ЛИПСА КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
Том XLI, С. 119-122
опубликовано: 15 июля 2020г.

ЛИПСА КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Содержание

[Греч. Μονὴ τοῦ Λιβός, Μονὴ τῆς ὑπεραγας Θεοτόκου τοῦ Λιβός; мон-рь Пресв. Богородицы Липса; тур. Фенари-Иса-джами] женский мон-рь, основанный в долине р. Ликус Константином Липсом, сановником и друнгарием (главой) визант. флота имп. Льва VI (886-912), представляет собой один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся средневек. памятников визант. К-поля. Единственные архитектурные постройки, сохранившиеся от некогда большого монастырского комплекса,- ц. Богоматери Панахранты (Непорочной), т. н. сев. церковь, освященная в 907/8 г. в присутствии императора, и пристроенная к ней во 2-й пол. XIII в. по инициативе имп. Феодоры, жены имп. Михаила VIII Палеолога, ц. во имя св. Иоанна Крестителя, т. н. юж. церковь (Millingen. 1912).

Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. МигоЦерковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. МигоПосле смерти мужа Феодора удалилась в мон-рь, к-рый был ее усилиями отреставрирован и расширен. Здесь она, приняв постриг с именем Евгения, провела остаток жизни († 1303). Один из аркосолиев в юж. нефе с вост. стороны связывается с местом погребения имп. Феодоры (Macridy. 1964). В юж. церкви позднее были похоронены мать Феодоры, Анна, и ее дочери Ирина, Евдокия и Анна, а также сын Константин († 1306), брат имп. Андроника II Палеолога, 1-я жена имп. Андроника III Палеолога имп. Ирина († 1324), имп. Андроник II († 1332) и 1-я жена Иоанна VIII Палеолога имп. Анна Васильевна Палеолог (Московская) († авг. 1417) (Ibid. 1964; Marinis. 2009).

Архитектурный комплекс мон-ря на более поздних этапах существования включал здание больницы и др. сооружения, связанные с повседневной жизнью монашеской общины (Janin. Églises et monastères. 1953. P. 307; Majeska. 1984).

Документальные письменные свидетельства, относящиеся к ранней истории Л. м., фрагментарны. В частности, упоминания о протоспафарии Липса встречаются в сочинении имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (De administrando imperii. 43. 42-76); дата освящения мон-ря 907/8 г. содержится в Хронике Симеона Логофета (X в.). Более полные и точные данные о Л. м. имеются в визант. источниках последующего периода, напр. в Типиконе мон-ря, составленном имп. Феодорой между 1294 и 1301 гг. (или с 1282 до 1300); копия хранится в Британской б-ке в Лондоне (Lond. Brit. Lib. Add. 22748) (см.: Delehaye. 1921; Talbot. 2000). В нем содержатся сведения о жизни обители и о работах, к-рые в ней проводились.

В результате трансформации визант. церкви в мечеть, к-рая произошла спустя неск. лет после захвата города султаном Мехмедом II Завоевателем (1453) или между 1497 и 1498 гг. в эпоху султана Баязида II (1481-1512), обитель претерпела значительные видоизменения. Новое название Фенари-Иса-джами происходит от имени Османского сановника Фенаризаде Аласудина Али ибн Юсуфа-эфенди († 1497/98), который пристроил существующий в наст. время минарет. Комплекс пострадал от пожара в 1633 г. и был перестроен великим везиром Байрамом-пашой. Были заново переложены и изменили свою форму купола и часть сводов. В интерьере сев. церкви вместо колонны появились характерные для мусульм. архитектуры арки с переломом. Здания вновь ремонтировались после пожара в 1831-1832 гг.; после пожара 1917 г. комплекс был на некоторое время заброшен. С 1929 г. были начаты его археологические и архитектурные исследования под рук. Т. Макриди. С 1947 г. комплекс был открыт для посещения как филиал музея Айя-София. В 60-80-х гг. XX в. проводилась капитальная реставрация американским ин-том Дамбартон-Окс, однако после ее завершения комплекс вновь был обращен в мечеть.

Архитектура

Западный фасад мон-ря Липса. Фотография. 1900-е гг.Западный фасад мон-ря Липса. Фотография. 1900-е гг.Здания Л. м. являются важнейшим источником для понимания истории развития архитектуры и искусства средне- и поздневизант. периодов, поскольку оба памятника имеют точные датировки. Сохранилось достаточно много архитектурно-археологических свидетельств, а также деталей скульптурного убранства внутри церквей (in situ). Нек-рые редкие детали декора (фрагменты мозаики, керамики, малых архитектурных форм литургического назначения, напр. амвона), обнаруженные во время реставрационных работ в 60-х гг. XX в., хранятся в Археологическом музее и в музее Св. Софии в Стамбуле. Сев. церковь построена в 907/8 г. на остатках древнего святилища VI в. Здание имеет характерные черты архитектуры средневизант. периода, времени правления Македонской династии (Krautheimer. 1965; Mango. 1976; Mathews. 1976). В плане она представляет собой греческий крест. Над средокрестьем - купол, опиравшийся первоначально на 4 свободно стоявшие колонны (заменены на столбы в 1633, 1636; во время пожара был также поврежден купол). Образовавшиеся в углах 4 компартимента прямоугольной формы были увенчаны куполами. На уровне галереи эти архитектурные пространства образовывали 4 маленькие капеллы, доступ в которые (по крайней мере в 2 восточные, над пастофориями) осуществлялся по внешним балкончикам (о назначении капелл см.: Marinis. 2004; Idem. 2012). С вост. стороны - 3 граненые снаружи и полукруглые внутри апсиды. По сторонам боковых апсид располагались 2 небольшие капеллы-пастофория (северная сохр. на археологическом уровне; южная включена в состав ц. св. Иоанна Крестителя).

Нартекс церкви состоит из неск. ячеек, перекрытых крестовыми сводами; короткие сев. и юж. стороны нартекса имеют полукруглое завершение (аналогичное решение было использовано в придворном храме мон-ря Мирелейон в К-поле, созданном в одно время с сев. церковью Л. м.). В верхнем ярусе нартекса также была предусмотрена галерея, подъем на которую осуществлялся по внешней деревянной лестнице, установленной с южной стороны храма.

Небольшой размер здания и наличие капелл на уровне галереи подтверждают общую тенденцию, свойственную храмовому зодчеству средневизантийского периода: тяготение к малому или среднему масштабу церковных построек, наличие угловых компартиментов, богатый декор. Эти черты являются выражением архитектурных предпочтений визант. аристократии, к-рая с этого времени обретает все большую силу. Данная тенденция усилится в поздневизант. эпоху. В случае с Л. м., как и с др. монастырскими комплексами, размер мон-ря должен был соответствовать количеству людей, составлявших монастырскую общину (Marinis. 2004).

Пятиглавие сев. церкви указывает на существование определенной архитектурной типологии и позволяет сравнить ее с ц. Неа-Экклисия (876-881), возведенной имп. Василием I при Большом дворце в К-поле. Неа-Экклисия, очевидно, послужила образцом для данного типа храмов, что подтверждается такими ее архитектурными репликами, как церковь мон-ря Мирелейон, а в более позднее время - ц. Панагии Халкеон (1028) в Фессалонике. Сев. церковь сложена из плинфы, что является характерной чертой архитектуры средневизант. периода в целом и к-польской IX-XI вв. в частности. Здесь эта строительная техника использована в чистом виде, а в соседней юж. церкви усложнена за счет применения широких слоев раствора и особой декоративной кладки (преимущественно в слепых нишах и на апсидах), формирующей геометрический орнамент, как это было принято в палеологовское время.

По внешней стороне 3 апсид сев. церкви проходит длинная, выполненная на мраморных пластинах строительная надпись (сохр. фрагментарно). В ней упоминается посвящение церкви Пресв. Богородице, прославляется основатель мон-ря Константин, уповающий на спасение (Megaw. 1964; James. 2008; Rohby. 2012. p. 738-739; Spingou. 2014). Изначально надпись легко читалась с большого расстояния благодаря контрастному сопоставлению выполненных из металла (свинца) букв и белого мраморного фона.

Интерьер ц. св. Иоанна Крестителя в мон-ре ЛипсаИнтерьер ц. св. Иоанна Крестителя в мон-ре ЛипсаЮжная церковь, посвященная св. Иоанну Крестителю, была построена имп. Феодорой, дочерью имп. Иоанна Ватаца, в 1282 г., в год смерти мужа имп. Михаила VIII Палеолога, в качестве семейного мавзолея династии Палеологов, подобно тому как семья Комнинов устроила мавзолей в мон-ре Пантократора (Зейрек-Килисе-джами).

Центральное пространство юж. церкви ограничено 4 мощными опорами, на которые посредством сферических парусов опирается большой купол. Подкупольная зона и боковые нефы разделены между собой тройной аркадой. Между столбами с юга, севера и запада помещены колонны, по 2 с каждой стороны. Т. о., боковые нефы и зап. часть образуют деамбулаторий (круговой обход) вокруг наоса, увеличивая за счет этого пространство здания, которое использовалось, напр., для устройства надгробий или капелл, как это было принято в палеологовское время.

Юж. церковь выполнена в технике смешанной кладки, когда ряды плинфы (2 или 5) чередуются с рядами камня. Эта техника соответствует позднему визант. периоду искусства в К-поле. Стены здания декорированы нишами и слепыми арками со стрельчатым завершением; ими, в частности, украшены 3 апсиды (центральная апсида имеет 7-угольную форму). Над окнами и полукруглым завершением ниш помещены орнаментальные мотивы, выполненный из плинфы меандровый фриз, а также фриз в виде свастики, крестов, спиралей и др.

Парекклисион, расположенный с юж. стороны юж. церкви и предназначенный для размещения в нем аркосолиев (сохр. неск. мраморных плит), примыкает к экзонартексу, который в свою очередь проходит с зап. стороны обеих церквей, объединяя их в комплекс.

Иконы. Декор

Св. Евдокия. Икона. Нач. X в. (Археологический музей, Стамбул)Св. Евдокия. Икона. Нач. X в. (Археологический музей, Стамбул) Одной из уникальных находок в Л. м. стала обнаруженная в XVII в., во время реконструкции крыши юго-зап. капеллы сев. церкви, икона св. Евдокии (Археологический музей, Стамбул). Икона выполнена в технике клаузоне (инкрустации). Изображение вырезано на пластине белого мрамора, в образовавшиеся ячейки вставлены кусочки разноцветного мрамора, составляющие личное и доличное: роскошное облачение с торакионом (атрибут визант. императриц), диадему, а также орнамент на полях иконы. По сторонам фигуры надпись: «H AGIA EUDOKHA». Относительно идентификации святой высказываются разные суждения. Макриди связывает образ с имп. Афинаидой (Евдокией), женой имп. Феодосия II (408-450) (Macridy. 1964). Ш. Герстел указывает на сложность распространения почитания этой императрицы в визант. столице, поскольку ее погребение находится в Иерусалиме, и считает, что на иконе представлена Евдокия Ваяна, 3-я жена имп. Льва VI (886-912), умершая в 901 г. и похороненная в имп. мавзолее в ц. св. Апостолов в К-поле; по мнению исследовательницы, икона была заказана имп. Львом VI и находилась в храме во время его освящения в 907/8 г. (Gerstel. 1997). Слегка изогнутая форма пластины позволила сделать предположение, что икона имела отношение к декорации нижней части апсиды (Mango, Hawkins. 1964). Высокое качество иконы и исключительная сохранность делают этот образ одним из самых важных свидетельств декоративного убранства сев. церкви Л. м. О том, что такого рода иконы украшали храмы мон-ря, свидетельствуют также находки, обнаруженные амер. учеными в 60-х г. XX в.: многочисленные обломки мраморных икон, в технике клаузоне.

Нек-рые элементы резного декора сохранились в сев. церкви на своих первоначальных местах (in situ): капители в наосе, мраморные карнизы в куполе, в наосе, в капеллах-пастофориях, столбики с базами и капителями в окне центральной апсиды. Особенностями резного декора Л. м. являются сильная стилизация всех форм, использование цветочных и растительных мотивов. Резьба выполнена в низком, почти плоском рельефе, который был раскрашен. Наиболее часто встречается мотив листьев со скругленными краями, расположенных симметрично и образующих раскрытые пальметты. Эти особенности ставят памятник в ряд придворных построек, для которых характерно использование мотивов сасанидского происхождения, вдохновленных модой на ислам. искусство. Сохранились также неск. фрагментов повторяющихся скульптурных изображений орлов и птиц с оперением, имитирующим изделия из металла.

От скульптурного декора южной церкви дошли: карниз в основании центрального купола, части мраморных плит, к-рые составляли литургическое убранство церкви, а также фрагмент резной решетки, закрывавшей один из оконных проемов (нек-рые части декора в наст. время хранятся в Археологическом музее в Стамбуле, см.: Firatlí. 1990). Помимо этого до наст. времени сохранились фрагменты больших мраморных арок с оплечными изображениями апостолов, выполненные в высоком сильно выступающем рельефе. Они являются лучшими образцами визант. скульптуры позднепалеологовского времени.

Большое число скульптурных фрагментов происходит из кругового обхода (амбулатория) южной церкви и парекклисиона, где находились гробницы. Напр., часть надгробной стелы мон. Марии Палеолог, имя к-рой упомянуто в пространной надписи, украшающей плиту рядом с изображением жен. фигуры в длинном облачении (Археологический музей, Стамбул). Отдельную группу памятников составляют карнизы, пластины облицовки из деамбулатория, украшенные сложными мотивами плетенки в технике выемчатой резьбы (champlevé), которые были заполнены цветными и темными пастами, создающими впечатление, что эти плоские орнаменты имеют объем.

Мн. скульптурные элементы из церквей Л. м. сохранились в сильно фрагментированном виде. В сев. церкви обнаружены многочисленные фрагменты черепицы и поливной керамики (влияние исламского искусства), использовавшиеся для облицовки стен и малых архитектурных форм литургического назначения, неск. мозаичных тессер, части стуковой лепнины, к-рые сочетались с украшениями из мрамора. В юж. церкви и амбулатории были найдены отдельные фрагменты покрытия пола в технике opus sectile и фрески заложенной при строительстве минарета ниши (Macridy. 1964).

Лит.: Кондаков Н. П. Визант. церкви и памятники К-поля. Од., 1886; Millingen A., van. Byzantine Churches in Costantinople. L., 1912. P. 122-137; Delehaye H. Deux typica byzantins de l'époque des Paléologues. Brux., 1921. P. 106-136; Brunov N. Ein Denkmal der Hofpankunst von Konstantinopel // EO. 1427. Vol. 26. P. 263-278; он же (Брунов Н. И.) Архитектура Константинополя IX-XII вв. // ВВ. 1949. Т. 2. С. 160-169; Macridy Th., Mango C. The Monastery of Lips (Fenari Isa Camii) at Istanbul // DOP. 1964. Vol. 18. P. 249-315; Mango C., Hawkins J. W. Additional Notes // Ibid. P. 299-315; iidem. Additional finds at Fenari Isa Camii, Istanbul // Ibid. 1968. Vol. 22. P. 177-184; Macridy Th. The Monastery of Lips and the Burials of the Palaeologi // Ibid. 1964. Vol. 18. P. 253-277; Megaw A. H. S. The Original Form of the Theotokos Church of Constantine Lips // Ibid. P. 279-298; Krautheimer R. Early Christian and Byzant. Architecture. Harmondsworth, 1965. P. 261-262; Mango C. The Byzantine Architecture. N. Y., 1976, 19852. P. 110-112, 148-153; Mathews Th. F. The Byzantine Churches of Istanbul: A photographic survey. Univ. Park (PA), 1976. P. 322-345; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn des. 17. Jh. Tüb., 1977. S. 126-131; Mathiopoulos-Tornaritos E. Zur Technik der Hagia Eudokia aus dem Lips-Kloster (Fenere Isa Camii) // Akten XVI. Intern. Byzantinistekongresse, Wien 4.-9. Okt. 1981. W., 1982. Bd. 2. Tl. 5. S. 61-72; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 309-312; Firatlí N. La sculpture byzantine figurée au Musée Archéologique d'Istanbul: Cat. P., 1990; Cutler A., Talbot A. M. Lips Monastery // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1233; Gerstel S. E. J. Saint Eudokia and the Imperial // The Art Bull. N. Y., 1997. Vol. 79. № 4. P. 699-707; eadem. Icon with Saint Eudokia // The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261. N. Y., 1997. P. 42-43; Talbot A. M. Typikon of Theodora Palaiologina for the Convent of Lips in Constantinople // Byzantine Monastic Foundation Documents: A Compl. Transl. of the Surviving Founders' Typika and Testaments / Ed. J. Thomas, A. Constantinides. Wash., 2000. P. 1254-1286; A Lost Art Rediscovered: The Architectural Ceramics of Byzantium / Ed. S. E. J. Gerstel, J. A. Lauffenburger. Baltimore, 2001. P. 35-36ss; Kirimtayif S. Converted Byzantine Church in Istanbul. Istanb., 2001. P. 47-50; Marinis V. The Monastery tou Libos: Architecture, Sculpture, and Liturgical Planning in Middle and Late Byzant. Constantinople: Thesis. S. l., 2004; idem. Tombs and Burials in the Monastery «tou Libos» in Constantinople // DOP. 2009. Vol. 63. P. 147-166; idem. Structure, Agency, Ritual and the Byzantine Church // Architecture of the Sacred Spaces, Ritual and Experience fron Classical Greece to Byzantium / Ed. B. Wescoat. Camb., 2012. P. 338-364; idem. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople, 9th to 15th cent. N. Y., 2014; James L. And Shall These Mute Stone Speak?': Text as Art // Art and Text in Byzantine Culture / Ed. L. James. Camb., 2008. P. 191-194; Gkoutziou Kostas A. Observations on the Dating of the Typikon of the Zips Monastery // JÖB. 2010. Bd. 59. S. 79-87; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 327-336; Rohby A. The Meaning of Inscriptions for the Early ad Middle Byzantine Culture: Remarks on the interaction of word, image and beholder // Scrivere e leggere nell'alto medioevo (Spoleto 28 aprile - 4 maggio 2011). Spoleto, 2012. P. 731-757; Spingou F. Revisiting Lips Monastery: The inscription at the Theotokos Church once again // The Byzantinist: The Newsletter of the Oxford Byzant. Society. Oxf., 2012. Vol. 2. Suppl. P. 16-19.
С. Педоне
Рубрики
Ключевые слова
См.также