Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛОР
Т. 41, С. 462-463 опубликовано: 7 августа 2020г.


ЛОР

Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон)
Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон)

Имп. Алексей III Великий Комнин. 1374 г. Фрагмент миниатюры на хрисовуле (мон-рь Дионисиат. Афон)
[Лат. loros; греч. Λωρφο, от lorion - полоса кожи], элемент имп. облачения (для суверенов обоего пола) в виде златотканой ленты, украшенной драгоценными камнями, шириной ок. 0,3 м и длиной ок. 4-5 м. Происхождение Л. связано с рим. консульской тогой (trabea triumphalis), остававшейся в употреблении до VII в. Л. препоясывали по плечам крест-накрест туловище и грудь, после чего один его конец вертикально спускали перед грудью, а другой перебрасывали через левое предплечье. В VI в. это слово использует Иоанн Лид при описании позолоченных погон или наплечий (Lyd. Mag. 2. 2); в XIV в. Псевдо-Кодин называет им кожаные ремни.

Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг.
Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг.

Имп. Юстиниан II. Реверс солида. 685–695 гг.

С празднованием Пасхи и Пятидесятницы было связано регулярное облачение императора в Л., когда его одевали поверх дивитисия во время царского выхода в храм Св. Софии. Согласно имп. Константину Багрянородному, Л. символизирует победу Христа над смертью и сияние Его пелен по Воскресении; также является символом Креста (Const. Porphyr. De cerem. II 40). Помимо императоров правом ношения Л. во время пасхальной трапезы обладали нек-рые высшие чиновники визант. двора (Philotheos. Kletorologion / Ed. N. Oikonomidés // Les listes de présèance byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. N 201. 24). Двенадцать сановников, облаченных в Л., имп. Константин Багрянородный уподобляет апостолам, собравшимся вокруг Христа, Которого олицетворяет император.

Шарфы или перевязи из более легкой материи также могли называть Л., напр. в облачении столичного эпарха, символизировавшем его власть.

Л. не служил элементом коронационного облачения императоров, но те надевали его во время увенчания кесарей; крестоносец Робер де Клари при описании одежд возводимого на трон Латинской империи Балдуина Фландрского (1204) использует слово palle, которое могло обозначать Л.

Среди наиболее ранних примеров имп. лоратных изображений - фигура Юстиниана II на монетах его 1-го правления (685-695). Облаченными в Л., усыпанные жемчугом и камнями или расшитые орнаментальными мотивами, представлены в соборе Св. Софии в К-поле имп. Александр на мозаике в сев. галерее (912), имп. Юстиниан и имп. Константин, подносящие модели храма и города Богоматери с Младенцем на троне, в юж. вестибюле (2-я пол. X в.). Изображение императрицы в Л. (погрудное) впервые встречается на монетах Ирины (797-802). После 2-й четв. X в. наравне с традиц. Л. использовался его модифицированный тип, упрощенной и более компактной формы. Вместо диагонального cкрещивания лент на груди широкая нагрудная часть начинается от округлого ворота и вертикально опущенным концом достигает земли. В такой Л. облачены имп. Роман II на авории (Paris. BNF, X в.), имп. Константин IX Мономах и имп. Иоанн II Комнин на мозаиках в юж. галерее собора Св. Софии в К-поле (1034-1042 и 1118). Наличие ворота в Л. такого типа, вероятно, предполагало и овальный вырез для головы, орнаменты включали различные варианты креста.

Изображения Л. традиц. формы прослеживаются в византийской нумизматике до XIII в., на памятниках искусства - до XII в. Л. императриц (упрощенного типа) имел свою особенность в виде щитоподобного элемента, который появляется на изображениях с сер. XI в. и ошибочно принимается иногда за отдельный предмет облачения, называемый торакионом. Упрощенный Л. сохраняется в имп. иконографии до конца истории Византийской империи.

В визант. церковной иконографии Л.- элемент облачения Христа и ангелов. Лоратный образ Христа - «Царя царствующих» известен с XV в. на иконах и образцах монументального искусства. В XI в. в купольных композициях визант. церквей появляются лоратные ангелы, окружающие Христа Пантократора (мозаики собора Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). На раннепалеологовских фресках ангелы в Л. сослужат Христу в сцене «Причащение апостолов» (70-80-е гг. XIII в., ц. ап. Иоанна Богослова в Канео, Охрид) или участвуют в «Небесной литургии» (ок. 1320, ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница). Уникальны Л. или напоминающие их золотые перевязи во фресковых «портретах» русских князей-прародителей в Архангельском соборе Московского Кремля (1564-1565, «возобновлены» в 1652-1666 гг.) - равноапостольного вел. кн. Владимира и вел. кн. Василия III Иоанновича.

Ист.: Const. Porphyr. De cerem. II 638. 5-9; Ioannes Lydus. Bonn, 1924. (CSHB; T. 27); Pseudo-Kodinos. Traité des offices / Ed. J. Verpeaux. P., 1966. 181 (B 38:30).
Лит.: Condurachi E. Sur l'origine et l'Evolution du loros impérial // Arta şi archeologia. Bucur., 1935/1936. T. 11/12. P. 37-45; Wessel K. Byzantine Enamels: from the 5th to the 13th Cent. Greenwich, 1967. P. 480-483; Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection / Ed. A. Bellinger, Ph. Grierson. Wash., 1973. Vol. 3. P. 1-2, 120-125; 1999. Vol. 4. P. 1, 153-156; ODB. Vol. 2. Sp. 1251-1252.
М. Н. Бутырский