Лимасоле. В 1959 г. он создал Бюро религиозного просвещения для лучшей организации и координации духовной жизни в Китийской митрополии, которое разместил в Лимасоле, а не в Ларнаке. В 1962 г. для помощи в окормлении быстро растущего населения епархии Свящ. Синод Кипрской Православной Церкви учредил должность викария Китийской митрополии - хорепископа Амафунтского.

13 авг. 1973 г. Лимасольская митрополия была выделена из состава Китийской в качестве самостоятельной епархии. Численность населения Л. м. значительно увеличилась за счет беженцев после оккупации турецкими войсками сев. части Кипра (1974). В результате были основаны новые приходы и построены храмы. Лимасольский митр. Хрисанф (Хризостому) приобрел для митрополии здание на ул. св. Андрея и переместил туда технические службы. Его преемник митр. Афанасий многое сделал для возрождения духовной жизни в Л. м. В т. ч. были введены ежедневные службы в кафедральном соборе, регулярные беседы с верующими, подготовка клириков для борьбы с ересями, реорганизованы катехизаторские школы и усовершенствована благотворительная система.

В июне 2007 г. в пределах Л. м. была создана Амафунтская епископия, возглавляемая епископом-викарием этой митрополии. Развалины древнего Амафунта находятся в пригороде Лимасола. Первый епископ Амафунта Аристоклиан был поставлен апостолами Павлом и Варнавой. В этом городе родились такие значительные церковные деятели, как свт. Тихон, еп. Амафунтский, свт. Иоанн V (III) Милостивый, патриарх Александрийский, прп. Анастасий Синаит. В кон. VII в. в результате нападений арабов Амафунт окончательно запустел.

В 2015 г. в Л. м. насчитывалось 125 приходских храмов (из них 21 - в Амафунтской епископии), 219 парекклисионов, 4 муж. мон-ря (св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), Христа Советника (вмч. Георгия Победоносца) близ с. Сотира, арх. Михаила в Монагри, скит Воскресения Христова близ с. Вуни) и 6 женских (Георгия Аламана мон-рь, Глосса Богородицы мон-рь, Амасгу Богородицы женский мон-рь, мон-ри свт. Николая Чудотворца «Кошачьего», Пресв. Богородицы «тис Амирус» и Пресв. Богородицы Сфалангиотиссы), действовали организации Нищелюбивое братство Лимасола, Православный христианский союз молодежи, фонд Соломона Панагидиса, общество «Друзья фонда Соломона Панагидиса», центр поддержки детей и подростков, молодежный центр «Архондарики», центр семейного руководства, бесплатная столовая, школа церковной и народной музыки, иконописная школа, б-ка, Кипрский центр исследования окружающей среды и обучения.

Русскоязычной общине в 1995 г. для совершения богослужения был выделен парекклисион прп. Стилиана в лимасольском районе Линопетра, в 2010 г.- ц. Христа Человеколюбца в районе Закаки. Кроме того, существует храм-часовня свт. Алексия, митр. Московского, в районе Калойири и планируется строительство большой ц. свт. Николая Чудотворца.

Византийские памятники архитектуры и живописи на территории Л. м.

Византийские церкви в центре Лимасола до настоящего времени не сохранились. Лишь на окраине, в районе Пано-Полемидия, уцелела ц. вмц. Анастасии Узорешительницы XII-XIII вв. с росписями XIV в. и в лимасольских пригородах Гермасойя и Агия-Филакси - церкви мц. Христины (XII в., с фрагментами фресок XIV-XV вв.) и ап. Тихика (Х в. (?), на месте базилики VI в.).

На территории Л. м. находится ряд важных византийских и поствизантийских памятников: ц. Агия-Напа близ Канту XII в. с фресками XII-XIV вв., ц. Честного Креста в Куке XII в. с фресками XII-XV вв., ц. Честного Креста в Пелендри XII и XIV вв. с фресками 1178 г. и XIV в., ц. мц. Мавры в Килани XII (?) в. с фресками кон. XV в., ц. вмч. Евстафия в Колоссах XII (?) и сер. XV в. с фресками XV - нач. XVI в., ц. мч. Маманта в Луварасе 1455 г. с фресками 1495 г., ц. Пресв. Богородицы Елеусы в Тримиклини XV в. с иконами 1-й пол. XVI в., ц. Панагии Кафолики в Пелендри ок. 1500 г. с фресками ок. 1500 г., ц. Честного Креста в Киперунте нач. XVI в. с фресками 1521 г., ц. Пресв. Богородицы Иаматики в Аракапасе с фресками 1-й трети XVI в.

Епископы Неапольские

Ап. Тихик (I в.); свт. Леонтий († ок. 650).

Епископы Феодосианские

Сотер (упом. в 451); Иоанн (до 655).

Епископы Амафунтские, Лимасольские и Курийские

Герман (?-1260); Матфий (1260-?); Матфей (ранее 1287-1301); Ольвиан (1301-1318); Матфей (1318(?)-1320); Герман (1320-?); Иоанн Яфун (1445-?); Флангий или Флангиний (?-1570).

Митрополиты Лимасольские

Хрисанф (Хризостому; 1974-1998); Афанасий (Николау, Ватопединос-Махериотис; с 1999 по наст. время).

Лит.: Fedalto. Hierarchia. P. 883; Σαββίδης Χ. ῾Ιστορικὸ Καθεδρικοῦ Ναοῦ ῾Αγίας Νάπας κα ῾Αγίων ᾿Ανδρονίκου κα ᾿Αθανασίας. Λεμεσός, 1992; Σωφρόνιος (Μιχαηλίδης), ἱερομ. ῾Ιστορία τῆς ᾿Εκκλησίας τῆς Λεμεσοῦ. Λεμεσός, 2002, 2015; ᾿Εκκλησιαστικὸ ῾Ημερολόγιο ῾Ιερᾶς Μητροπόλεως Λεμεσοῦ. Λεμεσός, 2014; ᾿Εκκλησία τῆς Κύπρου: Διοκητικὴ συγκρότησις τῆς ᾿Εκκλησίας Κύπρου κα τῶν λοιπῶν ᾿Ορθοδόξων ᾿Εκκλησιῶν: ῎Ετος 2015. Λευκωσία, 2014. Σ. 118-137; www.imlemesou.org [офиц. сайт Л. м.].
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также